По канонам классического марксизма, который учит, что субъектом истории являются классы, а не этносы, и классовая борьба, а не борьба этносов главное, время вносит свои изменения. Примеры последних лет не отрицают первого, но опровергают второе. Закарпатская область, Украинской ССР не исключение. Основой русинского вопроса в Украине, было признание русинов народом и реализация результатов референдума 1991 года. Именно этнический русинский вопрос, стал основой борьбы, на территории русинов на юг от Карпат.
Скажем, Украина после 1 декабря 1991 года не ввела в свое правовое поле Закарпатскую область Украинской ССР. В связи с чем возникло несколько трактовок сложившихся реальностей: Гражданское общество в "незалежной" Украине – институт волеизъявления. Украинское государство – аппарат насилия против русинской нации. Русинская Нация – сознание национальности.
И последовавших за этим целый ряд вопросов. Должны ли русины в такой ситуации обращать внимание на Украину? Или же и дальше воспринимать ее как соседнее недружественное государство, а самим и дальше продолжать работу по международному признанию, восстановленной 1 декабря 2008 года государственности Республики Подкарпатская Русь?
И хотя русины совершенно не были сепаратистами, хотя сами русины просили Украину включить территорию русинов на юг от Карпат в состав "незалежной" Украины и поставить точку в вопросе о статусе Закарпатской области Украинской ССР, - хотя все это было, но украинские "верхи" разработали и запустили в реализацию украинский государственнвый "План мероприятий по уничтожению русинов". И так и пошла Украина к обострению отношений с русинским народом, причем русины были их единственными их союзниками в Закарпатье. И все только потому, что "незалежна" Украина знать не хотела, что такое русинская нация.
Так что слухи распускаемые "незалежной" Украиной о "русинском сепаратизме" завышены на три-четыре порядка. Не Украина, а русины стали инициаторами с требованием включить Закарпатскую обл. Украинской ССР в состав "незалежной" Украины. Русины многократно более предвзятее, чем вся Украина, вместе взятая. Потому что территория русинов на юг от Карпат (в широком смысле) - это Родина Русинского Народа, а не поле для прокормки и наживы украинских олигархов.
По формальному признаку нацией не считают до появления независимого государства. Это не верно. Вчера не нация, а сегодня - нет СССР - и сразу нация? Да, нация существует и без государственной независимости.
Каждое вновь образованное по каким-либо причинам государство начинает работать над формированием нации.
И бывшие республики СССР работают над этим полным ходом. Развалить советскую нацию непростое дело. Всё, в общем-то сводится к противостоянию с Россией. Белоруссия сохраняет "больше социализма", Украина подчеркивает разницу в уровне "демократических свобод", Молдавия опирается на "родственников", Грузия идет на открытую конфронтацию. И так далее: кто-то возрождает ислам, кто-то использует природные богатства.
Выяснение содержания понятия нация-национальность очень важно, позволит изучать общее и особенное в истории и развитии русинского национального организма. Это необходимо не только с научной точки зрения, но и с практической для геополитических прогнозов и для постановки и достижения как внутриполитических , так и внешнеполитических целей - Республики Подкарпатская Русь.
Основным (и наиболее эффективным) способом создания наций является использование развитого языка, одинаково чужого для всех. Так была создана Германия, так создаются большинство африканских наций и других бывших колониальных образований, среди которых такие многонациональные "крупняки", как Индия, Бразилия, Индонезия.
Российская Империя для создания единой нации использовала включение местных элит в общероссийскую знать. Для докапиталистического периода это годилось, но с развитием капитализма затрещало по швам.
А вот СССР нашел новую базу - общую идею мировоззренческого характера, фактически новую религию, и достиг неплохих результатов. К сожалению, идея содержала некоторые неустраненные изъяны, и супердержава сгнила.
Украина, осколок предшественников, не имеет ни идеи, ни других рычагов формирования нации. В чем смысл "украинской идеи"? - Как в чем: в Украине! А в чем смысл Украины? - Известное дело: в украинской идее!
Русинская нация наряду с чехами, словаками и другими народами Европы в прошлом веке получила право от международного сообщества на самоопределение, и свою территорию русинов на юг от Карпат.
Полноценное государство может и не сплавить в единый этнос осколки других этносов и рас. А остаться колониальной надстройкой.
Для создания нации обязательно создание государства, однако не всем государствам удается создать нацию. Например, Австро-Венгерская империя нацию создать не смогла, Объединенная Арабская Республика тоже, даже Чехословакия не смогла, не говоря уже о Югославии.
Наверное, всё же, есть два основных определения понятия "нация". Нации формируются вследствии потребности гос-ва в интегрированности населения. Не нация создала гос-во, а гос-во породило нацию.
Второй подход - нация - это некая объективная сущность, обладающая предопределёнными характеристиками (психическими, историческими, экономическими, божественными.
Формирование наций - процесс довольно длительный, не одного дня дело. Становой хребет нации - школа. В самом широком смысле, то есть, кроме собственно учебных заведений, и армейская школа, и выработка единых социально-политических, культурных, идеологических, исторических взглядов "для широкого пользования", и пропаганда, и символика.
Людей учат быть нацией, вырабатывают у них привычку быть ею. Школа, школа и школа. Бисмарк сказал: Германию создал школьный учитель. Правда, дословно он сказал "прусский школьный учитель". Но примите во внимание, что обучение велось не на прусском диалекте, а на Hochdeutsch.
Русинский народ, в целях спасения от уничтожения украинским государством, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нынешним и будущим поколениям благ свободы, вынуждены были восстановить свою государственность 1 декабря 2008 года - Республику Подкарпатская Русь.
Один из главнейших национальных интересов каждого народа, входящего в состав территории русинов на юг от Карпат - единство с другими народами Подкарпатской Руси. Причем интересы народов населяющих территорию русинов на юг от Карпат, как показала история, хоть и вступали иногда на короткий период в противоречия, но до появления "незалежной" Украины никогда не ставился вопрос уничтожения одного из народов населяющих Подкарпатскую Русь, как сделала это Украина запустив за деньги украинского бюджета, украинский государственный "План мероприятий по уничтожению русинов". "Незалежна" Украина повторила в Закарпатской обл. Украинской ССР опыт гнобления и геноцид русинов Галиции в прошлом столетии. Только в более изощренной форме. А ведь векторы национальных интересов, если их правильно понять и растолковать - это гигантская сила для СПЛОЧЕНИЯ. Это центростремительные векторы, а не центробежные, в которые их превратила Украина в Закарпатье.
Простым глазом видно, что некие резервы, своего экстенсивного расширения и влияния на русинский народ на территории русинов на юг от Карпат Украина исчерпала еще в 1996 году. А после начала украинского судилища против русинского народа утратила полностью. Что, КГБ смог остановить крах СССР? А СБУ вообще ничтожная структура по всем параметрам по сравнению с КГБ. Но старт развала нынешней Украины положило именно СБУ и украинские суды. От силового внедрения украинства украинский народ стал богаче, или культурней?
Следовательно, нужны были не просто украинские заклинания "про перемоги", но слияние с социальной жизнью территории русинов на юг от Карпат, а не гонения и украинские судилища против русинского народа со стороны Украины.
Русинское движение начало проникать и пронизывать всё общество, стало своего рода лимфатической системой территории русинов на юг от Карпат. И совершенно очевидно есть некий вакуум, социальное пространство, в которое оно может прорастать и активнейшим образом прорастает.
Мы видим гигантский количественный и качественный рост русинского движения за последние три года. Русинское движение вышло вперед, выиграло гонку неиспользованных возможностей Украины.
Что же национальность из себя представляет сегодня? Ответ прост. Национальность – это этническая или государственная принадлежность. И далее всё по схеме: От абстрактного к конкретному. От Национального организма к Нации и обратно.
