http://www.polityka.pl/strategiczny-...651,294677,18/


Dorota Ciosk
Strategiczny powrуt

Дорота Чёск
Стратегический поворот


Россия возвращается в Афганистан с новой стратегией. На этот раз она ставит на пуштунов.
В Кабуле всё громче говорят о том, что на территориях афгано-пакистанского приграничья появился вооружённый отряд Талибана, контролируемый Кремлём. Как утверждают некоторые источники, в Вазиристане уже могут действовать даже несколько групп «русских талибов». Пока что это только слухи, однако, существуют серьёзные причины считать, что они небезосновательны.



Первые сообщения о «русском следе» в пакистанских провинциях Северного и Южного Вазиристана появились несколько месяцев назад, утверждает Андрей Серенко, российский эксперт из Центра Исследований Современного Афганистана. 3 февраля боевики пакистанского крыла Талибана взорвали стратегически важный мост на перевале Каибер, по которому шло снабжение коалиционных войск в Афганистане. В тот же день президент Киргизии решил закрыть американскую военную базу Манас. Уже тогда совпадение этих событий обратило на себя внимание некоторых экспертов, однако, не хватало доказательств, чтобы связать эти факты «русским узлом» - пишет Серенко в аналитической статье, опубликованной на сайте afghanistan.ru.

Слухи о создании «кремлёвского Талибана» усилились в мае из-за российско-афганского саммита. Он прошёл в Москве по случаю 90-ой годовщины установления дипломатических отношений между двумя странами. В российскую столицу приехали более полусотни афганских парламентариев, бизнесменов и влиятельных региональных лидеров с вице-президентом Халили во главе. Состав делегации, кажется, подтверждает заинтересованность Кремля в диалоге с влиятельными пуштуно-талибскими лидерами. Москва, которая в последние полтора десятка лет ставила на связь прежде всего с афганскими таджиками и узбеками, на этот раз пригласила на саммит представителей всех народов Афганистана. По мнению газеты gzt.ru, среди членов делегации доминировали пуштуны. Видны были также чёрные тюрбаны талибов. Встречи на высшем уровне длились целую неделю.

Афганцы официально обратились к России с просьбой об усилении её присутствия в их стране и о помощи в индустриализации Афганистана. В первую очередь они хотят, чтобы Россия отремонтировала или же построила заново более сотни объектов, которые были созданы в советское время, например, каналы и мелиоративные системы, туннель Саланга, фабрика искусственных удобрений. Очередным приоритетом для афганцев является электрификация, в том числе строительство большой гидроэлектростанции. Делегаты уверяли, что война идёт лишь в некоторых провинциях, а они сделают всё, чтобы обеспечить русским безопасность.
- Пусть только приедут инженеры. А деньги афганцы вытрясут из американцев и западных партнёров, - пишет в газете gzt.ru Юрий Крупнов, руководитель российского Института Демографии, Миграции и Регионального Развития.

Деньги или джихад


Афганцы, вообще, хотели бы получать больше денег от США и государств Запада на строительство инфраструктуры и вооружение армии. Тогда «они сами справятся с террористом и Аль-Каидой», утверждает принц Абул Али Серай, один из важнейших представителей майской афганской делегации.

Принц Серай – потомок королевской династии, правившей Афганистаном до 1973 года и в то же время президент Национального Совета Диалога с Племенами Афганистана. Как сам он говорит, за ним стоят его предки и несколько веков истории, поэтому он считается себя законным представителем племён. Он убеждён, что смог бы мобилизовать их для наведения порядка в стране так, что через границу «даже муха не пролетит», и для этого ему нужна не помощь Америки, а оружие. По его мнению, американские лидеры в последние несколько лет игнорировали племена, веря, что политики и военные справятся сами.

- Нам не нужна американская модель. У нас есть собственная, афганская, благодаря которой Афганистан жил тысячи лет. Если американцы не изменят стратегии, и очередной лидер так же, как Карзай, будет держаться только благодаря поддержке Вашингтона, то это станет его поражением, - предсказывает Серай.
Принц утверждает, что афганцы больше не верят Америке. Чем больше падает бомб на деревни тем больше становится кровных врагов. Не все воспринимают США как оккупантов, но недовольство растёт.
- Если афганцы на самом деле объявят джихад – всё будет потеряно, - сказал Серай в интервью, которое он дал «Известиям» во время своего пребывания в Москве.

