Об очередном саммите Россия-ЕС в Хабаровске
***
В ходе саммита планируется рассмотреть следующие крупные блоки вопросов.
1. Взаимодействие России и ЕС в преодолении глобального финансово-экономического кризиса.
***
2. Вопросы энергетической безопасности Европы, включая российское предложение о новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики.
***
3. Обзор отношений Россия-ЕС.
***
Не будет обойдена стороной тема разработки нового базового договора, который должен прийти на смену ныне действующему Соглашению о партнерстве и сотрудничестве Россия - ЕС. Мы удовлетворены набранным темпом переговорной работы и рассчитываем, что сам переговорный процесс станет реальным инструментом дальнейшего сближения России и Евросоюза. Надеемся, что согласование документа будет проходить без лишних и, порой, абсурдных «политических» задержек и проволочек при учете обоснованных интересов сторон.
Намерены продолжить разговор в предельно откровенном ключе, что предполагает обсуждение и проблемных вопросов. В торгово-экономической сфере таких, к сожалению, немало - антидемпинг, квоты и технические барьеры, используемые ЕС в отношении российских товаров. Предстоит проговорить инвестиционную составляющую отношений Россия-ЕС с точки зрения путей устранения неоправданных ограничений на пути российских инвестиций в экономику ЕС, в том числе в энергетический сектор Евросоюза.
Твердо подтвердим нашу готовность перейти к безвизовому режиму взаимных поездок граждан России и Евросоюза.
Намереваемся в очередной раз поднять принципиальный вопрос о положении наших соотечественников в Латвии и Эстонии и о недопустимом попустительстве к попыткам героизации пособников нацистов и стремлению переписать отдельные страницы истории Европы XX века. Мы не раз говорили об этом, однако на данный момент улучшения в этой сфере не наблюдается, что представляет собой очень опасную тенденцию.
4. Архитектура евроатлантической безопасности, включая инициативу заключения Договора о европейской безопасности.
Многосторонний диалог по инициативе разработки и заключения Договора о европейской безопасности (ДЕБ) набирает обороты.
Удовлетворены готовностью большинства европейцев к совместной работе по поиску нового консенсуса в сфере евроатлантической безопасности. Будем продвигать нашу инициативу в контексте подготовки нового базового соглашения Россия-ЕС, рассматривая их как взаимодополняющие и взаимоподдерживающие процессы.
Считаем важным развивать диалог по российской инициативе в формате Россия-ЕС. Интересным был бы вариант использования трехстороннего формата Россия-ЕС-США в рамках консультаций по внешнеполитическому планированию.
5. Международные вопросы.
В ходе саммита состоится традиционный обмен мнениями по актуальным международным вопросам и проблемам безопасности: Афганистан, Пакистан, ядерная программа Ирана, Ближневосточное урегулирование, конфликты в Европе (кипрское урегулирование, Косово, Приднестровье и Грузия).
И Россия, и ЕС заинтересованы в сокращении кризисного пространства в мире. Однако наши практические подходы в этой области по многим конкретным случаям, начиная от Косово и заканчивая конфликтами на пространстве бывшего СССР, зачастую не совпадают. Тем не менее, мы можем констатировать, что Россия и ЕС на регулярной основе обсуждают эту проблематику, ведут работу по поиску взаимоприемлемых решений, которые бы отвечали как интересам вовлеченных сторон, так и европейской безопасности в целом.
Исходим из того, что сегодня на общеевропейском пространстве ощущается острый дефицит стратегического формата, в рамках которого мог бы идти совместный поиск путей предотвращения новых разделительных линий и дисбалансов, строительство единого пространства безопасности.
***
О переговорах Министра иностранных дел России С.В. Лаврова с Министром иностранных дел Египта А.Абуль Гейтом
***
К визитам Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Дамаск и Бейрут
***
В связи с завершением первого раунда российско–американских переговоров по СНВ
В Москве вчера завершился первый раунд российско–американских переговоров по выработке новой полноформатной договоренности на замену Договора о СНВ. Он прошел в конструктивной, деловой атмосфере. В ходе состоявшихся дискуссий стороны обсудили широкий круг вопросов, связанных с подготовкой будущего соглашения, а также рассмотрели возможные параметры доклада о ходе переговорного процесса, который должен быть представлен президентам двух стран в ходе их встречи в Москве в начале июля с.г.
Условились провести следующий раунд переговоров 1–3 июня с.г. в Женеве.
Россия-НАТО
В последние дни ряд представителей государств-членов НАТО в своих публичных выступлениях пытаются возложить на российскую сторону ответственность за якобы срыв заседания совета Россия-НАТО на уровне мининдел, которое планировалось к проведению 19 мая.
