Название "джип" оттуда и пошло, так и есть.
Название "джип" оттуда и пошло, так и есть.
Автомобили DODGE
Автомобили Додж являлись одним из трёх китов (Студебеккер US-6, Виллис-МВ и Додж WC-51 ), на которых держался ленд-лиз автомобильных поставок. Причем последний по аналогии с трехтонками и полуторками обычно называют “три четверти” — из-за грузоподъемности — 3/4 тонны.
Известны различные модификации этой машины. Базовая модель (Додж WC-51) имела открытую двухместную кабину с тентом и откидным ветровым стеклом, а также универсальный металлический кузов, в котором могли разместиться 8 человек (на убирающихся скамейках вдоль бортов).
Эти машины во фронтовых условиях любил использовать наш высший командный состав дивизионного и выше уровня: командующий садился рядом с водителем, а сзади на откидных сиденьях размещались 8 солдат охраны да ещё крупнокалиберный пулемёт на стойке. Это вам не почти карманный Виллис, который так любил средний комсостав, которому более солидная охрана была не положена по рангу.
На некоторых автомобилях кабина была стальная, обтекаемой формы. Имелись также командно-штабная машина с закрытым обтекаемым кузовом, открытая разведывательно-командирская и т.д.
Они именовались Weapon Carriers (WC) - "носители оружия" или "оруженосцы". И в самом деле, помимо транспортных, разведывательно-дозорных, патрульных и командно-штабных функций, эти машины использовались как тягачи или носители различных орудий, зениток и минометов.
Вот далеко не полный перечень модификаций этих автомобилей:
Додж WC-51, (Weapons Carrier) артиллерийский тягач без лебёдки ,
Додж WC-52, WC51 с лебёдкой,
Додж WC-53, Универсал,
Додж WC-54, санитарный, реже ремонтный
Додж WC-55, шасси под спецавтомобили,
Додж WC-56, командирский без лебёдки,
Додж WC-57, командирский с лебёдкой ,
Додж WC-58, командирский, радио, с лебёдкой,
Додж T223 (WC-62,63), 3-х осный, 1,5 -тонный, 6x6.
Краткая техническая характеристика автомобилей :
Грузоподъёмность- 0,75 т. Колёсная формула 4 х 4
Вес- 2694 кг. Габаритные размеры 4485 х 2120 х 1870 мм
Скорость- 83км/час. Запас хода - 400 км.
Двигатель - карбюраторный, жидкостного охлаждения, 6-цилиндровый,объём 3771куб.см
Мощность- 92 л.с. при 3200 об/мин.
В Красной Армии “Доджи”, начав службу как тягачи дивизионных противотанковых пушек, по мере их поступления стали все шире использоваться во всех родах войск. На них ездили в разведку, сопровождали войсковые колонны и автомобили высших офицеров, в их кузовах устанавливались радиостанции, зенитные пулеметы.
Водителям “Додж” “три четверти” полюбился за мощность, скорость и устойчивость даже на плохих дорогах.Фронтовики-водители рассказывали: “От “Доджа” по грунтовой дороге не могла уйти ни одна машина — ни “эмка”, ни “Опель”, ни “Мерседес”...” Широкая колея (1870 мм), мягкая подвеска с гидравлическими амортизаторами, большой клиренс, шины низкого давления с развитыми грунтозацепами давали явные преимущества перед любым другим автомобилем.
В 1945 году в СССР поступал и трехосный вариант “Доджа” — модель WC-62 (WC63) грузоподъемностью 1,5 т, причем машина на 96% состояла из узлов и агрегатов двухосной модели.
Также поставлялись в небольших количествах и грузовые автомобили общего назначения грузоподъёмностью 1,5 т.: Dodge T203B и Dodge WF32.
Последний раз редактировалось AlexVas44; 17.05.2010 в 22:40.
Автомобильная техника из США.
В рамках союзнических поставок по ленд-лизу в СССР поступили примерно 50 моделей из 26 автомобильных фирм. Из 477785 машин, поступивших в СССР, США поставили 85%, т.е более 400 тысяч. Больше всего поставлено Studebaker US6,около 152тыс.шт..Машин других моделей было меньше, а некоторые присылались в единичных экземплярах.
