Показано с 1 по 33 из 1155

Тема: Все о Белоруссии

Древовидный режим

  1. #11
    Упрямая Оптимистка Аватар для Таллерова
    Регистрация
    24.12.2008
    Адрес
    Россия, Липецк
    Сообщений
    12,615
    Вес репутации
    233

    По умолчанию

    Интересная статья по Белоруссии, анализирующая политическую обстановку и расклад сил, вернее, отсутствии этих сил.
    Мифы и реалии Беларуси.

    Часть первая. Есть ли в Беларуси «политический класс»

    17 августа 2009, Баранчик Ю.


    В последнее время в белорусских и российских экспертных кругах, на мой взгляд, стало эксплуатироваться несколько достаточно устойчивых мифов (мифологем) в отношении белорусской проблематики. Причина их появления очевидна – это либо незнание ситуации, что прискорбно, либо ее сознательное упрощение, что уже недопустимо с профессиональной точки зрения.

    Предметом рассмотрения в данном материале хотелось бы сделать два, опять-таки исключительно, на мой взгляд, распространенных и не имеющих никакого отношения к делу (серьезному политологическому анализу) мифа: первый миф касается такого понятия как «белорусский политический класс»; вторая все более активно используемая в последнее время различными в своей идеологической ориентации авторами мифологема говорит о том, что «в Беларуси нет общественно-политических сил, которые бы выступали за Союз с Россией».

    Рассмотрим эти мифологемы и посмотрим, к чему в конечном итоге приведет их анализ.

    Миф первый: о белорусском политическом классе


    Данный миф подразумевает, что в Беларуси существует некий политический класс (политические классы), который является актором проводимой в республике внутренней и внешней политики. Именно предположение о наличии подобного рода «политического класса» позволяет экспертам и политологам делать некие утверждения.

    Приведем несколько примеров: «белорусский политический класс полностью поддерживает политику своего президента в отношении России»; «белорусский политический класс не знает Россию и боится ее, чему активно способствуют белорусские власти»; «белорусский политический класс второе десятилетие в лимитрофном формате виртуально воюет за свой суверенитет с «империей», от которой он при этом одновременно не забывает требовать оплаты своего суверенитета».

    Чтобы рассмотрение этого весьма важного вопроса было предметным, необходимо положить его на серьезную теоретическую основу. А для этого необходимо разобраться, во-первых, что же представляет собой понятие «политического класса» в политологической теории, а, во-вторых, насколько возможно применение данного концепта к той ситуации, которая имеет место быть в Беларуси.

    Одной из наиболее фундаментальных работ, в которой содержится серьезное теоретическое рассмотрение концепта «политический класс», является статья В.Н.Амелина и К.М.Пинчука «Социальные трансформации и формирование политического класса в России» (журнал «Мир России» (в режиме PDF).

    Что же представляет собой концепт «политический класс» в изложении авторов данной статьи? – «Под политическим классом мы имеем в виду сообщество представителей, профессионально занимающихся политикой. Как писал М. Вебер, есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить «для» политики, либо жить «за счет» политики и «политикой» [Вебер 1990, с. 653.]. Позднее эту формулировку уточнил П. Бурдье, добавив, что данное определение верифицируемо в случае, если агенты живут «за счет политики» при условии, что живут «для политики» [Бурдье 1993, с. 196]. Однако если этот критерий использовать для политического класса России, то окажется, что значительная часть политиков окажется за его пределами. Совмещение этих двух требований «жить для политики» и «жить за счет политики» - является результатом длительной исторической эволюции, которую российскому политическому классу еще предстоит пройти».

    Есть ли в Беларуси сообщества, которые профессионально занимаются политикой? – Конечно, есть - это высший управленческий слой республики, а также представители политических партий и некоторых общественных объединений. Однако в подавляющем большинстве они находятся в так называемой «непримиримой оппозиции», соответственно, никакого отношения к вырабатываемой государством политике отношения не имеют. Даже с учетом того, что в настоящее время позиции прозападной оппозиции и власти по ряду вопросов формально существенно сблизились, т.к. ныне происходящая трансформация белорусской власти имеет абсолютно деидеологизированный характер и вызвана исключительно причинами сохранения власти.

