http://www.newsweek.pl/artykuly/sekcje/swi...z-rosja,46956,1
Michał Kacewicz
Bałtowie już nie chcą walczyć z Rosją
Михал Кацевич
Балты уже не хотят воевать с Россией

Президент Латвии Валдис Затерс во время военного парада в Риге
Тихая война Литвы, Латвии и Эстонии с Россией закончилась. Ослабленные экономическим коллапсом страны уже не способны далее задираться с большим соседом.
Нилс Ушаковс, мэр Риги, скоро снова станет Нилом Ушаковым. Разница невелика, но для латышей фундаментальна. 33-летний журналист на выборы органов самоуправления в июне этого года шёл во главе центристской, открыто пророссийской партии Центр Согласия как натурализованный латыш. Теперь, управляя самым большим городом в стране (в столице живёт треть населения республики), он заявляет, что вернётся к русским корням, хотя ему пришлось изменить фамилию на латышскую, чтобы получить гражданство республики.
Ушаков – первый в истории латышский политик столь высокого ранга, который посетил Москву, по личному приглашению Владимира Путина, во время сентябрьского праздника российской столицы. Он не боится заявлять, что русский должен быть вторым, рядом с латышским, государственным языком, что он поддерживает идею российского северного газопровода, а сотрудничество с Россией является приоритетом латышской внешней политики.
- Он возвращает нам чувство собственного достоинства, ведь в Риге живут, главным образом, русские, - говорит Юлия Берзовс из Риги.
Латыши с тревогой смотрят на русского мэра столицы. Русские в Латвии – уже не просто меньшинство, протестующее против латвийской государственности. После успеха на выборах в столице они хотят участвовать в правлении всей страной.
Ещё год тому назад это невозможно было представить. Латвия, Литва и Эстония были антироссийскими ястребами европейской политики и в течение 18 лет жёстко играли с Россией. Латыши и эстонцы отказывали в гражданстве русскому меньшинству в своих странах. И слышать не хотели о равноправном статусе русского языка, хотя 40% жителей Латвии – русские. Вильно, Рига и Таллин солидарно поддержали – вместе с Варшавой – Грузию в её конфликте с Россией. В исторических вопросах наш спор с Россией из-за 17 сентября кажется салонной дискуссией по сравнению с фестивалем взаимных обвинений прибалтийских стран и Москвы. В Москве Эстонию и Латвию обвиняют в фашистских настроениях, потому что власти чтят память латышских и эстонских солдат СС. А балты называют советский период советской оккупацией (в литовском праве даже появилось наказание за отрицание советских преступлений).
Однако теперь прибалтийским республикам придётся смягчить антироссийскую риторику. Кризис загнал их в угол, а Россия для них – важный экономический партнёр. Литовский ВВП за последний квартал упал на 22,4%, латвийский - на 19,6%, а эстонский – на 16,6%. Прогнозы не оптимистичны, падение будет продолжаться. Латвия спасается кредитом от Международного Валютного Фонда. Скоро такой же помощи может попросить Литва.
Одновременно власти прибалтийских государств резко изменяют внешнюю политику. Литва сегодня ищет договорённости с Белоруссией и экономически открывается по отношению к России.
- В Литве кризис привёл к тому, что растёт разочарование Европой и чувство, что в беде мы остались одни, - говорит Угниус Трумпа из Литовского Института Свободного Рынка.
Но нечего сваливать вину на Европу, если сами литовцы совершили в последние годы множество стратегических ошибок.
Кризис, который пробудил активность русского меньшинства, показывает драматические ошибки прибалтийских стран в их политике по отношению к местным русским. Их не удалось ассимилировать, а живя в общественной изоляции, они оказались восприимчивы к идущей из Москвы пропаганде.
Для Москвы самым эффективным орудием влияния в балтийских странах оказалась, однако, не пропаганда, а энергетика, с которой у бывших балтийских тигров огромные проблемы. Согласно директивам ЕС, Литва должна до конца этого года закрыть атомную электростанцию в Игналине, потому что она старая и оборудована опасными, советскими ещё реакторами.