Американцы при создании войскового автопарка пошли по пути стандартизации, что было абсолютно оправданно — в боевых условиях на первое место выходят ремонтопригодность и взаимозаменяемость узлов. На первых порах за океан шли наскоро закамуфлированные гражданские машины. Однако уже в 43-м им на смену пришла техника, созданная специально для военных условий. По грузоподъемности машины подразделялись на 3/4-, 1,5- и 2,5-тонные, имели колесную формулу 4х4, 6х4 или 6х6 и оснащались простейшими кузовными деталями. Впрочем, все "новобранцы" имели мощные бамперы и защищающие радиатор и фары решетки. Кабина была либо цельнометаллической, либо с пристегивающимися брезентовыми боковинами, реже — с брезентовой же крышей. Как правило, перед радиатором крупных тяжелых грузовиков устанавливалась лебедка самовытягивания. Существовали еще 2 категорических требования к новой технике: 1. "благожелательность" к неопытным фронтовым водителям (все же армейские шоферюги-славяне гробили их десятками) и 2. как уже упоминалось, ремонтопригодность в полевых условиях. Кроме того, была разработана так называемая универсальная деревянная или металлическая грузовая платформа "Саrgо" (с возможностью установки металлических дуг для натягивания брезентового верха) с откидным задним бортом и решетками вдоль бортов, которые в опущенном состоянии превращались в лавки.
Американские грузовики характеризовались хорошими тяговыми возможностями. Высокая проходимость обеспечивалась мощным двигателем, ведущими мостами, демультипликатором, лебедкой для самовытаскивания, мощным передним и двойными задними бамперами, прочной решеткой радиатора, высоким расположением всех частей и механизмов, чувствительных к воде, и малым продольным радиусом вертикальной проходимости.
О широко известных марках, Студебекер,Виллис, Додж, уже сказано выше. Теперь о малоизвестных.
- FORD G8T ( в СССР именовался как Форд-6), !.5т, 4х4. Создан на базе 2G8T 1,5т, 4х2, также поступавших по ленд-лизу.
- SHEVROLET G7107, 1,5т , 4х4 ( с лебёдкой как G7117),
-SHEVROLET 3116 (4009) 1,5т 4х2.
- DODGE WF32 1.5т, 4х2 и на его базе создан DODGE T203B 1,5т 4х4.
![]()
![]()
![]()
![]()
INTERNATIONAL M5-6 2,5 т 6х6
FORD MARMON HH6 COE 1,5 т 4х4,поставлялся только под монтаж БМ ("Катюш"). Поставлено около 500 машин.
![]()
GMC различных модификаций:
ССKW-352 2,5 т 6х6 CCKW-353 (352 с удлинённой базой)
ACKWX-353 3,0 6x6 AFWX-354 3,0т 6х4
Грузовики GMC были идентичны Studebaker, однако имели несколько иное оперение и форму кабины. На них устанавливался бензиновый четырехтактный 6 цилиндровый двигатель GMC-270.
![]()
![]()
GMC в исполнении с тропической кабиной.
Грузовые машины грузоподъёмностью 5-6т с колёсной формулой 4х4:
FWD SU COE - бескапотные 5-тонные машины , выпускавшиеся в 1943–45 гг. для США и союзных стран комплектовались 6-цилиндровым мотором "Уокеша" (8,5 л, 126 л.с.), односкатными 20-дюйм колесами и цельнометаллическими кабинами гражданского образца.
AUTOCAR V-8144T. В 1942–44 гг. на "Отокаре" выпускали 6-т шасси U8144 для фургонов и седельные тягачи U8144Т для инженерных войск, выделявшиеся установленным за кабиной ящиком, внутри которого размещались лебедка, сцепные приспособления, тросы и шанцевый инструмент.
![]()
Автомобили грузоподъёмностью 10-13т с колёсной формулой 6х4
MACK NR 4 - 13т. MACK NR 15 -10т.
Фирма "Мак" построила 16548 машин серии NR в 20 исполнениях (от NR1 до NR20), которые поставляли также в СССР по ленд-лизу. Они различались типами кузовов, задними одно или двускатными колесами, комплектацией и назначением. Вариант NR4 грузоподъемностью 13 т служил для перевозки легких танков , модели NR6 и NR7 применяли для буксировки артиллерийских орудий, грузовик NR14 получил удлиненный кузов и задние двускатные 24-дюймовые колеса.
![]()
ТЯГАЧИ - ТРАНСПОРТЁРЫ
REO 028XC 6x4 , прицеп грузоподъёмностью 20т. Поставлено 190 единиц.
DIAMOND T980 и T981. прицеп грузоподъёмн. 45т. Поставлено 295 единиц.
Diamond T 980 - трёхосный автомобиль с колёсной формулой 6х4 оснащался 185-сильным дизельным двигателем Hercules DXFE. В кузове мог размещаться балласт массой до 8 т. Diamond T 980 предназначался для работы с трёхосным низкорамным прицепом-трейлером Rogers, на котором мог перевозить груз до 45 т. В 1943 г появился модернизированный Т 981, отличавшийся выводом троса лебёлки через передний бампер. Как правило, Т 980 осначались закурытой металлической кабиной, тогда как Т 981 - открытой с брезентовым верхом. Впрочем, обе модификации могли иметь как металлическую, так и открытую кабину.