Подчеркну, что упоминавшиеся сроки официально зафиксированы не были, а соответствующие контакты по этому вопросу носили только зондажный характер.
При этом вполне очевидно, что провокационное проведение учений в Грузии и вызывающая высылка российских дипломатов в НАТО дали более чем ясный сигнал о неготовности к восстановлению отношений с Россией на взаимоуважительной основе. Министерская встреча СРН в таких условиях теряла смысл.
Каких-либо предложений по новым датам на настоящий момент нет. Дальнейшие планы в этом отношении будут определяться в зависимости от того, насколько наши партнеры будут готовы на практике выстраивать взаимоотношения с Россией, вести честный и конструктивный разговор на равноправной основе с учетом взаимных озабоченностей и интересов, исключив повторения имевших место провокационных шагов в отношении России.
Одновременно хотелось бы надеяться, что в ближайшее время препятствия на пути возобновления работы Совета Россия-НАТО (СРН), - а они целиком носят искусственный характер, - будут устранены, и эта важная структура возобновит свою деятельность на основе принципов, согласованных при ее создании.
Это, в частности, относится и к вопросу об определении конкретных дат и повестки дня тех или иных мероприятий СРН. Исходим из важности четко следовать установленным правилам совместной надлежащей проработки соответствующих решений всеми странами-членами Совета.
В связи с высказываниями Премьер-министра Японии Т.Асо
По информации японских СМИ, Премьер-министр Японии Т.Асо, выступая на днях в парламенте, утверждал, что «продолжается незаконная оккупация Россией южных Курильских островов».
Вынуждены обратить внимание японской стороны на недопустимость подобных высказываний.
Как известно, острова Кунашир, Итуруп и Малая Курильская гряда, «возвращения» которых требует Япония, являются территорией Российской Федерации на законном основании по итогам Второй мировой войны. Так что если применительно к южным Курилам что-либо и является незаконным, то это - упорные, не имеющие под собой никаких юридических оснований претензии Японии на упомянутые российские земли.
Нынешнее высказывание главы японского правительства противоречит и декларируемому самим официальным Токио намерению искать взаимоприемлемое решение проблемы пограничного размежевания с Россией. Судя по упомянутому заявлению Т.Асо, японская сторона настроена не на поиск устраивающего обе стороны решения, а на удовлетворение своих неправомерных претензий.
Очевидно, что высказывания японского руководителя не способствуют созданию нормальной атмосферы для двустороннего политического диалога, а также для осуществления в соответствии с межправительственными договоренностями обменов между южными Курилами и Японией, в том числе — взаимных безвизовых поездок.
Рассчитываем на то, что в японском руководстве впредь будут проявлять должную политкорректность в высказываниях по чувствительным и сложным аспектам российско-японских отношений.
Об итогах пятого раунда Женевских дискуссий по Закавказью
Пятый раунд Женевских дискуссий по укреплению стабильности и безопасности в Закавказье был открыт 18 мая с.г. После вступительных заявлений сопредседателей российская делегация совместно с осетинской поддержали абхазскую позицию, предложили «остановить часы» и дождаться выхода доклада Генерального секретаря ООН по ситуации на грузино-абхазской границе. После получения из Нью-Йорка в ночь на 19 мая с.г. текста доклада состоялось первое субстантивное обсуждение проблематики безопасности и неприменения силы, включенных в повестку дня пятого раунда Женевских дискуссий, в полном составе участников из Абхазии, Грузии, России, США и Южной Осетии при сопредседательстве представителей ЕС, ООН и ОБСЕ.
Как и ранее, пятый раунд проводился в формате параллельных обсуждений в двух рабочих группах - по вопросам безопасности и гуманитарным аспектам ситуации в Закавказье.
Полемика в группе по безопасности носила весьма острый характер.
Российской стороной еще раз было подчеркнуто, что на сегодня основная задача в области безопасности на грузино-югоосетинской и грузино-абхазской границах связана с необходимостью выработки прочных гарантий неприменения силы против Южной Осетии и Абхазии. Это особенно актуально с учетом нарастающей внутренней нестабильности в Грузии. Там не сделали выводов из провалившейся прошлым летом авантюры в Южной Осетии, продолжают курс на ремилитаризацию и новые попытки решения территориальных проблем силовыми методами. Приоритетное значение имеет подписание между Тбилиси, с одной стороны, и Цхинвалом и Сухумом, с другой стороны, юридически обязывающих соглашений о неприменении силы.
Вновь подтвердили насущность введения международного эмбарго на поставки в Грузию наступательных вооружений, особенно на фоне начавшихся там 5 мая с.г. военных учений НАТО, а также стремления ряда наших западных партнеров восстановить военную инфраструктуру и потенциал грузинской армии. В этом нас решительно поддержали югоосетинские и абхазские союзники, выдвинув к Тбилиси целый ряд претензий военно-политического плана, которые были основаны на представленном в Женеве фактологическом материале.