    Поэтому базовые установки прозападной оппозиции и власти фундаментально расходятся: оппозиция постулирует некоторые принципы (западничество, либерализм, умеренная антироссийскость), власть же не стоит на этих принципах (ее принципы – исключительно сохранение власти любыми путями), в этом плане она абсолютно деидеологизирована, т.к. их использует в политической борьбе как средство достижения своих целей и сохранения своей идентичности вне всякой идеологии.

    Т.е., в принципе, формально (подчеркиваем – формально) в Беларуси есть политический класс как сообщество лиц, принимающих решения. При этом он разделен на два враждебных друг другу блока – власть и прозападную оппозицию.

    Пойдем далее. По мнению авторов статьи, «политический класс формирует систему защиты собственного статуса и механизмы исключения и невключения в свой состав новых членов». Здесь уже становится интересно.

    Действительно, оппозиция полностью соответствует требованиям политического класса с точки зрения отсева своих членов, а также, что гораздо более важно – защиты собственного статуса и своих членов: оппозиция все время отстаивает интересы тех своих представителей, которые оказывались и оказываются под давлением властей. Собственно, можно сказать, что отстаивание своих составляет одну из важнейших черт не только самоидентификации, но и самой оппозиционной политической деятельности в республике.

    Однако данное требование к политическому классу не действует в отношении, скажем так, правящего «политического класса», т.к. осуществляя функцию по отсеву и приему в свои ряды новых членов, правящий «политический класс» не имеет сформированной системы защиты собственных членов от самого себя. В результате, несмотря на то, что «скамейка запасных» у белорусской власти и так исключительно короткая, режим во многом существует за счет того, что занят поеданием очередной жертвы из своих собственных рядов.

    Этому процессу самопоедания так называемый белорусский правящий «политический класс» никоим образом не противостоит. Соответственно, можно говорить о том, что т.к. этот «политический класс» не имеет развитых форм самозащиты от самого себя, то этот важнейший критерий, позволяющий говорить о наличии в Беларуси такого явления как правящий политический класс, не выполняется. Что, соответственно, ставит вопрос о его наличии в республике.

    Кто же входит, по мнению авторов исследования, в политический класс и каковы критерии включения в него? Приведем достаточно большую цитату:

    «С нашей точки зрения, это, прежде всего, депутаты всех уровней власти как представители различных слоев населения, претендующие на решение общезначимых проблем...

    Разумеется, к политическому классу относятся и высшие должностные лица исполнительной власти, прежде всего те, кто вынужден быть публичным политиком. Они возглавляют министерства и ведомства, и на них возложена миссия не только проводить политический курс, но и активно его отстаивать и разъяснять. «Политические чиновники» функционально отличаются от основной массы бюрократического аппарата тем, что они на виду общественности и символизируют те или иные направления политического курса…

    … основным критерием отнесения того или иного субъекта к политическому классу является степень влияния на политические решения (выделено - Ю.Б.). Депутаты и политические чиновники исполнительных органов власти непосредственно принимают политические решения. Они составляют ядро политического класса…

    Однако следует отметить, что имеются как формальные каналы влияния на принимаемые решения в рамках государственных органов и учреждений, так и неформальные каналы через различного рода лоббистские структуры. Поэтому к политическому классу следует отнести армию чиновников, готовящих политические решения, лоббистов, которые продвигают те или иные решения в интересах влиятельных социальных групп, политических журналистов и комментаторов, которые оказывают воздействие на формирование общественного мнения и мнения политиков.

    Кроме того, не следует забывать и таких субъектов, как функционеры политических партий и общественных организаций, претендующих на выражение общественного мнения, а также аналитиков, социологов, политических технологов и имиджмейкеров, «оформляющих» политические процессы в приемлемые символические формы.

    Таким образом, политический класс - это достаточно широкая общность, включающая в себя людей, профессионально занимающихся политикой как своим «главным бизнесом». Учитывая то, что избирательные кампании по уровню затрат стали целой отраслью, то вокруг политики кормится достаточно большое сообщество, кровно заинтересованное в демократии, плюрализме, борьбе интересов и т.п.».

    «Политический класс - это основной субъект, организующий и контролирующий производство политических отношений».

