Великая Отечественная война ярко выявила некоторые особенности политического фактора северокавказских народов, которые имеют значение и сегодня. Много говорят, например, о депортации карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей. У разных сторон своя правда и свои перегибы. Можно вспоминать о "злом чеченце, точащем кинжал" из лермонтовских стихотворений, твердить о "разбойничьих этносах", доказывать суровость того времени и военную ситуацию. Можно считать количество погибших в рядах РККА представителей депортированных народов и сравнивать его с гораздо большим количеством участников бандформирований из их числа, или с обратными пропорциями среди осетин, адыгов, якутов или бурят. Можно вспоминать о многонациональном составе защитников Брестской крепости или о человеческой драме депортированных.
Но за этими эмоциональными дискуссиями и пропагандемами, так же как и за многими частными лозунгами, под которыми ведётся сегодня информационная борьба на Кавказе, затирается объективный анализ причин тех следствий, которые становятся предметом весьма актуальных столкновений, в том числе для вопросов сегодняшних и завтрашних войны и мира. Тяга к упрощению подгону под свою идеологическую позицию, характерная для сегодняшнего политизированного массового сознания, в информационном поле не уравновешивается пока общедоступной тенденцией здравых аргументированных суждений стратегического уровня, которые должны быть базой для общественного актива страны и властей, если мы хотим, чтобы Россия продолжала существовать.
О чем речь? О том, что перелопачивается уйма архивов и ломается множество журналистских перьев ради того, чтобы или обосновать тезис о "тоталитарной пяте России на Кавказе", или оправдать жестокую политику советского руководства в отношении ряда народов со ссылкой на обстоятельства места и времени, или показать, что подлинные сыны Кавказа наравне со всем советским народом сражались с фашизмом.
Но редко где можно натолкнуться на попытки объективно разобраться: почему же так сильно было организованное антисоветское движение и так много было уклонистов среди карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей, почему дело обстояло иначе среди осетин, адыгов или народов Дагестана. На сегодняшний день ответы на подобные вопросы сводятся обычно к декларациям об исторически сложившихся бандитских наклонностях некоторых народов, разницы в особенностях истории и культуры различных кавказских этносов или обвинениях в искажении фактов. Это реакция с позиций упрощённого восприятия. Легко разделить на чёрное и белое: кто не дрался с Гитлером, то предатель и лучше бы помолчал. Или: депортация это кровавый тоталитаризм в чистом виде и оправданий ему искать нельзя.
Однако в наше время идеологические подходы времён Российской империи или Советского Союза общим знаменателем быть не могут. Пытаться рассуждать с тех позиций опасно, потому как не адекватно реальности. Это лишь усиливает разноголосицу частных мнений, захламляющих мозги многонациональному населению одной страны. Общий знаменатель должен быть по сути прежний, по форме новый: есть общее настоящее, от которого зависит общее будущее, и каким оно будет – зависит в том числе и от того, как мы совместно разберёмся со своим прошлым.