http://www.mymed.su/?articles/read/183
Осенью 1920г. Кольцов предложил НКЗ создать национальную евгеническую организацию, и в течение нескольких недель было основано Русское евгеническое общество (РЕО) при ГИНЗ, председателем которого Кольцов был избран (16). В последующие годы общество обычно собиралось один или два раза в месяц по пятницам в ИЭБ в течение академического года и управлялось евгеническим отделом института.
В начале двадцатых годов независимые евгенические общества были самостоятельно основаны в Саратове, Одессе и других городах и постепенно присоединились к центральному обществу. Наряду с ведущими зоологами и генетиками в состав РЕО входили видные гигиенисты, врачи и психиатры (В.М.Бехтерев, Т.И.Юдин, П.И.Люблинский, С.Н.Давиденков), а также ведущий московский антрополог (В.В.Бунак).
В 1922 г. РЕО начало издавать "Русский евгенический журнал" (РЕЖ), выходивший под редакцией Кольцова с некоторыми сбоями в среднем 4 раза в год вплоть до начала тридцатых годов, а в Ленинграле с того же года под редакцией Филипченко выходили "Известия Бюро по евгенике" (17). Отечественные евгеники, следя за развитием и евгеники, и генетики в Германии, США, Скандинавии, Франции и Великобритании, постоянно держали своих читателей в курсе последних евгенических и генетических работ западных авторов (18). Среди зарубежных работ, подробное изложение которых давалось в РЕЖ, были как научные, так и более популярные книги, в том числе: В.Г.Сименса "Введение в учение о наследственности и конституциональную патологию" (1921), Г.Хофмана "Наследственность и душевная жизнь" (1922), Р.Перля "Биология смерти" (1922), Э.Баура, Э.Фишера и Ф.Ленца "Основы человеческой наследственности и расовой культуры" (1923), А.Гротьяна "Социальная патология" (1923), Т.Г.Моргана "Структурные основы наследственности" (1924), Ч.Дэвенпорта "Наследственность телосложения" (1924), Г.Лафлина "Евгеническая стерилизация. Исторический, правовой и статистический обзор евгенической стерилизации в Соединенных Штатах" (1926), Л.Везу "Наследование музыкальности" (1926). Обзоры периодических изданий делались как по евгеническим, так и по генетическим журналам, в том числе по Archiv fur Rassen und Gessellschaftsbiologie и The Journal of Heredity (19). В двадцатые и тридцатые годы (по 1937 г. включительно) публиковались и переводы зарубежных работ (20).Евгеника наряду с генетикой, но еще больше чем генетика, оказалась включенной в сферу политики. Само по себе такое включение первоначально никак не сказывалось негативно на ее судьбе. Скорее наоборот, многие евгеники, как марксисты, так и не марксисты, пытались использовать, и небезуспешно политический фактор для ее поддержания и развития (25). Если ученые - основатели евгеники рассматривали евгенику как одну из областей генетики и биомедицинских исследований, то для молодых марксистских биологов евгеника представляла собой научный путь осуществления идеи социализма, создания нового общества. Первоначально советские евгеники, в том числе марксисты, предлагали использовать модели зарубежных евгенических движений. Еще перед революцией психиатр П.И.Люблинский докладывал об американской программе евгенической стерилизации, названной им "Индианской идеей". Секретарь РЕО, М.В.Волоцкой один из молодых марксистских активистов, в книге, опубликованной в 1923г., доказывал, что эту программу стерилизации следует принять и в России (26). Через два года Волоцкой написал вторую книгу, в которой настаивал на создании пролетарской евгеники, базирующейся на ламаркизме (27).В том же году, откликаясь на призыв партии подавать предложения к первому пятилетнему плану, кандидат в члены партии Серебровский отозвался предложением ввести истинно "социалистическую" евгенику, предсказывая, что реализация этого предложения сделала бы возможным выполнение пятилетнего плана в два с половиной года (34).Эпоха "культурной революции" или "великого перелома" сделала связь с политикой весьма опасной (как и не связь тоже), и евгеника пала одной из жертв этой эпохи. В самом конце 20-хгг. евгеника понесла серьезные кадровые потери. Филипченко был вынужден уйти из ЛГУ в январе 1930г., а в мае того же года он внезапно умер от менингита. Примерно в то же время Кольцов был отстранен от преподавания в МГУ, а его кафедра экспериментальной биологии разделилась, и группа замечательных молодых генетиков животных в ИЭБ была разогнана. Иванов был арестован в декабре 1930г. В соответствии с новой партийной линией осуждались все попытки соединить биологическое и социальное. Появился новый идеологический ярлык - "биологизаторство", надолго вошедший в арсенал идеологических работников партии. В этих условиях евгеника была обречена. В 1930 г. евгенический отдел ИЭБ был упразднен, а Русское евгеническое общество прекратило свое существование (35). В 1931 г. в "Большой Советской Энциклопедии"(БСЭ) была напечатана статья о евгенике, в которой категорично заявлялось, что евгенические идеи Филипченко были буржуазными, Кольцова - фашистскими, а идеи Серебровского - пример меньшевиствующего идеализма (36). Однако окончательный крест на евгенике в СССР был поставлен с приходом Гитлера к власти в Германии, создавшем непреодолимые идеологические проблемы из-за использования немецкой евгеники нацистами. Хотя Левит подверг критике нацистскую биологию в широко цитировавшейся статье (37), потребовалось дальнейшее отмежевание от евгеники и представление развиваемого евгениками дела в новом виде. На организованной в 1934г. Медико-биологическом институте специальной конференции главные доклады Левита, Кольцова, Бунака, Давиденкова и Меллера были выдержаны в нужном идеологическом духе и написаны правильным политическим языком. Заключительная резолюция конференции призывала к учреждению в СССР новой дисциплины - медицинской генетики, - как пути улучшения здоровья рабочего класса и борьбы с фашистским псевдонаучным расизмом (38). В марте 1935г., чтобы закрепить достигнутый временный успех, воспользовались конъюнктурой и институт был переименован в Медико-генетический институт имени М. Горького. В итоге евгеника была трансформирована в методологически очищенную, политически и идеологически здоровую дисциплину - медицинскую генетику. Впоследствии в советской критике германского фашизма делались частые позитивные ссылки на На какое-то время Медико-генетический институт и его работы даже оказались полезны в пропаганде (39).короче говоря, все в дерьме по уши...В.Б. Авдеев
Метафизическая антропология. Серия «Библиотека расовой мысли» - М.: Белые альвы, 2002. - 256 с., илл.
