Казалось бы, улеглись уже волны от майского решения Севастопольского горсовета, всколыхнувшего информационное пространство якобы «отменой изучения украинского языка в школах города». И хотя сообщения об «отмене» большинством СМИ были, мягко говоря, сильно преувеличены, севастопольцам они таки аукнулись. Но не депутатам, как того стоило ожидать, а детям, в защиту прав которых выступили народные избранники. В день выпускного вечера гороно «поздравило» медалистов сообщением, что ожидаемые знаки отличия они не заслужили.
Незадолго до проведения внешнего независимого тестирования средние учебные заведения получили инструкцию Минобразования, где сообщалось, что с текущего года в аттестатах следует учитывать и баллы по тестам. И это после многочисленных разъяснений министерства о том, что указанные оценки не могут влиять на средний балл аттестата. Более того, за несколько месяцев до выхода упомянутой инструкции был издан приказ, определяющий тесты как секретную информацию, распоряжаться которой может лишь выпускник. И тут оказывается, что открыта она и для гороно, и для руководства школ. Ведь именно на основании сертификатов выводятся окончательные оценки в аттестатах, и как следствие — решения насчет награждения потенциальных медалистов.
Откуда же вдруг столько взаимоисключающих решений? Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться еще к одному документу.
Кнут без пряников
В конце прошлого учебного года министр образования Иван Вакарчук подписал приказ (№ 461 от 26.05.08), согласно которому в школах с обучением на языках национальных меньшинств вводилось изложение на украинском следующих предметов: с 5-го класса — истории Украины; с 6-го — географии; с 7-го — математики; в 11-м — одного предмета «по выбору учеников».
Кроме того, департаменту министерства вменялось в обязанность подготовить инструктивно-методическое письмо по поэтапному переходу общеобразовательных учебных заведений с обучением на языках национальных меньшинств на преподавание на украинском языке истории Украины, географии Украины, трудового обучения, физкультуры, обороны Отечества.
И это на фоне того, что с 2005 года общее количество часов изучения собственно русского языка в русских школах сократилось на 68. То есть — на целый год (при практике двух часов русского языка в неделю). В то же время ровно на столько же приказ увеличивал количество часов украинской литературы и украинского языка.
Потому ли, что приказ вступал в конфликт со ст. 26 Всеобщей декларации прав человека («Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей») и со ст. 53 Конституции Украины («Гражданам, принадлежащим к национальным меньшинствам... гарантируется право на обучение на родном языке), или же по другой причине, но в Минюсте он регистрацию не прошел. Следовательно, де-юре не является действующим. Тем не менее услужливыми подчиненными Вакарчука
юридически несуществующий акт был приведен в исполнение. Более того, в соответствии с ним разработаны учебные планы и на 2009 год.
Разумеется, родители учащихся национальных школ в подавляющем большинстве не ведали ни об узковедомственном нормативном акте, ни тем более о его нелегитимности. Поэтому рассказы детей о том, что математику, историю и географию им стали читать на украинском, оказались для севастопольцев сюрпризом. И, судя по дальнейшим событиям, неприятным.
В городе стихийно образовалось несколько инициативных групп, которые стали искать пути защиты прав своих и детей. От главы горадминистрации Сергея Куницына они услышали лишь новое слово в отечественной юриспруденции о том, что «право государства решать, на каком языке учиться детям». Поэтому штабом сопротивления стал Ленинский райсовет города. Было решено созывать общегородское родительское собрание.

А тем временем в Симферополь наведался Верховный комиссар ОБСЕ по делам нацменьшинств Кнут Воллебек. Двое членов инициативной группы по созыву севастопольского родительского собрания депутат Ленинского райсовета Ольга Тимофеева и представитель родителей Нина Мальцева 22 апреля сумели попасть на бизнес-ланч с его участием.
К сожалению, на все апелляции крымчан (а кроме севастопольцев, на встрече присутствовали еще пятеро правозащитников) к Конвенциям ООН по правам человека и правам ребенка, а также к Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств еврокомиссар отвечал призывом к толерантности (как вспоминают участники встречи, слово «толерантность» звучало почти в каждом его предложении). Неслучайно затем — уже на встрече с донецкими защитниками русского языка — г-н Воллебек сетовал, что «Крым был крайне агрессивен».
Прозрение и шок случились с еврочиновником тогда, когда его поставили перед фактом действия незарегистрированного узковедомственного подзаконного распоряжения в нарушение Основного Закона страны. Тут он впервые вместо мантр о толерантности воскликнул: «Но вы же должны отстаивать свои права! У вас нет иного выхода». Однако на вопрос, «Можно ли ожидать и вашего содействия как комиссара по делам нацменьшинств?», ответил с обезоруживающей простотой: «Но ведь никто из родителей не протестует!»*
В этом, к сожалению, Воллебек прав — слишком уж долго запрягают те в Украине, кто пытается бороться за права русскоязычного населения. Как тут не поучиться у Национального движения крымских татар (НДКТ), которое с Ассоциацией крымскотатарских работников образования, между прочим, выступило с заявлением о негативном влиянии приказа на преподавание предметов на родных языках и нарушении конституционных прав детей на получение образования на родных языках.
Но вот наконец после ряда общерайонных собраний 24 апреля было проведено общегородское родительское собрание. Уже на этапе его подготовки верный зам Куницына Владимир Казарин ввел в чиновничий оборот нелепое словосочетание «так называемое собрание». Начальник горуправления образования Николай Черманжи и его 1-й зам Жанна Слюсар, не говоря уже о бюрократах помельче, лично совершили ряд галопирующих наскоков на школы, предлагая «брать на карандаш» родителей, которые «засветятся» на мероприятии. Педагогам также двусмысленно обрисовывались некие «дискомфортные» условия работы в будущем, если они вступят в контакт с депутатами — «политическими интриганами, которые противостоят изучению украинского языка».
Так, понятие «обучение» бессовестно подменялось «изучением», хотя никто из активистов-родителей и депутатов никоим образом не сомневался в необходимости
изучения украинского языка.

