Для этого образование должно быть направлено на формирование взгляда на мир, как на целостный комплекс хоть и различных, но всё же связанных между собой явлений и закономерностей. Это уже само по себе страхует от манипуляции сознанием. На разных уровнях образования это понимание может иметь различный уровень осмысления, но суть не меняется. ИМХО, советская система образования в значительной мере была на это направлена. Может не без помощи такой системы образования почти каждый "советский человек", не смотря на идеологический прессинг и госцензуру, умел "читать между строк" и "слышать между слов". Такому человеку правила распознавания приёмов манипуляции могут служить хорошим житейским инструментом.
Но ведь нынешнее массовое образование судя по всему всё более тяготеет к фрагментарности по принципу "зачем дворянину география". Для большинства людей имеющих фрагментарное образование, правила распознавания манипуляции будут скорее всего просто мёртвым грузом, использовать который в житейской практике они вряд ли смогут. Для какого-то к-ва польза от этого будет, но лишь как способ сократить время на обучение тому, к чему у них и так есть природная склонность.



Ответить с цитированием