Почему опустела Лифта? В километре от нее, по другую сторону Яффской дороги, находится причина бегства жителей Лифты: груды серых камней, поросших кактусами – руины села Дейр Яссин. Их прекрасно видно из окна, где живет бывший премьер-министр и бывший глава правой организации еврейских боевиков "ЭЦеЛь", Менахем Бегин. Ночью с 9-го по 10 апреля 1948 года отряды "ЭЦеЛь" и "Лехи" (главой Лехи был другой израильский премьер-министр Ицхак Шамир) напали на это палестинское село, которое славилось хорошими отношениями с еврейскими соседями. То, что произошло в Дейр Яссине, Давид Бен-Гурион, первый премьер-министр Из-раиля, назвал "кровавой бойней". 245 палестинцев, мужчин, женщин и детей, были убиты в Дейр Яссине.
Я помню, с каким недоверием я читал в Советском Союзе рассказы о Дейр-Яссине: "Советская пропаганда", – думал я и отметал описания резни, как вымысел. Понадобилось много лет, много книг, много документов, чтобы я понял: нет, Дейр Яссин не был выдуман Политбюро или Арафатом.
Подробнейшие описания того, что произошло в Дейр Яссине, можно найти в нескольких вышедших в Израиле и за рубежом книгах, в частности в про-израильской, но довольно объективной книге Доминика Лапьера и Ларри Коллинза "О Иерусалим". В ней приводят слова командира Хаганы Давида Шалтиэля, который назвал Дейр Яссин "одним из немногих мест, куда не ступала нога вооруженных бандитов извне". Когда боевикам ЭЦеЛя и "Лехи" удалось овладеть селом, они приступили к хладнокровному убийству. Коллинз и Лапьер пишут:
"Молодожены, вместе с 33 соседями, были среди первых жертв. Их выстроили у стенки и расстреляли. . . 12-летняя Фахими Зейдан, одна из выживших, рассказала: "Евреи поставили всю нашу семью к стенке и стали нас расстреливать. Я была ранена в бок, но большинство нас, детей, спаслись, потому что мы прятались за спинами родителей. Пули попали моей четырехлетней сестре Капри в голову, моей восьмилетней сестре Сами в щеку, моему брату Мохаммеду, семи лет – в грудь. Но все остальные были убиты". Халим Эл заявила, что видела, как "человек загнал пулю в шею моей сестре Сальхие, которая была на девятом месяце. Затем он распорол ей живот ножом"...
Нападавшие убивали, грабили, насиловали. Они рвали уши, чтобы легче было снять серьги".
Первым на место резни прибыл представитель Международного Красного Креста, Жак де Ренье, швейцарец. Он писал в своем дневнике: "Я увидел людей, врывавшихся в дома, выскакивавших из домов, они были с ружьями, автоматами, длинными арабскими ятаганами. Они казались полоумными. Я видел красивую девушку с окровавленным кинжалом в руках. Я слышал крики. "Мы подчищаем очаги сопротивления",сказал мне мой приятель, немецкий еврей. Я вспомнил эсэсовцев в Афинах. К своему ужасу я увидел молодую женщину, всадившую нож в старика и старуху, прибившихся к порогу своей хижины. …Повсюду лежали трупы. Они "подчищали" ружьями и гранатами, а завершили работу ножами, это было видно всем... Я нашел труп женщины на восьмом месяце беременности, убитой выстрелом в живот – в упор".
Затем 25 пленных палестинцев были посажены на грузовик, на котором победители триумфально проехали по еврейскому базару Махане Иегуда, а затем пленные были отвезены в каменоломню Гиват Шауль и расстреляны.
