БА-10

Бронеавтомобиль был принят на вооружение в 1938 г. и производился до 1941 г. включительно. Он был создан на модифицированном шасси серийного грузового автомобиля ГАЗ-ААА. Корпус был сварен из катаных броневых листов. В расположенной в задней части бронеавтомобиля башне устанавливалась 45-мм танковая пушка обр. 1934 г. и спаренный с ней пулемет

Бронеавтомобиль имел неплохие ходовые качества и надежное противопульное бронирование. БА-10 считается лучшим советским средним бронеавтомобилем. Он был основным вооружением мотоброневых бригад, состоял на вооружении механизированных полков кавалерийских дивизий, использовался в танковых и мотострелковых дивизиях. За время производства с 1938 г. по август 1941 г. было изготовлено 3311 бронеавтомобилей типа БА-10

Бронеавтомобиль был принят на вооружение в 1838 г. и производился до 1941 г. включительно. Он был создан на модифицированном шасси серийного грузового автомобиля ГАЗ-ААА. Корпус был сварен из катаных броневых листов. В расположенной в задней части бронеавтомобиля башне устанавливалась 45-мм танковая пушка обр. 1934 г. и спаренный с ней пулемет. Еще один пулемет устанавливался в шаровой установке в лобовом бронелисте корпуса. Таким образом, вооружение бронеавтомобиля соответствовало вооружению танков Т-26 и БТ при меньшем в 2 — 3 раза весе. Для управления огнем из пушки использовались телескопический и перископический прицелы.
Бронеавтомобиль имел неплохие ходовые качества: преодолевал подъемы до 24° и форсировал водные преграды глубиной до 0,6 м. Для улучшения проходимости на задние колеса могли надеваться гусеничные ленты типа «Оверолл». При этом бронеавтомобиль становился полугусеничным. Кроме того, запасные колеса были установлены по обоим бортам корпуса и могли свободно вращаться на осях. Эти колеса не давали бронеавтомобилю сесть на дно и облегчали преодоление рвов. В 1939 г. бронеавтомобиль прошел модернизацию, в ходе которой было усовершенствовано рулевое управление, усилена защита радиатора и установлена новая радиостанция 71-ТК-1. Этот вариант бронеавтомобиля получил название БА-10М. Выпускался также железнодорожный вариант бронеавтомобиля БА-10жд со съемными бандажами и подъемником в днище для перехода с железнодорожного на обычный ход.
За время производства с 1938 г. по август 1941 г. было изготовлено 3311 бронеавтомобилей типа БА-10. БА-10 — лучший советский средний бронеавтомобиль. Эти машины были основным вооружением мотоброневых бригад, состояли на вооружении механизированных полков кавалерийских дивизий, использовались в танковых и мотострелковых дивизиях. По штатам, утвержденным Постановлением СНК СССР от 6 июля 1940 года #1193-464сс, танковой дивизии полагалось иметь 108 бронемашин. В марте 1941 года в связи с нехваткой материальной части для планируемого числа мехкорпусов, штаты несколько пересмотрели в сторону уменьшения числа танков и бронеавтомобилей. По новым штатам в танковой дивизии должно было быть 95 бронемашин (56 БА-10 и 39 БА-20). Впервые в бою БА-10 участвовали во время советско-японского вооруженного конфликта летом 1939 года в районе реки Халхин-Гол. Машина хорошо показала себя в боевых условиях, чему во многом способствовал степной рельеф местности.
В период Великой Отечественной войны БА-10 использовались в войсках до 1944 года, а в отдельных подразделениях — и до конца войны. Однако пик их участия в боевых действиях, как и максимальные потери, пришелся на 1941 год. После расформирования механизированных корпусов в июле 1941 года формировались отдельные танковые дивизии, а затем, по мере уменьшения парка бронетанковой техники, отдельные танковые бригады. И во всех этих формированиях бронеавтомобилям БА-10 находилось достойное место как средству ведения разведки и боевого охранения. Наряду с ними в частях Красной Армии имелись средние бронеавтомобили более раннего выпуска БА-3 и БА-6, равноценные им по вооружению.
Количество выпущенных бронеавтомобилей этих типов насчитывает 554 машины. Летом и осенью 1941 года немцы захватили более 200 бронеавтомобилей БА-6, БА-10 и БА-10М. Некоторые из них попали в части Вермахта и СС, другие же были направлены в запасные, учебные и полицейские части. Бронеавтомобилю было присвоено наименование Panzerspaehwagen BA 203(R). Два или три бронеавтомобиля БА-10ЖД, приспособленных для езды по железнодорожной колее, придали немецким бронепоездам. Несколько бронемашин БА-10, находившихся в составе РОА, участвовали в боях с немцами, оказывая поддержку пражскому восстанию в мае 1945 года. Кроме того, бронеавтомобили БА-10 в количестве 24 шт. состояли на вооружении финской армии, захваченные в совестко-финскую войну.
Масса
5140 кг
Экипаж
4 человека
Длина
4655 мм
Ширина
2070 мм
Высота
2210 мм
Тип двигателя 4-х цил., карб. ГАЗ-АА
Мощность двигателя
50 л.с.
Скорость по шоссе
до 53 км/ч
Запас хода по шоссе 305 км
Преодолеваемый подъем
до 24°
Вооружение
45-мм пушка 20К, два 7,62-мм пулемета ДТ
Боекомплект
49 снарядов, 2079 патронов
Бронирование
до 10 мм