Любая НАЦИОНАЛЬНОСТЬ имеет два полюса, развивается НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРГАНИЗМ в НАЦИЮ не у всех, одни - это Великие Империи, другие - этнографический материал. После пика развития империи, исторически, суперэтнос распадается на субэтносы, которые и являются современными мононациональными государствами. Нация - это сознание национальности, оно всегда конкретно. Осознание нацией самой себя - это и есть национализм - представление о самих себе в каждый данный момент исторического процесса. НАЦИЯ, как сознание национальности в каждый данный момент развития, определяется соотношением силы государства (гомогенности) и силой противостоящего ему гражданского общества (гетерогенностью).
Сегодня Украина и Подкарпатская Русь имеют разные экономики (с чего живет простой народ), разные гражданские общества. В Украине самоидентификация одна, в Подкарпатской Руси другая, идет активный процесс самоидентификации, процесс самоосознания себя. Возможно ли сейчас единение Подкарпатской Руси и Украины? Уж очень большая пропасть выросла за 20 лет гонений и преследований русинского народа со стороны Украины, чтобы строить иллюзии о каком то общем будущем на обозримое столетие. Т.е. этих условий сейчас нет, нет даже движения в этом направлении.
Любой национальный интерес должен быть обеспечен силой: военной, экономической, политической, финансовой и проч. Украина полный банкрот-во всех отношениях.
Что дает такое толкование формулировки «общность экономической жизни»? – Оно дает возможность строительства государств без глупых претензий на национальное единообразие граждан. Оно дает возможность правильного проведения границ внутри федераций и союзов. И надо сказать, что в сталинском СССР таковые границы проводились весьма грамотно, исходя именно из расширительного понимания «общности экономической жизни». А в случае с Республикой Подкарпатская Русь, границы со странами ЕС по советским границам, а с Украиной по границе между Польшей и Чехословакией времен 1938 года.
Экономический фактор – «производство вещей», но ничего не говорит о демографии – о «производстве людей». Сегодня это очень актуально – и кстати в Подкарпатской Руси с этим все в порядке, даже при чудовищной украинской системе медицинского обслуживания населения.
«Общность экономической жизни», - под "экономической жизнью" можно понимать "материальную цивилизацию" Броделя, которая демонстрирует отношение к географии, социальной и экономической истории региона как к важным компонентам в историческом анализе, приуменьшая, таким образом, роль событий и персоналий. Определяет существование «экономических миров», каждый из которых представляет собой «часть вселенной, элемент экономически самостоятельной планеты, способной удовлетворять за счёт собственных ресурсов большую часть своих потребностей».
Имея такую небольшую территорию, при такой высокой плотности населения Подкарпатская Русь вынуждена встать на путь интенсивного развития, запас экстенсивного развития уже исчерпан. Более 300 тысяч подкарпатских русинов "незалежна" Украина вынудила стать трудовыми мигрантами. Этим можно объяснить и многие черты психического склада русинов.
Национальный организм - это тело национальности, а Нация - это сознание национальности. Национальный организм - это единство национального хозяйства и национального сознания (психотипа, психического склада).
Общий закон развития национальности, как теоретическая абстракция нигде не проявился в чистом виде (хотя я могу и ошибаться). Эта тенденция под воздействием среды: 1. географической и 2. геополитической - имеет бесконечное множество вариантов конкретно-исторического воплощения.