    Посмотрим, насколько в Беларуси выполняются данные требования к политическому классу. Формально в Беларуси есть парламент и, соответственно, формально у нас есть депутаты, которые должны быть составной частью политического класса. Однако, реально, никакого влияния на вырабатываемую государством внутреннюю и внешнюю политику депутаты обоих палат белорусского парламента не оказывают. Их роль заключается исключительно в обозначении того, что парламент как ветвь власти в Беларуси есть. Т.е. белорусские депутаты выполняют роль классического симулякра. Будут они, или не будут, будут вместо них другие депутаты ставшие таковыми по нынешним правилам избирательной системы – ничего в системе власти не поменяется, а суть принимаемых парламентом решений не изменится. Следовательно, парламент как самостоятельный институт политической власти в стране отсутствует. В этой связи резонно исключить депутатов всех уровней из такого понятия как политический класс.

    Но можно ли сказать, что высшие чиновники составляют политический класс? Как и в отношении депутатов, такого сказать нельзя, т.к. они также в 99% случаев не принимают практически никакого участия в процессе принятия решений на государственном уровне. Их роль, как и депутатов, состоит исключительно в оформлении, подготовке и исполнении решений власти.

    Таким образом, можно отметить, что такое понятие как «правящий политический класс» в Беларуси сведен к минимуму: президент и пять-семь человек составляющих самый ближний круг. Остальные, включая даже премьер-министра, министра иностранных дел, руководителей силовых ведомств, являются исключительно исполнителями, а не лицами, оказывающими значимое влияние на процесс выработки политических решений.

    Соответственно, главный вывод, с учетом вышеприведенных положений из политологической теории, заключается в том, что к Беларуси и к происходящим внутри страны политическим процессам как процессам выработки и принятия политических решений нельзя даже в отдаленной перспективе применять такое понятие как действующий «политический класс», и тем более нельзя полагать этот политический класс актором решений, принимаемых в республике. Еще раз почему - потому что 99% тех людей (чиновников, парламентариев, силовиков и т.д.), которые в теории относятся к политическому классу, в Беларуси на практике не принимают никакого участия как в организации и контроле производства политических отношений, так и не имеют никакого виляния на принятие политических решений.

    Важным доказательством того, что в республике нет политического класса в классическом понимании этого термина является вопрос относительно а) наличия крупной частной собственности у представителей политического класса; б) вписанности представителей крупного бизнеса (олигархов) в государственные программы.

    Если в пунктом "б" никаких вопросов не возникает (чего нет - того нет), то по пункту "а", конечно, в целом чиновники, депутаты, силовики и иные элементы "белорусского политического класса" (лоббисты, журналисты и комментаторы, функционеры политических партий и общественных организаций, а также аналитики, социологи, политические технологи и имиджмейкеры, т.е. формально те, кто профессионально занимающихся политикой как своим «главным бизнесом») имеют гораздо более высокий уровень доходов, чем население республики в целом. Однако это, так сказать, то, что дает или разрешает иметь государство. Вместе с тем, размер этих капиталов, даже совокупный с учетом имеющихся негласных долей в том или ином бизнесе, не позволяет оказывать нынешнему политическому классу Беларуси никакого влияния на принимаемые достаточно узкой группой лиц решения.

    Вместе с тем, как неоднократно демонстрировала власть, любой, даже из высокопоставленных чиновников может быть без всяких сожалений и исключений выброшен из действующей системы власти и ничего в ней не поменяется. Соответственно, кроме того, что правящий в Беларуси «политический класс» не выполняет никаких теоретических требований своего отнесения к политическому классу, он не имеет и самостоятельной экономической основы своего существования. Т.е. люди просто не могут уйти из власти и заняться бизнесом с тем, чтобы он им давал доход равный или даже больший, чем госслужба.

    Этим достигается повышенная эластичность и гибкость белорусского «политического класса»: он будет гнуться исключительно с генеральной линией и озвучивать то, что ему говорят. Скажут, что враг США, будут говорить, что враг США, скажут, что враг Россия, будут говорить, что враг Россия. Деидеологизация белорусского правящего "политического класса" достигла своего максимума. Но может ли быть политический класс без идеологии? - Вопрос риторический.

    В этой связи можно сказать, что понятие политического класса как субъекта и актора внутренней и внешней политики в республике чрезвычайно персонифицировано и сужено к самой верхушке власти: это президент и пять-семь человек из ближайшего окружения. Соответственно, остальные составные элементы «политического класса» в теории в реальной практике белорусских политических процессов лишены основных уровней допуска, позволяющих им себя относить к политическому классу.

    Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что приводимые в начале данного текста цитаты о наличии в республике некоего «политического класса», который ни много, ни мало «одобряет» или «поддерживает» решения президента или власти в целом (или наоборот - за что-то воюет, не щадя живота своего) не соответствуют действительности, т.к. нет этого политического класса в Беларуси как класса «политических собственников». Почти все исключительно исполнители. Но может ли быть иначе в авторитарной системе (плюсы и минусы этой системы – другой вопрос)? Конечно, нет. Поэтому авторам приведенных выше утверждений надо выбрать одно из двух – либо в Беларуси авторитарная политическая система, либо в Беларуси есть политический класс. Одновременно эти две вещи существовать не могут.

    Если пойти дальше, то о чем говорит такая конструкция белорусского политического пространства, в котором нет политического класса как феномена? Она говорит о многом.

    Во-первых, о том, что Беларусь еще действительно не состоялась как государство. Если нет элиты, если нет политического класса со своей идеологией, то о каком государстве может идти речь? Такая политическая элита может быть занята вопросами исключительно личного физического выживания в существующей системе, но отнюдь не вопросами государственного развития. Т.е. это говорит об отсутствии государственников в правящем «политическом классе».

    Во-вторых, это говорит о том, что в Беларуси до сих пор не создано социально-экономических условий для формирования политического класса как класса политических собственников, что возможно только как второй и завершающий этап развития в республике частной собственности как института.

    В-третьих, если сложить первое и второе, оказывается, что государственность Беларуси до сих пор под большим вопросом, т.к. за все время существования Беларуси как независимого государства правящая элита так и не смогла дойти до понимания и осмысления тех шагов, которые бы ей позволили реально укорениться в самом белорусском государстве как его составной и неотъемлемой части. Т.к. у белорусского политического класса нет ни экономической, ни политической собственности, соответственно, этот, с позволения сказать, «политический класс» в любой момент может быть сметен (в худшем случае) или перекуплен (в лучшем случае) той внешней политической силой, которая приватизировав республику в целом (и экономически, и политически), согласится выделить «долю» белорусскому политическому классу с тем, чтобы он осуществлял функцию по обеспечению бесперебойного функционирования данной территории.

    На вопрос, почему "внешней политической силой" я отвечал уже ранее в одной из публикаций - т.к. в условиях глобализации малые страны перестали нести в себе внутренний источник легитимности - их ресурсы несопоставимы с ресурсами глобальных игроков. К тому же, если уж говорить о белорусской оппозиции, то и она не является сугубо белорусским игроком, т.к. выступает частью проекции на белорусское политическое поле двух глобальных игроков - США и ЕС. Самостоятельно же белорусская оппозиция, так же, между прочим, как и власть (которая до сих пор держалась за счет субсидий другого глобального игрока - России) до сих пор не укоренена в белорусском политическом поле.

    В-четвертых, т.к. белорусская политическая (в самом широком смысле этого слова) элита до сих пор не укоренена ни финансово-экономически, ни социально-политически в своем же государстве, следовательно, она является самым первым объектом трансформации со стороны внешних сил. Можно сказать, что она открыта для дискуссии со внешними силами по поводу своего будущего статуса. И это опять-таки – без всяких «идеологий».

    Конечно, все это создаст большие трудности для действующей власти в преддверие президентских выборов 2011, а тем более 2016 годов, т.к. с каждым туром выборов искус элиты выйти из-под контроля и одним махом взять все, что дадут, т.е. в конец концов и стать тем самым пресловутым «политическим классом» политических собственников республики, возрастает многократно.

    Следовательно, такое понятие как белорусский политический класс не подходит для строгого описания тех достаточно сложных процессов, которые протекают в белорусской политической системе. Поэтому данное понятие может рассматриваться только как определенная риторическая фигура речи, которая, с одной стороны, маскирует отсутствие реального политологического содержания в выстраиваемых конструкциях, а, с другой, служит мифологизации (появлению мифологем) дискурсивного поля относительно белорусской политической проблематики, что, конечно же, наносит вред серьезному и трезвому рассмотрению белорусской политической проблематики.
    http://www.imperiya.by/authorsanalytics19-6055.html
    Don't you cover and shall you not be covered (с)




  2. Сказали спасибо Таллерова :

    Uta (22.08.2009)

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •