Эволюционный способ развития «Севморзавода» — тупиковый. Необходимыми финансовыми и современными интеллектуальными ресурсами реально город не располагает. Следовательно, необходим эффективный инвестор. Это не только денежные вложения. Это, прежде всего, современная концепция модернизации завода в целом, отработанная организация, передовые технологии и налаженные связи с другими предприятиями.
Филиал «Звездочки» должен был войти на «Севморзавод» и привести здесь все в соответствии с российскими законами и техническими нормами. В итоге предприятие смогло заработать в российском законодательном поле в кратчайшие сроки.

ФОТО:
БЛОГ ПРЕСС-СЛУЖБЫ ЦЕНТРА СУДОРЕМОНТА «ЗВЕЗДОЧКА»
— Для чего потребовалась национализация завода, не мог ли частный собственник обеспечить нужный уровень выполнения работ? Можете сравнить то, что здесь было до марта 2014-го и уже после того, как вы стали филиалом?
— Ранее завод фактически свертывал производственную деятельность. Закрылись металлургическое, машиностроительное, производство товаров народного потребления, свернулось судостроение и , наконец, завод покинули зарубежные судовладельцы.Мы об этом не знаем, у нас нет такой информации, но дела, факты говорят о том, что предприятие находилось в стадии стагнации.
Если мы говорим о марте 2014 года и том, что было после, я бы заметил, с учетом того состояния, в котором был завод и вообще отрасль, власть проявила удивительную выдержку по отношению к собственникам, которые тут были. До 31 декабря 2014 года дали возможность определиться людям, куда они хотят со своими предприятиями войти. Или вы остаетесь на территории Крыма и входите в сферу российского законодательного поля, становитесь резидентами, — или уходите. Я скажу больше: до 31 декабря этот процесс не был закончен, Государственная Дума продлила его до 1 марта 2015 года.

ФОТО: ИГОРЬ ЛОСЕВ/ЗАЩИЩАТЬ РОССИЮ
Все предприятия сделали свой выбор, но если говорить конкретно о «Севморзаводе», то его собственник никак себя не проявлял. Люди были брошены, завод был брошен (то есть территория 100 гектаров, с численностью персонала на тот момент порядка 400 человек), решений никаких не принималось, средства мы никакие вкладывать не могли. Поэтому возникали определенные предпосылки для социального взрыва.Однако, как я уже сказал, признаки и того и другого реально на большинстве из них обнаружить было невозможно. Поэтому в начале лета 2014 года Дмитрий Рогозин дал указание закрепить за каждым крымским предприятием профильное отраслевое предприятия ОСК и интеграция началась фактически.
— Как продвигается интеграция в российскую отрасль?
— У нас создана рабочая группа в ОСК, которая курирует крымское направление и Севастополь. Она отвечает, как за интеграцию крымских предприятий в полном объеме, так и за работу в социальном направлении. В лице генерального директора «Звездочки» — Калистратова Николая Яковлевича — мы нашли себе серьезного помощника. ОСК не навязывает предложения взять специалистов из Севастополя и привезти их в Северодвинск на «Звездочку» для обучения. Мы взяли на вооружение другой вариант. Командировать специалистов и квалифицированных рабочих из Северодвинска в Севастополь. И здесь совместно выполнять работы на тех проектах, по которым заключены контракты, соблюдая и выполняя все действующие технические нормативы и условия контрактов. Надо инженерный состав и основные рабочие кадры завода учить в практической плоскости.Это процесс уже идет реально. На сегодняшний день все заместители, за исключением главного инженера, — это специалисты из «Звездочки». У нас практически на сегодняшний день технология «Звездочки» уже внедрена.

ФОТО: ИГОРЬ ЛОСЕВ/ЗАЩИЩАТЬ РОССИЮ
— Что здесь было до вхождения Крыма в состав России? В каком состоянии находилось производство?
— Если вы посмотрите доковые камеры, так там батопорты в аварийном состоянии. Из 16 клинкетов работало всего пять. Из двух основных насосов — один не работал, фильтрационный насос в аварийном состоянии. С запредельными ограничениями работают портальные краны. Даже столовые и буфеты были закрыты. Завод в таком виде не мог функционировать. «Севморзавод» находился в аварийном состоянии. Мы, коллектив завода, бьемся уже три месяца, чтобы восстановить цеха и запустить уникальные станки, сохранившееся здесь до сих пор. В настоящее время работы по их восстановлению проводят лучшие специалисты из северодвинской «Звездочки».
— Что планируется сделать по модернизации завода в ближайшее время?
— Доки на сегодняшний день у нас пустые — мы завершаем конкурсные процедуры по подготовке к освидетельствованию технических сооружений. Нам надо полностью проверить достроечные набережные и участки морского дна акватории завода, а также крановое оборудование. Сейчас на заводе происходит внедрение четкой системы технического контроля качества продукции действующей в России.В самое ближайшее время мы это работу завершим. То есть, фактически мы будем иметь все необходимые лицензии и систему менеджмента качества. Подготовим завод к нормальной производственной деятельности.

ФОТО:
МИХАИЛ АРХИПОВ
— Какова перспективная загрузка завода? Есть заказы?
— Получив необходимые лицензии на право выполнения работ, и аттестовав систему качества, завод автоматически получит право участвовать в тендерах на получение гособоронзаказа. Далее нужно знать и выполнять тендерные условия. Гособоронзаказ — это реальная и большая доля загрузки завода.
Следующий источник загрузки не военный судоремонт. Мир рыночной экономики — это всегда шанс. Нужно его не упускать. Конечно это и технический уровень производства, и квалифицированные кадры, и ценовая политика.
Хороший шанс завод имел и, уверен, будет иметь в судостроении.Сейчас в активной фазе обсуждение разработанной ведущими институтами отрасли «Концепции развития "Севморзавода"». Параллельно в практической стадии решение вопроса о ее финансировании после утверждения.
Все это без детализации проектов кораблей и судов дает возможность определить перспективу загрузки завода. Нужно хорошо понимать, что само по себе ничего не происходит. Нужен системный профессиональный труд.