Прибывший на место заместитель командира Хаганы Ешурун Шиф отметил: "Террористы ЭЦеЛя и "Лехи" предпочли убить все живое". Он видел, как тела жертв были отнесены в каменоломню, облиты бензином и подожжены. Элиягу Ариэли, прибывший в Дейр Яссин с отрядом "Гадны", еврейских пионеров, заметил: "Все убитые, за немногими исключениями, были старики, женщины и дети... никто не погиб с оружием в руках". Затем дома села были взорваны. В настоящее время большая часть руин находится за колючей проволокой больницы для душевнобольных. Британская полиция – дело было еще в дни британского мандата – провела расследование резни, и установила, кроме прочего: "Нет сомнения, что нападавшие евреи совершали зверства сексуального характера. Многие школьницы были изнасилованы, а затем зарезаны... многие младенцы убиты. Мочки ушей у некоторых женщин были порваны – чтобы сорвать серьги". Собственно говоря, и нападавшие отрицали только факт изнасилования и использования холодного оружия, но не сам факт массового убийства безоружных крестьян.
В изданном по-русски "сокращенном переводе" книги "О Иерусалим" вышеприведенных мест нет – вместо этого там содержится отсебятина переводчиков и редакторов официального израильского издательства "Алия", издающего книги для просвещения русских евреев. Символично, что издательство, как и вся деятельность во благо русского еврейства координировалась до недавнего времени в руках д-ра Лапидота из Тель-Авивского университета, назначенного Менахемом Бегином на пост главы Русского отдела МИДа. В 1948 году д-р Лапидот был командиром отряда ЭЦеЛя, бравшего Дейр Яссин. Он лично брал село и ликвидировал очаги сопротивления – до последнего арабского младенца, до последней серьги в ухе арабской женщины. При Бегине он стал зам. премьер-министра и организовывал призывы к Советскому Союзу – во имя человечности отпустить отказников.
Резня в Дейр Яссине не была исключением. Так, во время нападения на деревню Саса в Верхней Галилее 14 февраля 1948 года пальмахники взорвали шестьдесят домов с мужчинами, женщинами и детьми. Пальмах видел отличие в том, что в Сасе гражданское население погибло во время битвы, а в Дейр Яссине – уже после битвы. Но если принять этот довод, и тогда Дейр Яссин был не исключением, но лишь рекордом. Нечто подобное произошло и на юге Нагорья, в селе Даумие, где десятки крестьян были убиты, а их тела брошены в водосборную яму 28 октября 1948 года. Расследовавшей эту, замятую в свое время историю, израильской журналистке Юле Хар Шефи удалось обнаружить в яме скелеты убитых, в том числе и детские скелеты ("Хадашот" 24. 8. 84). Убийство в Дауамие было произведено солдатами 89 батальона под командованием Моше Даяна и Ицхака Садэ, то есть не "правыми раскольниками", но основной, "проправительственной" военной группировкой. Поэтому власти постарались скрыть резню, село было стерто с лица земли динамитом и бульдозерами, и на его месте возник еврейский поселок Амация. Абба Эвен с трибуны ООН отрицал сам факт существования такого села.
Массовая резня мирных жителей производилась и в селах Ильбун, Сафсаф, Джиш и других. "Евреи совершали нацистские зверства, это не дает мне спать спокойно. Надо это скрыть от внешнего мира, но расследовать", – заявил министр сельского хозяйства от партии МАПАМ Аарон Зицлинг на заседании правительства 27 июня 1948 года. Расследование было произведено (генпрокурором Яаковом Шимшоном Шапира) и скрыто по сей день. (Кот. Раш. 24. 9. 86. ).
