http://www.rp.pl/artykul/9133,329842...ce_Obamy_.html
Tomasz Wrуblewski
Czy Rosja zdobędzie serce Obamy
Томаш Врублевский
Покорит ли Россия сердце Обамы
Москва уже много получила, но кремлёвский список покупок значительно длиннее. Дмитрий Медведев рассчитывает на понимание американского президента-идеалиста, - пишет публицист.
Барак Обама приголубит сегодня ещё одного врага Америки. Два предыдущих всё ещё не могут сообразить, что же такое произошло, когда президент Соединённых Штатов покаялся за Залив Свиней, а также за Кеннеди и предложил сотрудничество коммунистическому режиму Никарагуа. Потом он в Каире извинялся перед мусульманами за американское непонимание особенностей их культуры.
Визит в Москве продлится всего лишь до среды, но несколько поклонов Обама сделал заранее. Он убедил НАТО возобновить постоянный диалог с Россией, забыв о нашествии российских войск на Грузию и нарушение одного за другим всех постановлений о перемирии и выводе солдат. Не будет темой для дискуссий и Киргизия – маленькая республика, до не давних пор гостеприимно принимавшая у себя американские войска. Там уже нет американцев, зато есть русские и политические советники. Ведь не случайно демократическая оппозиция либо убежала из страны, либо сидит в тюрьме.
Украина остаётся независимой, но ни один серьёзный человек в Вашингтоне уже не вспоминает пустые мечтания о её приёме в НАТО. ПРО – это уже история, впрочем, как и боеголовки к обещанным нам «Пэтриотам».
Ещё два месяца назад мы слышали, что определённые уступки необходимы взамен за помощь России в ядерном разоружении Ирана. Уступки были, а Россия и не думает демонтировать то, что сама помогала установить. Мало того, выгодный контракт с Тегераном на поставку ракет S-300 земля-воздух тоже будет реализован.
ОПАСЕНИЯ ПЕРЕД ГОНКОЙ ВООРУЖЕНИЙ
Россия уже много получила, но кремлёвский список покупок значительно длиннее. Президент Дмитрий Медведев рассчитывает на понимание президента-идеалиста. Как в том, что касается нового стратегического договора, который заменит заканчивающийся в декабре Strategic Arms Reduction Treaty (START), так и относительно трактата о кибер-войнах. Москва, хорошо помнящая Рональда Рейгана, боится, что если сейчас не договорится о количестве боеголовок, американцы, пользуясь финансовыми трудностями России, захотят довести её до банкротства новой гонкой вооружений.
Трактат о запрете войн в интернете (cyberwar treaty) должен был бы запретить принуждать производителей чипов, компьютеров и программного обеспечения к секретному кодированию. Американцы, может, и проигрывают гонку с русскими хакерами, но зато располагают значительным преимуществом в системах так называемых логичных бомб. Спящие коды приводятся в действие в случае конфликта и гарантируют самоуничтожение вражеских компьютеров.
Новейшее кибер-оружие, созданное после электронной атаки на Эстонию в 2007 году, не даёт покоя российским экспертам. Пентагон не соглашается на подписание трактата. Вдобавок Госдепартамент не устраивает пункт о признании правительству права расправляться с внутренней интернет-угрозой. На практике это даст полную свободу для введения цензуры и блокирования оппозиционных публикаций в России.
ДИКТАТУРА ХОЧЕТ ПРИЗНАНИЯ
Список желаний хозяев ещё длиннее. Российский президент хочет окончательной отмены поправки Джексона-Вэника, которая позволяла эмигрировать в США политическим противникам и лишала Россию привилегированного статуса в межгосударственных торговых отношениях (Permanent Normal Trade Relations). Американцы ежегодно приостанавливают действие поправки, но до сих пор не соглашались на полный отказ от неё, а Москва считает это необычайно унизительным.
Президент Медведев рассчитывает также на помощь Обамы во вступлении России в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Россия не соответствует большинству критериев. Это касается как прозрачности структур собственности, так и отношения к иностранным инвесторам, а также охраны авторских прав. Он, однако, верит, что в рамках перезагрузки и эти грехи России будут забыты во имя улучшения отношений.
Прежде всего, России заинтересована в американской любви. Любая диктатура нуждается в признании. Правители хотят, чтобы то, что они говорят, воспринималось как глас народа, а не как сиюминутные интересы кучки олигархов, окружающих президента и премьера. Кремль рассчитывает на поддержку вашингтонских реалистов из окружения Обамы, которые в улучшении отношений с Москвой видят прежде всего возможность сконцентрироваться на других регионах мира – Иране, Афганистане, Пакистане, а в экономических вопросах – на Китае, Индии. Тут они, действительно, могут найти общий язык с циничными автократами из Кремля. Забудем о правах человека и конфликтах России с соседями. Поговорим о бизнесе.
ЗАКРЫВАНИЕ ГЛАЗ
Интересно, что вашингтонские реалисты, с таким энтузиазмом говорящие сегодня о перезагрузке и окончании эпохи Буша, в большинстве своём те же самые люди, которые были советниками Джорджа Буша и Билла Клинтона.
Из восьми лет правления Буша семь прошли под знаком реализма. А конкретно – это было закрывание глаз на нарушение прав человека, убийства в Чечне, диверсии в Сербии и на Украине. Это именно реалистам Клинтону и Бушу мир обязан расчленением Грузии.
Хотя мы о многом можем догадываться из обрывочных высказываний членов команды Обамы, но на самом деле Белый Дом ещё не определился, какова будет его стратегия по отношению к России в ближайшие годы. Могут ли Польша и Евросоюз рассчитывать, что Америка поддержит нас в Восточном Партнёрстве и строительстве демократии в бывших советских республиках?
«Покажет ли Обама миру, что он видит разницу между интересами России и интересами правящей элиты?», - спрашивает в «Moscow Times» Лилия Шевцова из Центра Карнеги в Москве.
А момент исключительный. Не скоро ещё дождётся Америка такой ситуации, когда можно к чему-то принудить Россию. Обама приезжает в страну, совершенно обессиленную экономическим кризисом. Лидеры её беспомощны – повсюду падает уровень жизни, они в страхе перед социальными протестами, и у них нет никакой альтернативы сокращающимся прибылям от продажи минеральных ископаемых.
Президент Обама с успехом мог бы повторить сегодня свою любимую фразу и призвать к перезагрузке российской политической системы. Поставить знак равенства между демократизацией жизни в России, концом разбойничьей политики в сопредельных странах и привилегиями и трактатами, которые столь важны для России и без которых имперские мечтания останутся только пропагандистскими выдумками.
БЕЗ ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА
Московский дуэт Путин –Медведев уже знает, что он повинен в грехе бездействия. В первые месяцы советники президента уверяли, что кризис быстро кончится. Цены на газ, нефть и руду снова будут бить рекорды. Российские лидеры хотели воспользоваться – как они говорили – «мировой истерикой» для захвата западных корпорация и национализации тех, которые сделались слишком самостоятельными в руках отечественных олигархов.
Коррумпированные суды принуждали продавать контрольные пакеты за бесценок. Так был захвачен норвежский телекоммуникационный концерн Telenor VimpelCom. После фальсифицированного процесса вышвырнули из страны Уильяма Броудера и захватили его фирму Hermitage Capital.
Скоро стало ясно, что бизнес не нуждается в уговорах, чтобы покинуть Россию. Вдруг остановились полтора десятка строительных проектов. Биржа летела вниз с силой земного притяжения. Центральный банк вынужден был девальвировать рубль. ВВП России всё ещё падает (в 2009 году примерно на 10% по сравнению с 2008 годом, когда национальный продукт брутто уменьшился на 14%).