Дискуссия в рабочей группе по беженцам развернулась вокруг пяти «концептуальных» проектов сопредседателей, содержащих рекомендации по вопросам восстановления жилья и водоснабжения, статуса беженцев и временно перемещенных лиц, а также программ их возвращения. Со своей стороны демонстрировали линию на максимально прагматичное и деполитизированное обращение с этими темами. В этом нас поддержали делегации Южной Осетии и Абхазии. Условлено, что каждый из участников представит до конца июня с.г. свои комментарии и соображения на указанный счет.
Итоги майского раунда, по нашему мнению, подтвердили важность заключения соглашения о неприменении силы. Мы готовы вести с партнерами практическую работу над их проектами, предпринимать конкретные шаги по запуску ритмичного функционирования механизмов но предотвращению инцидентов.
О практической реализации договора, заключенного Россией с Абхазией и Южной Осетией в охране границ
Российская сторона придает особое значение подписанным 30 апреля с.г. в Москве на высшем уровне двусторонним соглашениям о совместных усилиях в охране госграниц Абхазии и Южной Осетии. Выполнение этих соглашений приобретает особую актуальность в контексте складывающейся на сегодняшний день в Закавказском регионе обстановке.
После вывода российских миротворцев ситуация в зонах, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии, остается нестабильной и взрывоопасной. Продолжается концентрация грузинских войск и полицейских формирований, создаются новые полевые лагеря, наблюдательные пункты, подтягиваются тяжелые вооружения.
В этих условиях российские пограничники приступили к реализации соглашений незамедлительно со дня их подписания. Разумеется, потребуется определенное время для окончательного инженерно-технического обустройства границ, но уже сейчас можно говорить, что российская сторона выполняет взятые на себя обязательства в полном объеме.
Как известно, московские соглашения предусматривают, что российская сторона окажет помощь двум республикам в подготовке кадров и в целом в становлении национальных погранслужб Абхазии и Южной Осетии. В этой связи предполагается, что российские погранподразделения будут охранять границу совместно с пограничниками Абхазии и Южной Осетии. Принципиально важным моментом, подтверждающим суверенные права двух республик, является то, что делегированные российской стороне полномочия по охране границ осуществляются на основе законодательств Абхазии и Южной Осетии.
На сегодняшний день уже имеются примеры в пресечении незаконных попыток перехода их границ. Нарушители и их транспорт передаются соответствующим службам безопасности Южной Осетии и Абхазии для дальнейшего выяснения целей пересечения границы и принятая юридических мер в соответствии с национальными законодательствами этих республик.
О приостановке переговоров по мандатам полевых присутствий ОБСЕ в Грузии и Южной Осетии
Мне адресовали вопрос о приостановке переговоров по мандатам полевых присутствий ОБСЕ в Грузии и Южной Осетии.
Сожалеем, что переговоры были приостановлены. Россия выступала за продолжение присутствия ОБСЕ в регионе, включая наблюдателей этой Организации в соответствии с договоренностями Д.А.Медведева-Н.Саркози.
Как известно, Миссия ОБСЕ работала в Грузии с 1994 года, ее отделение в Цхинвале - с 1997 года. Мандат Миссии включал в себя задачи содействия грузино-югоосетинскому урегулированию, участие в работе Совместной контрольной комиссии (СКК) и контакты со Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ).
Трагические события августа 2008 года оставили эти задачи в прошлом. Грузия попыталась решить конфликт военным путем, напав на Южную Осетию и российских миротворцев из состава Смешанных сил.
Наблюдатели Миссии ОБСЕ тогда спешно покинули Цхинвал, а в оставленном ими здании были найдены пропагандистские листовки прогрузинского содержания. Все это дискредитировало Миссию ОБСЕ в Грузии в глазах югоосетин. Форматы СКК и ССПМ прекратили свое существование.
Таким образом, в повестке дня ОБСЕ появился вполне естественный вопрос о выработке мандата присутствия ОБСЕ в Грузии и Южной Осетии с учетом новых политических и международно-правовых реалий.
Россия выступала за сохранение присутствий ОБСЕ, которые могут оказать полезную помощь правительствам Грузии и Южной Осетии. Мы также были готовы поддержать работу двух групп наблюдателей ОБСЕ по обе стороны грузино-югоосетинской границы, которые могут способствовать снижению напряженности, предупреждению повторения грузинской агрессии. Напомню, что первое после нападения Грузии на Южную Осетию решение о развертывании наблюдателей было принято консенсусом в ОБСЕ еще 19 августа 2008г. В соответствии с этим решением двадцать наблюдателей ОБСЕ осуществляют патрулирование в районах Грузии, прилегающих к Южной Осетии.