Во многих селах слухов об этих ужасах хватило, чтобы крестьяне бежали в безопасные районы, ожидая конца боев. Но там, где жители не бежали, наступавшие еврейские войска проводили массовые изгнания и зачастую пристреливали тех, кто не хотел уходить. На протяжении десятков лет израильские власти отрицали, что многие палестинцы были изгнаны, хотя это считалось секретом Полишинеля. Но несколько лет назад Ицхак Рабин, бывший премьер-министр, рассказал в своих мемуарах о том, как находившиеся под его командованием войска изгнали тысячи арабов из городов Рамле и Лод на центральной равнине Палестины. После этого в израильской прессе началась волна разоблачений. Можно сказать, что они стали модой в более уверенном Израиле наших дней. С каждым днем детали картины становятся все яснее. Многие палестинцы в письмах в израильские газеты рассказывали о грузовиках, забиравших молодежь из арабских сел к границе или на расстрел, о методах устрашения с единственной целью добиться ухода палестинцев с территорий, отошедших к Израилю. Впоследствии Бен Гурион охарактеризовал массовый исход палестинцев как "чудо". Но это чудо было получено в результате упорной работы израильтян. Концепцию "чуда" окончательно похоронил – на страницах израильской прессы д-р Бенни Моррис, политический обозреватель "Джерузалем пост". Разбираясь в личном архиве Аарона Коэна, главы Арабского отдела МАПАМ в 1948 году, Моррис нашел "совершенно секретный документ" разведотдела израильской армии, который был передан Коэну неизвестным ма-памником из разведки (или Генштаба). Документ носит название "Эмиграция арабов страны Израиля между 1. 12. 47 и 1. 6. 48", и он подтверждает горький рассказ об изгнании палестинцев.
Но сначала вернемся к более раннему, судьбоносному моменту, к 29 ноября 1947г., когда ООН принял решение о разделе Палестины. По резолюции ООН Иерусалим должен был стать международным городом; Побережье, Долины Из-рееля, Кинерета, Бет Шеана, Верхняя Галилея и Негев отходили к еврейскому государству, Нагорье, Западная Галилея, Финикийское и Филистинское побережья – к арабскому палестинскому государству. Резолюция о разделе была самой проеврейской резолюцией ООН во все времена, она была просто идеальной для евреев. Все территории, на которых жили евреи, входили в Еврейское государство (за исключением нескольких оторванных и изолированных поселений – Эциона, Бет Арава, и др. ) с его 650 тыс. евреев. На этих же территориях жило 350 тыс. арабов, которым принадлежало 80% земель даже в пределах будущего еврейского государства.
По резолюции о разделе в Еврейское государство были включены крупные арабские города Хайфа и Тиверия, в основном арабские Цфат и Бет Шеан, 219 арабских деревень. Палестинцы были против раздела страны, потому что они обладали значительным большинством в Палестине (1. 100. 000 палестинцев и 650. 000 евреев). Они считали, что Палестина одна, единая страна, и что делить ее не следует. В целой же, неразделенной Палестине при любом демократическом процессе власть оставалась бы в руках палестинцев. Они сравнивали себя с подлинной матерью из легенды о суде Соломона, с той, что не соглашалась на раздел своего детища.
В настоящее время большинство израильтян – ставших тем временем большинством во всей Палестине – стоят против раздела Палестины. Иными словами, это – естественная позиция большинства. Но в те дни лишь немногие силы стояли за создание двунационального государства на всей территории Палестины, и в первую очередь, левые социалисты – МАПАМ, получившие на первых выборах в парламент одну шестую всех мест. Прочие еврейские партии, поддерживавшие Бен Гуриона, предпочитали раздел и установление еврейского правления на части территории Палестины.
Резолюция о разделе была несправедливой по отношению к арабскому большинству Палестины, она была щедрой по отношению к еврейской общине. Насколько проеврейским был план раздела ООН, можно судить хотя бы сравнив судьбы Хайфы и Иерусалима. В Хайфе жило сто тысяч арабов и сто тысяч евреев, рядом с ней был арабский массив Западной Галилеи, но с другой стороны рядом были и еврейские земли – и Хайфа отошла к будущему еврейскому государству. В Иерусалиме жило сто тысяч евреев и сто тысяч арабов (в границах ООН), город был окружен со всех сторон арабскими селами, то есть отдать город евреям было трудно и по плану раздела Иерусалим был интернационализирован.
План раздела отдавал 57% Палестины одной третей ее населения – евреям. Евреям отошли все территории, которые можно было отдать им, сохранив за ними большинство в новом государстве.
