Куралай АНАСОВА
Нагайбакский район
Чтобы подчеркнуть уникальность и своеобразие родного края, довольно часто в пример приводят некоторые названия наших сел - Париж, Берлин, Фершампенуаз, Арси, Кассель. Удивляются приезжие, довольны хозяева. Эта историческая шарада связана с историей целого народа. Вернувшись из воинского похода, казаки-нагайбаки называли поселки в честь своих славных побед в Отечественной войне 1812 года.
Родиной нагайбаки считают Южный Урал. Их историю можно обозначить тремя историческими указами глав Российского государства в разные эпохи. Первый указ в 1736 году приняла императрица Анна Иоанновна. Узнав о том, что нагайбаки, крещенные Иваном Грозным татары, во время башкирских бунтов сохранили ей верность, она определила их в казачье сословие. Первым казачьим атаманом нагайбакского казачества был назначен бригадир Василий Иванович Суворов, отец знаменитого русского полководца Александра Суворова. Столетие спустя Николай I учредил крепость, и зажили нагайбаки в нашем крае, не подозревая, какой станет их судьба.
Третий, последний, документ подписан уже Президентом России Владимиром Путиным. Будут ли пункты этого президентского указа реализованы, нагайбаки пока не ведают. Народ, традиции и творчество которого не имеют мировых аналогов, нуждается в сохранении хотя бы того, что собрано за многие годы. В Нагайбакском районе действуют три историко-краеведческих музея, Дом-музей камня, картинная галерея, Дом ремесел и Центр национальных культур. Каждый из этих значимых объектов заслуживает отдельного слова. Произведения устного народного творчества, прикладное искусство, уникальная кухня нагайбаков ждут всех, кто интересуется жизнью этого народа. Сами жители райцентра и поселков уже не представляют своей родины без этих достопримечательностей, здесь встречают гостей, проводят мероприятия. Содержание этих объектов обходится без того дефицитному бюджету сельскохозяйственного района в солидную сумму. Прекратить финансирование - значит погубить работу музеев, оставить без работы сотрудников. Вот где нужна помощь федерального бюджета.
Краеведение в районе прочно связывают с именем удивительнейшего человека директора музея Алексея Маметьева. В музее мне показали рукописные тома, написанные Алексеем Михайловичем. Они касаются абсолютно всех сторон жизни района, его многолетней истории. Вряд ли есть хоть мало-мальски значительный исторический факт в жизни коренных нагайбаков, не нашедший отражения в записях Маметьева. Между тем местный краевед не имеет даже отдельного кабинета, нет у него пока и компьютера. Хотя на уникальность историко-краеведческие очерки Маметьева уже проверены: не один из заезжих ученых защитил на этом благодатном материале диссертацию. А Алексея Михайловича лишь благодарят в предисловии своих работ. О возможности издать эти очерки никто не мечтает. Самая заветная мечта - получить возможность поработать в архивах Екатеринбурга, Москвы и Оренбурга.
Уникален фольклор нагайбаков, исследователи изучают их песенную культуру. В Голландии вышел лазерный диск, на котором записаны песни жителей села Париж. Фольклорные ансамбли нагайбаков - призеры многих международных конкурсов народных коллективов. Их дальнейшее развитие без серьезной финансовой подпитки тоже невозможно.
Особая заслуга создателей федерального документа, направленного на поддержку малочисленных народов, заключается в том, что помощь одним не предполагается за счет ущемления интересов других. По идее, помощи заслуживают представители всех национальностей, населяющих эту территорию. То есть разрешение вопроса о поддержке нагайбаков отразится положительно на жизни русских, казахов, мордвы, украинцев, белорусов, татар, башкир и других. Выиграем все мы.
За год после подписания исторического документа ничего в жизни нагайбаков не изменилось. Появилось лишь предписание прокурора области Анатолия Брагина на имя губернатора Петра Сумина, в котором говорится о несправедливо забытой судьбе целого народа. Не будем вдаваться в подробности межбюджетных отношений, но отдельной строчки о финансировании федеральной программы по поддержке малочисленных народов, к которым теперь относятся и нагайбаки, так и не появилось.
А люди на этой земле живут своей жизнью: сеют хлеб, растят детей, записывают старинные песни и пословицы. Когда нагайбакам разрешили в графе "национальность" писать "нагайбак", а не русский или татарин, многие так и записали. А те, у кого была другая запись, переписали. За многие годы нагайбаки не утратили тяги к русским, больше склоняются именно к ним, чем к татарам. На вопрос: "Зачем вам это надо?" почти все отвечают: "Я горжусь тем, что я - нагайбак". То есть то, что называется чувством национальной гордости и самоопределения, им знакомо.
Судьба самобытного народа уникальна еще и тем, что нагайбаки соединили в себе две веры, две культуры - мусульманство и христианство. Их обряды - это синтез язычества, мусульманства и христианства. В них соединилось, казалось бы, несовместимое. Исповедующие христианство нагайбаки говорят на татарском языке, вернее, на одном из среднетюркских диалектов. Это ли не повод вглядеться пристальнее в эти традиции. Может, не пришлось бы нам решать проблемы международного терроризма, если бы видели проблемы малых народов, таких сильных и великих в своем самоопределении. n
Галина Ишимова, заместитель главы района: