А вот не соглашусь. Как и с вышевысказанным тезисом о том, что наследник априори лучше, чем его товарищ, якобы склонный к беспределу в борьбе за власть.
В мирные и сытые годы, в общем-то не так важно кто получает власть и сколько глоток порвано в процессе. А вот в кризисные временасильный лидер необходим. Так давайте посмотрим, как вели себя монархи в переломные времена XX века.
Испания - практически самоликвидация. Альфонс XIII отрекается в 1931 году, впрочем, и так не обладая никакой властью. и если бы не Франко, объявивший его внука, нынешнего короля наследником после своей смерти - быть бы Испании и по сей день республикой.
Италия - Виктор Эммануил III тоже практически играет номинальную роль, отдав всю власть дуче. По окончании войны отрекается в пользу сына, которого упраздняют через месяц референдумом.
Дания - монарх, сдав страну, раскатывает на лошадке с пафосно пришитой жёлтой звездой.
Голландия - королева эвакуируется в Англию.
Норвегия - король эвакуируется в АВнглию.
Силиконовая монархия Бельгия - Леопольд III отказывается от эвакуации. Сидит в Брюсселе под домашним арестом, а подданные считают его коллаборационистом.
Югославия - Карагеоргиевичи грызуться за власть друг с другом: регент Павел принимает союз с Германией, свергнут несогласными офицерами. Юный наследник Пётр II заключает договор о дружбе с СССР. Получает моментальное наступление Вермахта, бежит в Англию через Грецию. где благополучно играет свадьбу в 1944. А в это время коммунист и хорват Тито становится лидером сопротивления.
Болгария - царь Борис, единственный в то время монарх, державший в руках все бразды правления. Лавировал между прогерманской политикой и прорусскими настроениями в народе. В целом не дал ввязать страну в войну с Россией, но воспользовавшись моментом оттяпавший куски территории от Греции, Югославии и Румынии.
Румыния - король Михай - полная марионетка Антонеску, но когда запахло жареным, а немцы под Кишинёвом и Яссами были разгромлены, сумел арестовать Антонеску и объявить войну Германии. За что удостоился ордена Победы от Сталина.
Итак, что мы видим. В критические моменты большинство монархов, несмотря на воспитание и прочая, возглавить нацию не сумели. Лишь болгарский Борис, да возглавившие правительства в Лондоне голландская Вильгельмина и норвежский Хокон могут считаться по мере сил, отстаивавшими интересы своих стран. И пусть кроме Бориса никто не имел реальной власти, но в момент, когда под вопросом собственно государственность, мало кто боролся, большинство предпочло либо удалиться от дел, либо бежать, либо продолжать свою волшебную монаршью жизнь. Хорошо быть королём! (цэ)