http://tajgatundrastep.redakcja.pl/


Jakub Biernat
Przez tajgę, tundrę i step; podrуż przez Syberię i okolice

Якуб Бернат
Через тайгу, тундру и степь; путешествие по Сибири и окрестностям

Часть 5

http://www.redakcja.pl/Tekst/Polityka-Pols...do-nirwany.html

Как бурятские ламы спасли СССР - сибирский путь к нирване
2009-08-20



Брелок с Буддой


Далай-лама в Агинском дацане, масло, холст

«Когда осенью 1941 года СССР проигрывал сражение за сражением с Вермахтом, Сталин впал в панику и связался с буддистскими монахами, прося их как-то помочь и предотвратить катастрофу. Ламы, которых после 30 лет репрессий осталась горстка, решили, несмотря ни на что, поддержать своё отечество. Они сказали Сталину: единственное, что мы можем сделать, это вымолить для вас страшный мороз, который парализует немецкую армию. Так и случилось».
Такую историю рассказала нам Янжима, работающая в Иволгинском монастыре бурятская буддистка, в повседневной жизни – учёный-эколог. Так что буряты верят, что не гений маршала Жукова и случайное ухудшение погодных условий остановили немцев, но духовная мощь буддийских лам. И будто бы, чтобы отблагодарить их, в 1946 году Сталин ограничил репрессии по отношению к буддизму.

Тибетская разновидность буддизма, во главе которой стоит Далай-лама, появилась в Бурятии в XVII веке и, наряду с шаманизмом, стала главной религией бурятов.
- Коммунизм сделал многое, чтобы разорвать духовную связь с Тибетом, - говорит молодой лама Бато, который сопровождает нас в монастыре (дацане), находящемся недалеко от городка Агинское.
- Тут, в окрестностях, до революции жили около 1000 лам, все они были сосланы в Гулаг, а вернулись десятка полтора.
Религия, однако, выжила. Сегодня буряты участвуют в буддийских праздниках, регулярно приходят в дацаны, советуются с ламами. Дома и в автомобиле держат статуэтки и изображения Будды. Так, как поляки вешают портреты Иоанна Павла II, здесь в домах висят фотографии Далай-ламы. Он, кстати, посетил монастырь в 1991 году, и был принят как полубог. Но больше не приезжал. Такой визит был бы не на руку российским властям, для которых Китай – это великий союзник.
- Из года в год наше духовенство пишет обращения к Путину и Медведеву, чтобы позволили приехать нашему духовному вождю, пока что безрезультатно, - говорит сотрудница местного этнографического музея.

Экскурсия по монастырю – это путешествие в край восточного мистицизма. Бато спокойным голосом объясняет значение отдельных символов, поучая нас, что нам следует вырваться из заклятого круга похоти, злобы и неверия, стараться достичь «нирваны», абсолютного погружения в космическую пустоту.
- Не может быть так, что один страдает, а другой живёт счастливо. Страдание – словно камень, брошенный в воду, вызывает волны, которые рано или поздно дойдут до беззаботного, - объясняет он.

О том, как трудно достичь духовного совершенства, свидетельствуют две бамбуковые палки, стоящие у входа в святыню. Ими следящие за порядком ламы во время богослужения наказывают непослушных лам и мирян.
- В монастыре должна быть дисциплина, кроме того, сюда приходят разные люди, иногда пьяные, надо призывать их к порядку. Мне кстати, тоже один раз досталось, - объясняет Бато.

Может быть, вскоре большинство жителей забайкальской Сибири будут искать свой путь к нирване. В семьях бурятов рождается значительно больше детей, чем у этнических русских.


http://www.redakcja.pl/Tekst/Polityka-Pols...rze-bajkal.html

Священное море Байкал
2009-08-29 |


Байкал - прекрасен

Я вынужден разочаровать всех, кто думает, что Байкал – это дикое озеро, затерянное где-то в непроходимой сибирской тайге. До Байкала легко можно доехать на машине, а там, где есть дорога, сразу же появляется российский турист с палаткой, а вместе с ним – горы мусора и пеньки от срубленных сибирских лиственниц. Вечером на диких кемпингах горят костры, гремит во всю мощь автомобильных усилителей разнообразная музыка от оперы до попсы – русское диско-поло. Потом, когда атмосфера разогреется под влиянием крепких напитков, раздаются также народные песни, исполняемые а капелла. Естественно, на природе надо выпить, «тут, на Байкале это хорошо – похмелья не бывает», - говорит уже захмелевшая пани Ирина, «это потому что здесь воздух здоровый», - добавляет она, затягиваясь сигаретой «Русский стиль».
Так что дикий и недоступный Байкал в действительности просто является местом отдыха сибиряков, как для нас Леба или Миколайки Надморске. Впрочем, сами жители Сибири называют Байкал морем – «Священное море Байкал», так пели о нём ещё до революции. Недавно Байкал посетил российский премьер и вместе с научной экспедицией опустился на более чем полтора километра вниз. Он хотел осмотреть дно озера; всё это затем, чтобы изменить решение министра охраны окружающей среды, который приказал закрыть огромный бумажный комбинат, много лет отравляющий своими стоками кристальную воду озера. Пришёл кризис, и экология отошла на задний план.
- Видимость великолепная, мы как раз погружаемся в суп планктона, покрывающий дно, - возвестил из глубин премьер.
На следующий день «Московский Комсомолец» прокомментировал это выразительным заголовком «Путин в супе». Местные власти проинформировали его о планах приглашения немецких инвесторов для развития туристической инфраструктуры, чтобы обуздать нелегальных отдыхающих и создать новые рабочие места.
- Нам немцев не надо, - восклицал премьер. – Они в 1942 году уже напросились на берега озера Ладога, и что из этого вышло, - пошутил он. – Мы Байкал освоим своими силами – рук и мозгов у нас хватает.
Наверняка, без немецкой помощи освоение пойдёт медленнее. Может, и лучше, потому что благодаря этому ещё долго, долго берега Байкала не превратятся в элитарные курорты. И всё это время можно будет нелегально разбивать лагеря, вырубать деревья для костров, страшно мусорить, пить и петь до утра.
Что-что, но романтику и свою природу русские ценят превыше всего.