Депутат горсовета Лидия Литвинова — филолог и директор педагогического училища I уровня — безуспешно пыталась донести до представителей президентской вертикали городской власти, что
обучение на украинском в национальных школах резко снижает уровень знаний: «Ни химии, ни математики русскоязычные дети качественно знать не будут, потому что невозможно понять на неродном языке то, чего еще не знаешь на собственном. Таким образом дети лишаются конституционного права на качественное образование: сосуществование двух языков в детской голове может быть неконфликтным и продуктивным, если ребенок получает образование на родном языке.
Приказом № 461 отношения родного и государственного языков выстраиваются в нарушение законов как психолингвистических, так и юридических».

— Суть наших действий заключается не в отрицании, а в утверждении, — разъясняет «2000» Ольга Тимофеева — депутат райсовета, преподаватель вуза и мать восьмиклассника. — Мы отстаиваем право как на обучение на родном языке, так и на изучение украинского. Кстати, последнее можно было бы стимулировать строительством высокотехнологичного постиндустриального общества, где конкурентоспособными стали бы украиноязычные граждане. Однако был избран путь насильственной украинизации, ярким примером которой является злополучный приказ.
Чтобы убедиться в искренности вышесказанного, достаточно ознакомиться с резолюцией городского родительского собрания (
http://www.sevastopol.su/news.php?id=11769). Именно на ее основании было принято взбудоражившее украинский политикум решение Севастопольского горсовета, приостанавливающего на территории города действие де-юре не действующего приказа. А Верховный Совет АРК к тому же поручил Министерству образования автономии разместить во всех учебных заведениях информационные стенды с законодательной базой, обеспечивающей право детей на образование на родном языке. И это также предусматривалось резолюцией Севастопольского родительского собрания.
В ответ фракция НУНС в ВР призвала Генпрокуратуру опротестовать решение Севастопольского горсовета и одновременно обратилась к коллегам из ПР и КПУ (составляющих большинство в крымских советах) с просьбой — вы только подумайте! — «учитывать, что темы религий и языка — деликатные». Дальше всех пошли члены «Украинской народной партии», решившие напомнить о существовании такой партии регистрацией законопроекта о...роспуске Севастопольского горсовета.
Эти потуги не возымели действия. И вдруг... у 50 безусловных золотых и более чем 40 серебряных медалистов медали «слетели».
Хорошенько подумай. По-украински
Вы спросите: «А разве такого не может быть»? Но судите сами: из года в год по всей Украине медали и именные сертификаты к ним заказываются школами еще в декабре. И никогда еще не было в Севастополе, чтобы
более одного сертификата приходилось аннулировать — ни по результатам последнего семестра, ни по оценкам экзаменов. Также и тесты всегда подтверждали справедливость медали. И тут «массовое умопомрачение»!
Как по крупицам выясняется, по 6—7 баллов ребята потеряли в основном (но не только) на украинском языке. И это при том, что севастопольские выпускники последние годы стабильно пребывали среди всеукраинских лидеров по данному предмету, обходя не только юго-восток, но нередко и Галицию.
Не веря в чудо массовой утери грамотности отдельно взятым выпуском севастопольских школьников, депутаты начали собственное расследование. И уже проясняются некоторые детали.
Преподаватели, которые присутствовали на тестировании в качестве наблюдателей, начинают рассказывать следующее: тесты по точным и естественным наукам писались в тетрадке с вопросами, составленными на русском языке, но результаты нужно было переносить в листок с украинским языком ответов; так вот —
номера задач в русском и украинском вариантах не совпадали. Всегда ли в том взволнованном состоянии, в котором пребывают на тестах дети, можно обратить на это (что само по себе — нарушение) внимание?
100 медалистов — это примерно треть общего их числа в Севастополе. Но странным образом — это как раз дети наиболее активных противников обучения на неродном языке. Значит, по логике, все дети активистов, а не только претендующие на медали, получили свои «минус 6 баллов» и потеряли шансы на поступление в качественные вузы, а «зарубленные» медалисты — это вершина айсберга, которую не удалось скрыть?
Но эти предположения пока невозможно проверить, поскольку
городское управление образования отказывается предоставлять статистику по последним тестам. На все требования родителей начуправления Черманжи отвечает, что «пока вы тут восстаете против прогрессивных нововведений, тесты показывают недостаточное качество знаний школьников». Впрочем, он обязан будет открыть информацию по запросу комиссии по социально-гуманитарным вопросам сессии горсовета, заседание которой состоится в ближайшие дни.
И все же, как могли выявить детей протестующих, если тесты — анонимные, независимые, внешние и т. д. и т. п.? «Группа расследования» уже успела выяснить у некоторых ребят, лишившихся медалей, что на тестах их усаживали на строго определенные места в кабинете, где уже лежали билеты с определенными номерами — никто не предлагал садиться куда угодно и «тащить» билет.
Сегодня инициативной группой опрошены 11 ребят в одном районе города и 15 — в другом. Осталось проработать еще два района, но о «системном подходе» по отношению к севастопольским детям уже можно говорить с уверенностью.