Однако миссии ОБСЕ не могут работать в вакууме. Они должны взаимодействовать с местными властями по вопросам логистики, безопасности персонала, определения зоны ответственности и предмета наблюдения.
В переговорах по новым мандатам присутствий ОБСЕ российская сторона была готова идти настолько далеко, насколько это отвечает законным интересам югоосетин, и пока это не будет связано с попытками искусственно воспроизвести политическую ситуацию, существовавшую до августа 2008 года. Наши международно-правовые обязательства исключают принятие формулировок, косвенно возвращающих нас к прежнему status quo ante. Кроме того, мы убеждены в том, что попытки воплощения в жизнь такой схемы только бы осложнили ситуацию, а игнорирование интересов Цхинвала перечеркнуло бы перспективы налаживания диалога между Грузией и Южной Осетией и ухудшило атмосферу в самой ОБСЕ. Другими словами, такой подход, который избрали наши партнеры, мог бы привести к еще большей девальвации роли и авторитета ОБСЕ в сфере посткризисного восстановления.
Считаем, что компромиссное решение по мандатам возможно, если разговаривать друг с другом не языком ультиматумов, а вести квалифицированную редакционную работу на основе взаимного уважения позиций.
Российская сторона готова к участию в такой работе настолько долго, насколько это потребуется для выработки решения, которое будет содействовать укреплению стабильности и безопасности в регионе и пользоваться прочной поддержкой югоосетинских властей.
О подписании «Газпромом» соглашения с энергетическими компаниями Болгарии, Греции и Сербии относительно подготовки технико-экономического обоснования проекта «Южный поток»
Рассматриваем недавнее подписание в Сочи ОАО «Газпром» с профильными энергетическими компаниями Болгарии, Греции и Сербии соглашений о сотрудничестве в реализации проекта строительства газопровода «Южный поток» как знаковое событие. Россия, как известно, придает ему большое значение, как одному из важнейших направлений диверсификации маршрутов транспортировки нашего газа в Европу, укрепления инфраструктуры энергетического сотрудничества страны с европейскими государствами.
Пописанные документы - еще одно подтверждение того факта, что этот проект является экономически обоснованным и привлекательным с точки зрения рентабельности, гарантированного ресурсного наполнения, устойчивого спроса на поставляемые по газопроводу в будущем энергоносители, инвестиционной составляющей.
В России удовлетворены тем, что сейчас в практическую плоскость переводятся договоренности, зафиксированные в подписанных ранее с этими странами межправительственных документах о сотрудничестве по проекту «Южный поток».
Хотели бы также отметить, что перечень участвующих в проекте стран и компаний, что отчетливо проявилось и на встрече в Сочи, показывает, что «Южный поток» все более становится общеевропейским проектом. Не случайно, недавно несколько государств-членов ЕС поставили перед Брюсселем вопрос о придании этому проекту, по образцу «Северного потока», статуса приоритетного энергетического проекта ЕС, отвечающего интересам Европы (TEN-E).
Российская сторона считает, что «Южный поток» не ущемляет чьих-либо интересов в Европе, не рассматривает его в качестве альтернативы продвигаемому Евросоюзом проекту «Набукко». Эта тема уже затрагивалась, поэтому еще раз подчеркну, что мы не являемся априори противниками последнего, но приходится констатировать, что по «Набукко» не решены пока столь значимые вопросы, как обеспечение ресурсной базой и инвестиционная составляющая, что не позволяет говорить о его экономической целесообразности.
О незаконно вывезенном из России в Финляндию А.Салонене
***
Вокруг ситуации с И.Беленькой
***
О «деле Бута»
***
О региональной конференции соотечественников, проживающих в странах Европы, состоявшейся 13-14 мая с.г. в Софии
Конференция продолжила серию региональных и страновых встреч, проводящихся при содействии Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и МИД России. Ранее в Тунисе и Ереване прошли соответственно региональные конференции соотечественников стран Ближнего Востока и Африки и стран Южного Кавказа.
27-28 мая с.г. в Кишиневе пройдет конференция соотечественников, проживающих в Белоруссии, Молдавии и на Украине, а на 12-14 июня с.г. в Австралии запланирована региональная конференция соотечественников, проживающих в странах АТР.
Всего в этом, как и в прошлом году, будет проведено 8 региональных конференций соотечественников. Они становятся заметным событием в жизни российских общин, способствуют начавшемуся процессу консолидации зарубежного Русского мира.
Центральное место в работе региональных конференций этого года занимают вопросы подготовки намеченного на 1-2 декабря с.г. в Москве Всемирного конгресса соотечественников