Корпорации "Дженерал Моторс" больше 100 лет, и 77 из них она была мировым лидером в отрасли. Но компания не смогла справиться с международным финансовым кризисом.
Репортаж Игоря Рискина.
В церкви неподалеку от Детройта "Дженерал Моторс" защищают пламенной молитвой, ожидая божественного вмешательства в тяжелейшую экономическую проблему.
Хелен Золна: "Я думала об этом все время. Знаете, молишься о том, что, может, это все временно. Хотя это не так, и очень грустно. Но ты сидишь и молишь Бога, чтобы Он помог".
Банкротство, реструктуризация - всего лишь термины. А за ними - тысячи судеб, зависящих от того, что происходит сейчас в Детройте и не только в Детройте. У "Джи Эм" есть предприятия в разных странах. Но в автомобильной столице США каждый житель ощущает себя так или иначе связанным с автопромом.
Это крупнейшее промышленное банкротство в Америке. Вопрос, многим не дающий покоя - почему? Почему обанкротилась компания, называемая когда-то "иконой американской промышленности", компания со столетней историей? Ведь это не просто банкротство, не только кризис "Шевроле", "Кадиллака", "Понтиака", "Хаммера", "Бьюика", это крушение символа.
Мэтт Холцман, генеральный менеджер выставочного центра: "Эти машины - иконы того времени, когда мы были крупнейшими, лучшими, сильнейшими, когда нас все уважали и боялись. Эти машины напоминают о том времени, которое было проще и, наверное, лучше".
Знаменитые автомобили, больше похожие на прогулочные яхты. Эпоха сытой жизни и дешевого бензина. Как далеко теперь все это. Машины должны меняться вместе со временем, а лучше - обгонять время. У "Дженерал Моторс" это не получилось.
Зал автомобильной славы в Детройте сейчас можно было бы переименовать в Зал автомобильной скорби. Американская пресса винит руководство "Джи Эм" в неумении предугадывать ситуацию. Никто не задумывался о повышении цен на бензин, хотя его можно было предсказать, к тому же, нечто подобное случилось в конце 70-х. Тогда в "Дженерал Моторс" работали 600 с лишним тысяч человек - больше, чем в любой другой американской компании. Гигант справился с ударом. А сегодня общий экономический спад, отсутствие спроса и новых решений.
Трудности-то у всех, но некоторым слишком трудно. Банкротство "Джи Эм" - это еще и проигрыш в конкурентной борьбе. Несмотря на то, что в последние годы здесь пытались освежить модельный ряд, занимались небольшими, малолитражными, гибридными и экологически чистыми автомобилями, большой популярности они не снискали. Покупатель заглядывался на японские, а кто побогаче - на европейские образцы. Впрочем, иногда американскую машину покупали из патриотических соображений.
Таких покупателей, вероятно, было недостаточно, чтобы выжить. После реструктуризации, некогда финансово независимого автомонстра будет контролировать государство. "Дженерал Моторс" получит 50 миллиардов долларов из казны на погашение долгов и реформирование. Взамен, 60, а по другим подсчетам, 72% акций компании станут федеральной собственностью. Остальное разделят между собой правительство Канады, профсоюзы и держатели пакетов акций, сегодня считающие себя обкраденными. Их нынешние пакеты не стоят ничего. Накануне банкротства за одну бумагу "Джи Эм" давали 74 цента. Это беспрецедентное падение. Но иного пути нет, утверждает президент Обама.
Не легче придется европейским маркам. Так, "Опель" удержали на краю пропасти - его выкупили при участии российского Сбербанка. И тоже будут реструктурировать. Реструктуризация по-американски означает, в том числе, уменьшение компаний в размерах. Маленькие оказываются более живучими - динамичными и готовыми к переменам.
После реструктуризации в "Дженерал Моторс", где сегодня работают 240 тысяч человек по всему миру, останется 60 тысяч. На этом печально заканчивается столетняя глава автомобильной истории Америки.