ISBN 5-7619-0140-4
Однако правда была неполной, и у читателей и телезрителей складывалось впечатление, что советских генетиков истребляли при Сталине за то, что они как-то там не так скрестили пшеницу или что-то напутали с хромосомами дрозофилы. О нет, их истребляли за активное участие в Русском Евгеническом обществе, возникшем сразу после Октябрьской революции при прямом участии большевиков. Замечательный русский генетик профессор Н.К. Кольцов в одном из своих последних писем Сталину, прося защиты от обвинений в пропаганде фашистской расовой теории, открыто писал, что его деятельность курировал. первый советский нарком просвещения А.Б. Луначарский. Только сейчас становится очевидным, что большевистские лозунги «о создании нового человека по духу и крови» были не просто метафорой. Советская Россия стала первой страной мира, организовавшей Институт переливания крови, осознав ее ценнейшие евгенические качества. Начал регулярно издаваться «Русский евгенический журнал». А «Русский антропологический журнал», основанный в 1904 году, был одним из считанных изданий, безо всяких изменений переживших большевистский переворот.
Советская Россия раньше Германии осознала необходимость проведения в жизнь обширных мер евгенического характера. Кольцов в своей прекрасной брошюре «Улучшение человеческой породы» открыто призывал к созданию «евгенической религии», идеалы которой должны будут стать путеводной звездой для всего прогрессивного человечества. М. В. Волоцкой в брошюре с не менее красноречивым названием «Поднятие жизненных сил расы» писал: «Мы должны быть последовательными. Стерилизация, конечно, есть мера искусственная; но не искусственна ли и вся та обстановка, все те условия, среди которых живет современное цивилизованное человечество, и если мы не хотим или не можем стряхнуть с себя созданную нами же искусственность и вернуться к природе, то, чтобы избежать вырождения, мы должны прибегнуть к лекарствам вроде стерилизации». Подобная литература, о которой еще и мечтать не смел Гитлер, в стране победившего социализма издавалась «Культпросветом» огромными тиражами.
Евгеническая программа в Советской России активно привязывалась к новому общественно-политическому строю. С. Н. Каплун писал: «Только в коммунистическом обществе евгеника сумеет практически устранять возможность деторождения со стороны индивидуумов с отягощенной наследственностью».
В духе пропаганды этого нового евгенически-пролетарского учения тот же автор продолжал: «Современный капиталистический строй по самому существу своему осуждает евгенику на прозябание». Социалистические взгляды тех лет пронзили все стороны жизни, вплоть до семьи и генетики. Идея обобществления женщин была, пожалуй, самой оригинальной евгенической мерой, на которую не хватило бы ума ни у одного самого распутного султана. Как можно сделать доступными всех женщин огромной страны сразу? Нужно обобществить их и путем евгенического протекционизма и комиссарского осеменения создать под большевистскими лозунгами новую пролетарскую расу, воспитанную в духе генетического социализма. На этом фоне древние сатрапы с их детскими причудами кажутся просто недалекими сластолюбцами.
В советской прессе тех лет живо обсуждалось «Воззвание к врачам германии», дескать, мало стерилизуете, буржуи проклятые.
Обсуждалась статья Т. Я. Ткачева «Половая стерилизация, как проблема социальной гигиены». Все это происходило задолго до прихода Гитлера к власти, а умы половины человечества были охвачены левацкими коммунистическими идеями, и все рассуждали о свободе, равенстве, братстве. Сталин еще не успел тогда вычистить партийную литературу, и советские авторы, не мешкая, в духе коммунистической сознательности называли мировой авторитет, указавший им светлый евгенический путь.
Один из лидеров мировой социал-демократии Карл Каутский писал: «Естественный отбор в человеческой среде должен быть заменен искусственным. В социалистическом государстве каждый человек перед вступлением в брак должен будет советоваться со специалистом — целесообразно ли продолжение рода, или нет. Тогда будут смотреть на слабых детей так же, как теперь смотрят на незаконнорожденных». Совершенно очевидно теперь, что генетические паспорта для вступающих в брак офицеров СС с целью создания будущей расовой элиты были уворованы шефом этой организации Генрихом Гиммлером из Второго Интернационала, а расовую арийскую доктрину скопировали у ученых раввинов. Расовая теория Третьего Рейха имеет, таким образом, большевистски-анархистской характер.