Исторический процесс идёт от своей стихийности к сознательности, Национальность имеет два полюса Национальный организм (моно или полиэтнический) и Нацию – сознание национальности. Схему можно смотреть слева направо {снизу} и справа налево (сверху). Исторически {слева направо} национальный организм рассматривается как единство базиса и надстройки, а именно, единство Национального хозяйства и Национального сознания. Хотя содержание национального сознания на ранних этапах стихийности, возможно, правильнее называть Национальным психотипом, возникшем в результате выживания в животном мире и приспособления к среде обитания в суровом геополитическом окружении. Со временем Государственное хозяйство отделяется от Народного хозяйства. У Национального сознания появляются два полюса: Демократизм и Империализм. Демократизм, мы бы обозначили, как гражданский национализм впоследствии, присущий империям, а Империализм – это государственный национализм, свойственный в большей мере колониальным державам. Чем более развито народное хозяйство, чем более оно независимо от хозяйства государственного – тем сильнее и выражается, как форма сознания, - Демократизм, а, следовательно, сильнее Гражданское общество, тем легче ему противостоять силе Государства, которое сложилось из Государственного хозяйства и соответствующей ему формы сознания – Империализма. Государство – аппарат насилия и Гражданское общество – институт волеизъявления – образуют Нацию - сознание национальности. Когда нация достроена, можно говорить, о начале сознательного периода развития национальности или точнее говоря, а более сознательном периоде или менее стихийном, кому, как нравится – не принципиально. Важно другое. Национальный организм став Нацией, превратился из объекта исследования в субъкт исторического существования. Национальность с помощью своего сознания – с помощью Нации теперь может себя строить сверху вниз (по схеме слева направо). Нация строит государство и его институты, развивает гражданское общество, создает и упраздняет классы, сословия, меньшинства, общественные организации, приватизирует и развивает народное хозяйство, национализирует и укрепляет госхозяйство, ассимилирует, завоевывает, уничтожает этнический материал, сплавляет всё в обновленный национальный организм, формирует и изменяет свой психотип, национальный характер. Национальный организм обновляется, становится полиэтническим и вновь сплавляется в моноэтнос. Национальный организм – это ОСНОВНОЕ в Национальности, а Нация – ГЛАВНОЕ. Диалектика основного и главного – ключ к пониманию системы этнических категорий. Если Национальный организм не обновляется, он погибает.
Итак, внутреннее развитие - язык, психический склад и экономика, внешняя среда -территория, ландшафт, климат, внешнее геополитическое окружение, - определяют из каких и скольких людей состоит национальность.
Национальность — это статус гражданина, дающий право проживания на тех или иных территориях, отличающихся уровнем жизни, обеспечением гражданскими правами и свободами, а также дающий и прочие привилегии, которыми пользуются в националистических государствах граждане «титульных наций», каковых в то же время лишены граждане иных национальностей
Язык народа - душа народа. Русинский язык, территория русинов на юг от Карпат, экономика-хозяйство - всё это внешние явления, которые поддаются наблюдению и исследованиям. Если человек думает на русинском языке, если он живет на территории русинов на юг от Карпат, если его хлеб насущный от русинского народа, если он вместе с языком приобрел черты психического склада именно русинского народа, то он русин.
Душа произрастает из почвы и становится психическим складом. Хотел бы отметить, что В Системе категория "национальное сознание", так и трактуется - сознание в стихийный, органический период развития национальности, или психотип.
Все-таки "душа" - это что-то интимное, это только часть психики. Может быть, самая главная, но только часть.
Цыгане. Курды. Ассирийцы... Это если брать тех, кто вообще никак в государственном плане не оформлен. Если же брать нации, которые имеют остов государственности в виде автономных округов и республик в составе федерации, то реестр только по России будет весьма обширным: чукчи, татары, башкиры...
Башкмры и татары - полноценные нации, т.к в составе РФ - это суверенные республики. Но государства не полноценные - они входят состав РФ. Не имеют своей внешней политики.
Форму их национальных образований - "остовы государств". Логично будет продолжить - и "остовы наций".
Смотрим, чья школа в этих "остовах". Если школа страны титульной нации, армия ихняя же, идеология и пропаганда, партийно-политическая система и прочее тоже ихние, то нацию нечем и не на чем сформировать.
Потому они так и уцепились за религию, потому и выступают за введение религии в школу. Но религия не цементирует в нацию всех жителей автономного образования. XXI век все-таки, люди современные, много атеистов или приверженцев иной веры.
То есть превратится ли "остов" в нацию, целиком зависит от создания полноценного государства.
Иосиф Сталин: Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры.
В целом определение Сталина не противоречит Системе этнических категорий, а органично её наполняет. Но почти за сто лет определение Сталина не могло не устареть.
Что вера не является системообразующим признаком. Она лишь одна из форм сознания, по которой объединяются группы, входящие в гражданское общество. А на территории русинов на юг от Карпат - является. Как и в Польше.
http://www.pudkarpatskarus.eu/