Байкал не столь прекрасный – русские с наслаждением рассказывают о качестве здешнего молока, потому что коровы едят редкие виды трав. Жаль только, что на десерт они «лакомятся» мусором.


Русские туристы по пути на «дикий» Байкал





http://www.redakcja.pl/Tekst/Spocznij/5317...ch-i-rosji.html

Повесть о двух городах, или ещё раз о Китае и России
2009-08-30


Манжули – матрёшки-гиганты


Забайкальск улица Железнодорожная (одна из главных)

Напротив друг друга по разные стороны российско-китайской границы лежали два провинциальных городка – Забайкальск и Манжули. Оба маленькие, 4-тысячные, грязноватые, единственной причиной их существования было то, что там находились пограничный пункт и железнодорожный узел, соединяющий Транссибирскую магистраль с её Трансманчжурским ответвлением. И всё шло бы в своём медленном темпе, однако, в 1992 году открыли китайско-российскую границу. Началась торговля с Китаем. Потом, правда, в 1998 году случился знаменитый дефолт, то есть внезапная девальвация рубля, которая понизила рентабельность китайского экспорта. Однако, рубль постепенно поднялся, и снова стало выгодно покупать в Китае. В течение последних 5 лет население Манжули достигло 1,5 миллионов человек, в то время как Забайкальск остался захолустной дырой, где по улицам гуляют коровы, а на улице Железнодорожной, параллельной главному проспекту города, даже асфальта нет. Однако, это китайцы из выглядящего богатым города Манжули ездят на заработки в Россию.

По ту сторону границы, в Китае, возникло нечто вроде коммунистическо-капиталистического Нью-Йорка. Приезжих русских сначала приветствует пограничный пункт размеров нашего Окенця (аэропорт в Варшаве – прим. перев.), потом 20-метровая матрёшка и парк пластиковых копий самых знаменитых советских памятников. «Рабочий и колхозница», «Нике Сталинградская» и т.п. Сам город выглядит как наскоро слепленная картонная декорация для фильма. Всё в поганом эклектическом стиле. Соцреализм, смешанный с модернизмом, классицизмом, барокко.
- Всё это на деньги наших мелких покупателей, - говорит пани Ирина, живущая много лет в Китае артистка из Иркутска. Это правда, когда отменили визы и разрешили русским ввозить раз в месяц 35 кг товаров без пошлины, приграничные китайские города превратились в огромные торговые центры.

«Гостиница», «Ресторан», «Обувь», «Одежда» кричат неоны, в ресторанах можно подзакусить котлетой по-киевски, блинами или пельменями. В центре стоят обнимающиеся огромные олимпийский мишка и олимпийский панда. Это должно символизировать торговые узы, соединяющие Манчжурию и Россию ещё с XIX века. Только тогда русские продавали в Китай, а сейчас совсем наоборот. В центре Манджули находится памятник русской семье, возвращающейся с покупками из Китая. Пластиковые навьюченные сумками статуи символизируют характер и направление российско-китайского торгового сотрудничества.
Над Манджули висит, однако дамоклов меч. Юань постепенно усиливается за счёт рубля, и это может стать гвоздём для гроба этого маньчжурского города и всего китайского приграничья. Тем более что в Манжули ничего не производится, сюда лишь привозят из промышленных регионов, таких, как Шензен. Когда рубль падёт, падёт также и Манжули. Уже сейчас в Китае для русских становится дорого. Выгодно ещё ездить в приморские курорты, но в Иркутске закрываются китайские базары.
- Когда-то у них было намного дешевле, чем в российских магазинах. Теперь китайцы, наверное, торгуют почти без прибыли, - говорит мне Наташа, студентка-экономистка из Иркутска.

Конечно, китайцы проникают всюду.
- Китайцы работают на стройках уже даже в Милкове, находящемся в сердце Камчатки, где поселится один, то можно быть уверенным, что там возникнет китайская колония, - говорит Галина Петровна, жительница камчатского Эссо.
Так и есть, китайцы постепенно перемещаются вглубь России, их цель – Москва. Однако, падающий курс рубля может замедлить это стремление.

Впрочем, китайцев почти не видно на улицах.
- Они ведут себя очень скромно, говорит капитан судна, возящего туристов из Хабаровска в Фуян.
Это правда, кроме того, незачем переходить дорогу ментам (милиции), потому что у них развлечение – охотиться на «нелегалов». Частое зрелище – когда навьюченные сумками китайцы спешат на поезд, а путь им преграждает милиция.
- Propiska (регистрация) есть? Нету – тогда плати.
И чтобы не опоздать на поезд, китаец должен дать взятку.

Вымирающая Россия высасывает дешёвую рабочую силу отовсюду – не только китайцев, также гастарбайтеров из Таджикистана и Узбекистана. И в этом нет никакой особой угрозы для России. Во всяком случае, пока.
Однако Китай может и не проявить уважения к российским сферам влияния на постсоветском пространстве, например, в Средней Азии. В конце концов, для политических элит этого региона несущественно, откуда берутся деньги, столь необходимые для инвестиций в их странах. А у приходящей в упадок экономически и вымирающей России их гораздо меньше, чем у Китая.
http://www.inoforum.ru/forum/index.p...c=8596&st=1320