План ООН был "лучшим из возможных" для евреев. Он позволил бы им укорениться в облюбованных ими местах – на Побережье, в Долинах и в Верхней Галилее. Чересполосица арабских и еврейских владений могла вынудить обе стороны к мирному сосуществованию. Но руководство еврейской общины этот вариант не устраивал. Они мечтали о большем. "Лучший из воможных" вариант ООН был лучшим только в условиях уважения права человека жить в своем доме на своей земле. Он не учитывал возможности сталинских решений, апробированных на крымских татарах.
Во-первых, с территории еврейского государства в границах ООН было изгнано большинство арабских жителей. По израильским данным к июню 1948 года, то есть к моменту провозглашения независимости Израиля, совершенно опустели 180 арабских сел и три города – Тиверия, Цфат и Бет Шеан. В Хайфе осталось 5000 арабов то есть бежало 95% жителей. Изгнание палестинцев было ключом к овладению страной. Оно позволило "улучшить" границы ООН. И израильское руководство не остановилось, не пыталось стабилизировать границы – оно пошло вперед, изгоняя коренное население, нарушая все обещания, данные еврейскими представителями в ООН и прочих международных органах.
Несмотря на попытки ООН установить перемирие, израильтяне шли вперед и гнали перед собой мирное население. По плану раздела ООН, еврейскому государству должно было принадлежать 14 тыс. кв. км. Но в 1948 году израильтяне захватили дополнительные семь тысяч квадратных километров территории арабского государства Палестины. По израильскимдан-ным "территорию арабского государства, занятую израильтянами, покинуло 129 тыс. человек, опустело 70 сел и почти полностью три города (Акка, Дженин и Яффа), частично опустели Лод и Рамле" к моменту провозглашения независимости.
Всего к концу войны на 1 мая 1949 года ООН насчитала 726 тысяч беженцев. Израильская пропагандная машина пыталась – и пытается – поддержать миф об "организованном отступлении" беженцев, хотя для веры в этот миф нужно тотальное незнание палестинцев. Израильский военный историк полковник Меир Пеиль не видит резона в наукообразных поисках причины к бегству: "Беженцы бежали потому же, что и беженцы всех войн на свете спасая свою жизнь". Это верно в конечном счете. Уже упоминавшийся "секретный документ" израильского генштаба пытается указать влияние различных факторов и главным считает прямое вытеснение населения:
1. Прямые нападения еврейских армий на арабские поселения 55% беженцев бежало в результате этого.
2. Нападения групп ЭЦЕЛЬ и ЛЕХИ привели к бегству 15% беженцев. Особое влияние произвела резня в Дейр Яссине, похищение пяти арабских старейшин из Шейх Муниса и др. Дейр Яссин привел к паническому бегству арабов при приближении и атаке еврейских войск.
3. Психологическая война: "дружеские советы" арабским мухтарам, громкий и шумный обстрел холостыми залпами, "громкоговорители, вещавшие по-арабски, доказали свою высокую эффективность, особенно в Хайфе".
В книге "О Иерусалим" описывается "психологическая война": "По ночам отряды Хаганы производили налеты, отрезали телефон и электричество, бросали оземь ручные гранаты, стреляли в воздух, пытаясь внушить ощущение опасности. Так, в деревне Шейх Бадр, стоявшей у подножья холма, где со временем будет воздвигнуто здание израильского парламента, эта тактика применялась несколько ночей кряду. Наконец, арабы Шейх Бадра сложили пожитки и бежали".
Документ Генштаба считает, что психологическая война привела лишь к 2% эмиграции.
4. Ультимативные требования еврейских частей эвакуировать то или иное арабское село – 2%.
5. "Организованная эвакуация" по арабской инициативе, то есть то, что официальная израильская исторриография считает основной причиной бегства – 5%.
6. Страх и паника – 10%.
В документе Генштаба ощутима нота самодовольства и радости по поводу исхода арабов, отмечает Моррис в своей статье в "Мидл истерн стаднз" первой публикации этого документа.