Том Сегев. Ошибочные убеждения Израиля
В субботу утром зрители первого национального канала в Израиле могли наблюдать интересный видеоряд во время репортажа из Сдерота и Ашкелона, но показанные там кадры были сняты в Секторе Газа. Вопреки собственному желанию телеканал отправил зрителям верное послание: ребенок в Сдероте и ребенок в Секторе Газа ничем не отличаются, и любой, кто вредит им, в одинаковой мере совершает зло.


Но нападение на Газу в первую очередь требует не морального осуждения, а нескольких исторических напоминаний. Оправдание этого нападения и избранные мишени – это следствие одних и тех же убеждений, ошибочность которых подтверждается снова и снова. Но, странное дело, в каждой новой войне Израиль всякий раз наступает на те же грабли.

Израиль наносит удары по Сектору Газа для того, чтобы «преподать урок». Это главное убеждение с самого начала сионистского проекта: дескать, мы здесь представляем прогресс и просвещение, тонкую ученость и мораль, тогда как арабы – это примитивная, неотесанная толпа, неразумная детвора, которую надлежит учить уму-разуму, конечно, с помощью хорошо известного каждому погонщику мулов метода – кнутом и пряником.

Также считается, что бомбежка Газы должна «ликвидировать режим ХАМАСа». Это убеждение сопровождается другим, не менее старым как и предыдущие: будто бы палестинцам можно навязать «умеренное» руководство, которое отвратит их от национальных чаяний.

В дополнение к этому Израиль всегда был убежден, будто заставляя простых палестинцев страдать, он вызовет у них волну возмущения против своих национальных лидеров. Что ж, в который раз приходится признать, что и это не так.

Все военные кампании Израиля основывались на еще одном убеждении, которое не покидает его с самого начала: мы всего лишь защищаемся. Огромный заголовок передовицы воскресного выпуска «Едиот Аронот» вскрикивает: «Полмиллиона израильтян в зоне огня!». Так будто Сектор Газа не вынужден находиться в такой же зоне, зоне длительной осады, разрушившей надежды целого поколения на достойную жизнь.

Безусловно, невозможно жить, ежедневно опасаясь обстрелов, даже если в мире практически не осталось мест, где террор не существовал бы в той или иной степени. Но ХАМАС не является террористической организацией, захватившей жителей Газы в заложники. Это религиозно-националистическое движение, и большинство жителей Газы ему доверяют. Конечно, на него можно напасть, и, возможно, с выборами в Кнессет это нападение даже вынудит на какое-то время прекратить огонь. Но существует и другая истина, которую стоило бы напомнить в этом случае: с начала сионистского присутствия в Земле Израиля ни одна военная операция не поспособствовала диалогу с палестинцами.

Самый опасный стереотип из всех существующих состоит в том, будто бы не с кем разговаривать. Это никогда не было правдой. Существуют даже способы вести переговоры с ХАМАСом, и у Израиля есть возможность организовать этот диалог. Прекращение осады в Секторе Газа и разрешение на свободное перемещение между Газой и Западным побережьем могло бы вернуть жизнь Сектору.

Одновременно стоит стряхнуть пыль со старых планов, подготовленных после Шестидневной войны, согласно которым тысячи семей могли быть перемещены из Газы в Западное побережье. Те планы никогда не были воплощены в жизнь, потому что Западное побережье предполагалось превратить в еврейское поселение. И это было самое опасное убеждение, которое в действительности принесло много несчастий.

Haaretz

29/12/2008

Том Сегев – израильский историк
...