Международный суд в Гааге в пятницу признал незаконным строительство так называемой «стены безопасности» между Израилем и основной частью палестинских территорий. Из 15 судей, заседавших во Дворце Мира, лишь американский представитель принял сторону израильтян. Остальные проголосовали за вердикт, призывающий власти еврейского государства остановить строительство, снести уже готовые участки стены, а заодно и «прекратить систематическое нарушение прав палестинцев».

Израильский МИД отреагировал на это решение жестко, назвав его «политическим» и «приговаривающим страну к исчезновению под ударами террористов». Решение, как и реакция на него, было ожидаемым. Генеральная ассамблея ООН в прошлом году уже призывала к прекращению строительства стены, международные наблюдатели констатировали факт «строительства на незаконно аннексированных территориях». Европейские государства и даже американцы, сочувствующие в целом Израилю, призывали его власти «не торопиться и еще раз подумать». Израиль, однако, уже подумал и даже не стал посылать в Гаагу своих представителей, считая дело ясным. Глава его МИД Сильван Шалом еще месяц назад заявил советнице президента США Кондолизе Райс, что решение Гаагского суда в любом случае будет «недопустимым вмешательством» в отношения арабов и евреев и признано не будет.

Между тем израильский суд высшей инстанции ранее постановил, что стена возводится «законно», за исключением некоторых участков (северо-западнее Иерусалима), «чрезмерно ограничивающих средства к жизни» местных обитателей, в том числе палестинцев. В связи с чем первоначальный проект, предусматривающий возведение 687-километрового сооружения, мол, должен стать чуть менее грандиозным (т.е. должен быть урезан на 30-40 км), но в общем суд дал «зеленый свет» продолжению строительства, которое должно полностью завершиться к 2007 г. Скорее всего, возведение стены будет продолжено, хотя против него выступают не только «внешние силы», но и некоторые израильские политики. Последние, в частности, указывают на то, что продолжение строительства окончательно поссорит евреев с арабами, да и с прочим миром, похоронит план «Дорожная карта» и при этом не решит проблему безопасности (указывалось на весенний инцидент, когда палестинские боевики осуществили успешную боевую вылазку в Израиль, использовав один из многочисленных заброшенных тоннелей под готовым участком стены). Кроме того, проект очень дорог (один км стены оценивается примерно в 3,2 млн долл.).

И все же стена будет построена, а решение суда в Гааге проигнорировано. Тем более что носит оно рекомендательный характер и не грозит разными санкциями. В ближневосточной драме появляется новая глава. Идеологи «огораживания» утверждают, что пусть стена и очень дорога, но все же расходы на нее куда меньше тех, которые несет Израиль для противодействия палестинскому терроризму (включая ущерб туристической отрасли страны). Что касается проблем с международным сообществом, то страна выносила и куда худшие испытания (включая «нефтяной бойкот» и резолюцию Генеральной ассамблеи ООН, объявлявшей сионизм формой расизма). Единственный спорный момент – линия строительства. Левые политики, собственно и выдвинувшие в 90-е годы план частичного «огораживания» еврейских территорий, исходили из так называемой «зеленой линии» (собственно Израиль), затем правое правительство решило прихватить седьмую (по мнению ООН) часть Палестины с наиболее важными еврейскими поселениями. Отмечается, что другого выхода, кроме как отгородиться бетонной стеной с пулеметными вышками, у Израиля нет, особенно если учитывать «демографический фактор» (прирост численности палестинцев в три раза превышает прирост евреев, даже учитывая иммиграцию, впрочем в последние годы довольно хилую).

Вопрос о «великой стене» на Ближнем Востоке имеет некоторое «практическое» (с точки зрения эффективности) значение для других регионов. О планах строительства своей «антитеррористической» защитной линии недавно заявил Таиланд (вдоль неспокойных районов Малайзии, откуда проникают партизаны и наркоторговцы), Саудовская Аравия вознамерилась отгородиться от нестабильного Йемена. Но в этих случаях речь идет о более-менее признанных границах между государствами (правда, следует вспомнить, что в период первой и в начале второй чеченской кампании были предложения разделить защитными валом или стеной мятежную республику на пророссийскую и «независимую», но эти предложения отверг еще Борис Ельцин).

Израилю в данном случае труднее, так как он строит стену против государства, которое де-факто не является независимым, и в значительной мере на территории, которая де-юре не израильская. В возникновении этой запутанной проблемы виноваты слишком многие, включая и Израиль, и арабов, и международную общественность. Но важнее будущее. Если мечты либеральных политиков Израиля, а также некоторых палестинских вождей, заговоривших о «еврейско-арабском государстве», сбудутся, то вряд ли скоро. Во всяком случае сейчас, выражаясь словами известного марксиста, «прежде чем объединиться, нужно решительно размежеваться». Вопрос в том, где пройдет эта самая межа.



...