- Ситуация будет катастрофическая, не знаю, где мы возьмём электричество, - тревожится Рокас Жилинскас из комиссии по энергетике литовского сейма.
У правительства есть аварийный план: потребность частично покроет поспешно запускаемая электростанция, работающая на мазуте (его надо покупать в России или у польского «Орлена»), и импорт электричества из России и с Украины (через Белоруссию). Любое из этих решений означает для Литвы энергетическую зависимость.
Уже несколько лет говорится, правда, о проекте Игналина-2, то есть современной атомной электростанции, которую Литва, Латвия, Эстония и Польша совместно построят в Висагине. Однако нынешний президент Литвы, Далия Грибаускайте, в последнее время сомневается (хотя и не отказывается совсем от проекта) в экономической обоснованности строительства новой электростанции – слишком дорого для кризисных времён. Между тем растёт региональная конкуренция. Россия уже объявила, что построит атомную электростанцию в Калининградской области. Подобные планы у Белоруссии – её реактор расположится вблизи от польской и литовской границы.
- Прибалтийская большая энергетическая игра – это гонка со временем, потому что если русские или белорусы первые закончат проект, то литовская электростанция не имеет смысла, - говорит Жилинскас.
Тем более, что русские приглашают в свой проект Польшу и Литву.
Соблазняет и Александр Лукашенко. Две недели тому назад он был в Вильно и рисовал великолепные картины энергетического сотрудничества и дешёвого электричества из Белоруссии для всего региона. За внезапным – и наблюдаемым из Польши с подозрением – литовско-белорусским сближением стоит литовский бизнес. Брониславас Любыс и Владимир Романов, зарабатывающие на транзите российских и белорусских товаров через порт в Клайпеде, являются главными лоббистами открытия на восток. Романов недавно был спонсором гастролей московского балета Большого Театра в Вильно.
- Россия не отказалась от намерений влиять на литовскую политику. Об этом свидетельствует хотя бы организуемый в Вильно центр «Кремлёвская Стратегия», - считает литовский евродепутат Витаутас Ландсбергис.
Российский центр в Вильно должен стать исследовательским центром, лоббирующим интересы Москвы. Его открытие в сентябре – это прецедент в прибалтийских странах.
Примеры уступок балтов в пользу Москвы можно бы перечислять долго. Правительство в Риге отказалось от подсчёта потерь, которые страна понесла во время советской оккупации. Распущена комиссия, которая должна была провести подсчёт, а потом требовать от России компенсаций. Слишком рискованно предъявлять претензии соседу в то время, как одним из важнейших для страны источником дохода является транзит российского сырья через порты в Риге и Виндаве.
Кремль надеется, что во время намеченных на октябрь выборов в органы самоуправления в Эстонии удастся повторить успех латвийской пророссийской коалиции. И это не беспочвенные расчёты. Русские партии в Эстонии создали коалицию. Успех им могут обеспечить так называемые лица без гражданства. Это русские, которые не приняли эстонского гражданства, хотя живут в Эстонии (в насчитывающей 1,3 миллиона жителей стране живёт 300 тысяч человек без гражданства). Они не имеют права голосовать на парламентских выборах, но в органах самоуправления играют важную роль.
- Это означает углубление разлома эстонского общества, возникают русские анклавы с властями, саботирующими решения эстонцев, - считает Илья Бан, комментатор Радио Таллин.
Нарва, совершенно русский город, уже готовится к столкновению. Тамошние политики хотят поставить памятник царю Петру Великому. Премьер Эстонии Андрус Ансип клянётся, что не допустит, чтобы в эстонском городе появился памятник императору. Однако, кажется, это не ему решать, а состоянию эстонской экономики, потому что даже символические скандалы с Москвой стоят реальных денег.