В Вашингтоне, замечает газета «The National», издаваемая в Абу-Даби, в своей сетевой версии, принц Серай не найдёт собеседников. Его противники подчёркивают, что племенная структура в Афганистане ослаблена советской оккупацией, правлением талибов, американской интервенцией и мощным наркобизнесом. Возродить эти структуры будет не только непросто, но и грозит излишним усилением племенных вооружённых отрядов, пишет welt.de.

В Москве принц Серай выступил как решительный сторонник объединения афганских племён (как можно догадываться, под его собственной властью) и создания единого, сильного и стабильного государства.
Стабилизация Афганистана – это также и в интересах Москвы, которая опасается не только идущих оттуда наркотиков в огромных количествах, но и распространения исламского терроризма на всю Среднюю Азию. Поэтому даже старые советские генералы признают, что присутствие коалиционных войск в Афганистане сегодня способствует безопасности России, потому что поддерживает в этой стране определённую стабильность.

Однако, сама Москва вовсе не торопится посылать своих солдат на войну. Русские очень осторожны, потому что хорошо знают, что вмешательство в афганские дела может оказаться ловушкой. Как сами они признают, они недооценили афганской аллергии на иностранных захватчиков, потому что сами себя таковыми не считали. Сегодня они понимают, что у афганцев совершенно иные традиции, культура и религия. Коалиция может увеличивать свои войска до бесконечности, но это ничего не даст, потому что проблема заключается в качестве афганской полиции и армии.

Поэтому устами своего министра иностранных дел Москва уверяет, что не имеет намерений вводить войска в Афганистан. Зато будет реализовать другие формы помощи, такие, как: поддержка социально-экономического возрождения, подготовка кадров и усиление государственных структур. Поэтому на майском саммите так много говорили об общем опыте.

Русский ключ


Хотя афганцы и воспринимали российское присутствие как оккупацию, но прошедшее время и продолжающаяся сейчас война сделали своё. В разговорах с представителями российских СМИ афганцы подчёркивают давние связи, соединяющие их страны.
- Мы читали Чехова и Пушкина, Достоевского и Толстого. Драму Горького «Мать» (так в тексте – при. перев.) мы знаем наизусть. Между нами сейчас много других стран, но афганцы и русские гораздо более близки друг другу, чем кажется, - говорит Надар Хан Катавазаи в gzt.ru.

Становится всё заметнее рост симпатии к русским при одновременном нарастании антиамериканских настроений. И дело тут не только в войне и бомбардировках. Афганцам попросту непонятен американский образ жизни, он им совершенно чужд, подчёркивает корреспондент газеты «Время Новостей» Аркадий Дубнов. Репортёр подтверждает мнение российских журналистов, что сейчас афганцы с ностальгией вспоминают времена советской оккупации.
- Где бы я ни появился, - говорит Дубнов, - всюду я встречал людей, говорящих по-русски. Они либо работали в СССР, либо учились у нас. И всегда я встречался с тёплым приёмом и приятными воспоминаниями о тех временах.

Для многих афганцев русские до сих пор остаются «шурави» - Советами. Это слово – ключ, который открывает многие двери, часто возбуждает симпатию, и всегда находится кто-то, кто помнит пару слов по-русски.
- Здешние русские говорят, что почти половина дипломатов и многие военные полицейские учились в Советском Союзе, - утверждает Василий Воропаев, журналист «Известий».
Член парламента Афганистана, Сайед Исхак Гаилани, председатель Национального Движения Солидарности, сам когда-то воевал с Советами, а сегодня говорит:
- Русские хорошо воюют, а американцы воевать не умеют. А нам, пуштунам, нравятся военные люди.

Пуштунам также понравилось приглашение их лидеров в Москву. Как замечает, Серенко, в разгар санкционированной Соединёнными Штатами операции пакистанских сил против талибов в долине Сват, это было воспринято как сигнал готовности России поддержать пуштунов и талибов. Однако, российский аналитик обращает внимание на то, что новая стратегия Москвы может обернуться против неё же. Россия может стать предметом закулисных игр со стороны пуштунов и талибов. Они десятилетиями участвуют в игре на противоречиях между державами и научились использовать их. Сейчас они рассчитывают, что, используя российско-американские противоречия, им удастся добиться своего, - предостерегает аналитик из ЦИСА
.