Кризис обнажил слабость российской системы. Несмотря на телевизионные спектакли, такие, как визиты в магазины, контроль цен, выговоры олигархам или запрет азартных игр, премьер Владимир Путин не предложил россиянам никакого пути выхода из кризиса. Правда, ему пришлось приостановить национализацию, но это не равнозначно возвращению к свободному рынку и демократизации. Он всё ещё рассчитывает, что рынок удастся обмануть, или, по крайней мере, принудить Америку и весь Запад к уступкам, что позволить дотянуть до того дня, когда цены на нефть снова подскочат до 150 долларов за баррель.
СОРНЯК АВТОРИТАРИЗМА
Обама должен помнить, что даже если сегодня Кремль выглядит не так опасно, как год назад, то авторитаризм – как сорняк. Он требует постоянного выпалывания. Без демократической страховки он заглушает все, даже самые малые проявления свободы и независимости.
На протяжении последних десяти лет у россиян одно за другим отнимали их конституционные права. Сначала государство уничтожило частные телеканалы. Затем пришла очередь публикаций в прессе. В 2007 году под видом борьбы с террором Путин отнял у избирателей право выбирать своих представителей в непосредственных выборах в Думу. Был введены пропорциональные выборы, дающие больше влияния большим партиям, а конкретно – Единой России, контролируемой Путиным. Была также ограничена власть независимо избираемых губернаторов.
Зарастание демократии происходило в три хорошо срежиссированных этапа, четвёртый завис в воздухе и ожидает конца кризиса. Первый состоял в том, чтобы войти в доверии к мировой финансовой элите. Путин обещал миру технократическое правление, упорядочивание коррумпированных структур и построение правового общества благосостояния. Второй этап – это раздача наиболее прибыльных фирм доверенным людям из аппарата безопасности и при их посредничестве контролирование экономики, в том числе и серой зоны. Президент, весь государственный аппарат и суды гарантировали защиту и помощь олигархам в доходных захватах и разграблении имущества нелояльных бизнесменов и - всё чаще – западных корпораций.
Третий – это установление контроля над западными инвестициями, подчинение олигархов и дальнейшая концентрация власти в руках как можно более узкой элиты.
Постепенно, пока ещё робко, но всё более явно Россия входит в четвёртый этап – полного тоталитаризма и охлаждения отношений со странами, которые демократию и рыночные свободы несут на своих знамёнах.
ЧЕМУ СЛУЖИТ ПРОСЛАВЛЕНИЕ ТЕРРОРА
Симптоматичен был отказ России от ходатайств о вступлении во Всемирную Организацию Торговли (ВТО), о чём Москва хлопотала много лет. Теперь вместо того, чтобы присоединиться к сообществу 153 стран, она хочет создать собственное сообщество – экономический блок с Белоруссией и Казахстаном. Этот поворот во внешней политике лишь кажется неожиданным. Членство в ВТО требовало коренных перемен в экономической системе. А Россия год от года всё более удаляется от соответствия критериям. Вместо того, чтобы бороться с коррупцией, чрезмерным регулированием и стремиться к освобождению рынка, Путину легче всего сказать – мы идём своим путём.
Очередной символ российских преображений – это кампания по обелению коммунистического режима. Российские дети должны теперь учиться в школе тому, что Сталин был превосходным и эффективным лидером, а террор, политические убийства, ссылки в Сибирь или голод на Украине были необходимы в ситуации внешней угрозы. Два месяца тому назад президент Медведев создал специальную комиссию для борьбы с фальсифицированием истории. Высказывания о преступном характере Советского Союза для россиян могут закончиться тюрьмой, а для государств, которые позволяют себе такие интерпретации, – охлаждением взаимных отношений.
Этого, конечно, Обама может не опасаться, но он мог бы задуматься, зачем Путину и Медведеву нужно сегодня прославление террора. И, может быть, реализмом был бы жест в сторону демократической оппозиции? Раньше или позже она снова будет единственной силой, с которой Америка сможет найти общий язык.
---------------
Автор – бывший главный редактор еженедельника «Newsweek Polska» и бывший вице-директор издательства «Polskapresse». Сотрудничает с «Жечпосполитой»