Полноприводный автомобиль ГАЗ-64

Полноприводный автомобиль ГАЗ-64 был разработан перед войной как разведывательная и командирская машина, а также как тягач для легких противотанковых орудий. Осенью 1941 г. был налажен серийный выпуск первого советского джипа.

При разработке ГАЗ-64 использовались многие узлы от уже освоенных заводом машин. Выявившиеся в ходе войсковой эксплуатации недостатки, например, недостаточная боковая устойчивость, были устранены в новой версии вездехода — ГАЗ-67. После еще одной модификации появился ГАЗ-67Б.
Для удовлетворения потребности Красной Армии в легком вездеходном автомобиле, способном выполнять функции командирской и разведывательной машины, а также тягача для противотанковых орудий, непосредственно перед войной был разработан и осенью 1941 г. запущен в серийное производство ГАЗ-64. Он был сконструирован В.А. Грачевым в течение нескольких месяцев с использованием узлов и агрегатов ранее освоенных Горьковским автозаводом автомобилей: от грузовика ГАЗ-ММ были заимствованы коробка передач, рулевой механизм, щиток приборов и бензобак, а от вездехода ГАЗ-61 — передний и задний ведущие мосты с колесами и амортизаторами. Заново были спроектированы передняя подвеска, рама и кузов. Открытый сверху кузов был прост и технологичен. У него отсутствовали дверцы (их заменяли брезентовые боковины), а борта кузова имели небольшую высоту, что позволяло производить посадку и высадку экипажа непосредственно через борт. На автомобиле устанавливался четырехцилиндровый карбюраторный двигатель ГАЗ-ММ мощностью 50 л.с., обеспечивающий движение с максимальной скоростью 90 км/ч. Проходимость ГАЗ-64 была достаточно высока: он преодолевал пески и снег глубиной до 0,35 м, броды глубиной до 0,8 м, подъемы до 42°. С 45-мм противотанковой пушкой на прицепе он преодолевал подъем до 31°. спользование вездеходов ГАЗ-64 в войсках выявило их недостаточную боковую устойчивость, поэтому после выпуска 686 машин этого типа Горьковский автозавод в конце 1942 г. перешел к производству усовершенствованной модели ГАЗ-67.
По сравнению с ГАЗ-64 у нового вездехода была расширена колея обоих ведущих мостов, несколько изменен кузов и введен блокировочный механизм, предотвращавший включение первой и задней передач без включения переднего моста.В 1944 г. конструкция автомобиля подверглась еще одной модернизации, в результате которой повысились его эксплуатационные характеристики. Эта модель имела обозначение ГАЗ-67Б. За годы войны было изготовлено 5250 экземпляров ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б, ставших наряду с американскими джипами стандартными командирскими машинами Красной Армии.
Масса
1320 кг
Экипаж
4 человека
Длина
3350 мм
Ширина
1685 мм
Высота
1700 мм
База
2100 мм
Колея
1460 мм
Колесная формула
4х4
Мощность двигателя
54 л.с.
Коробка передач
5-ти скоростная
Скорость по шоссе
до 90 км/ч
Запас хода по шоссе
500 км