![]()
ЭВАКУАТОРЫ (ремонтно-эвакуационные машины)
"WARD LA FRANCE 1000 серия 1" выполнен на шасси с двигателем мощностью 145 л.с., 5-ступенчатой коробкой передач, 2-ступенчатой раздаточной и главными червячными передачами. . Машины третьей серии предназначались для поставок по ленд-лизу и предлагались с правым или левым расположением органов управления.. В 1943–45 гг. фирма выпускала свой самый известный вариант М1А1 с открытой кабиной. От предшественников эта машина пятой серии отличалась мощным V-образным бампером-толкателем, новым 6-тонным краном с приводом от трансмиссии, способным подтягивать по земле грузы массой до 7,3 т, Автомобили развивали скорость 72 км/ч и расходовали до 95 л бензина на 100 км. Одновременно эти эвакуаторы изготовляла фирма Kenworth. "Кенуорт-570" соответствовал машине "Уорд ЛаФранс 1000" серии 1.Передня лебёдка развивала усилие 10т, задняя-20т.
Эксплуатировались в танковых частях. Применялись для эвакуации повреждённых, застрявших или утонувших танков, иногда под огнём противника.
![]()
![]()
Амфибия GMC DUKW-353 (Утка).
В 1942–45 гг. на "Джи-Эм-Си" было построено 21147 амфибий DUKW-353 (6x6) грузоподъемностью 2,5 т, разработанных на шасси CCKW-353. Они снабжались стальным водоизмещающим корпусом длиной 9,5 м, вмещавшим 25 десантников, гребным винтом, односкатными 18-дюймовыми колесами, водооткачивающими насосами и задней барабанной лебедкой, а последние партии получили систему централизованной подкачки шин. На шоссе машина развивала скорость 81 км/ч, на воде — 9,5 км/ч. Произношение аббревиатуры DUKW послужило поводом возникновения ее неофициального названия — Duck ("Утка").
Амфибия послужила прообразом для создания в СССР очень похожей машины, которая называлась БАВ (большой автомобиль водоплавающий). Заводское обозначение ЗИС-485. Соответственно был и МАВ - для него прообразом послужил ФОРД-ГПА. Заводское обозначение ГАЗ-46.
Вместе с ленд-лизом к нам пришли канистры.
![]()
Полугусеничная машина AUTOCAR T17 грузоподъёмностью 2,5т.
Большая часть ленд-лизовских грузовиков осталась в нашей стране и еще долго служила в народном хозяйстве. Studebaker стали самыми распространенными грузовиками на советских дорогах вплоть до середины 60-х. Много было и Dodge «Три Четверти».
Как пример:в послевоенное время Т 980 широко использовались как балластные тягачи, нередко даже с "родными" прицепами Rogers. Немалое их количество работало в Сибири, Заполярье, на Дальнем Востоке. Эти машины подвергались многочисленным доработкам на местах с целью приспособления к эксплуатации в экстремальных условиях пониженных температур. Не имевшие отечественного аналога "Даймонды" (ЯАЗ-210Г появился только в 1952 г, ) берегли и старались продлить их жизнь. Так, в 1947 г в Магаданской области делались попытки устанавливать вместо выработавших ресурс двигателей дизели Д-6.
![]()
Последний раз редактировалось AlexVas44; 30.05.2010 в 11:50.
Автомобили из Англии
По сравнению с американцами, англичане передали нам относительно немного машин. Однако, что немаловажно, английские поставки пришлись на начальный период войны. С 22 июня по 31 декабря 1941 года Красная Армия потеряла 159 тыс. автомобилей и остро нуждалась в пополнении автопарка. Отечественные же заводы смогли дать армии во втором полугодии 1941 года всего 46,1 тыс. автомашин, США только начали разворачивать производство для военных нужд.Так что английские автомобили пришлись как нельзя кстати, тем более, что все они. в отличие от советских, представляли собой армейскую версию WD (War Departament - Военный департамент), то есть были оборудованы в соответствии с требованиями военного времени. В СССР в основном поставлялись грузовики грузоподъемностью от 1,5 до 3 тонн - Austin КЗ и КЗО, Fordson W.O.T.8, , Bedford OXD и OYD.
Bedford OXD
Грузовой автомобиль армейского типа Bedford OXD !,5т 4x2 . Двигатель бензиновый 72л.с. OXD имели двухместную металлическую закрытую кабину. Большинство машин оснащалось тентованной грузовой платформой с деревянным откидным задним бортом.
Bedford ОYD
3-тонный "Bedford OYD" максимально унифицирован с ОХД.
На машине устанавливался 6-цилиндровый четырехтактный карбюраторный верхнеклапанный рядный двигатель Bedford, тот же. что на OXD.
Все модели «бедфорд» имели совершенную для своего времени конструкцию. Они выпускались не только в варианте бортового грузовика, но и в вариантах автоцистерны, санитарном, подвижной мастерской, штабного фургона.
![]()
3-тонные полноприводные грузовики были основными грузовыми армейскими автомобилями британского производства (Main Type in Service). Несмотря на некоторые проблемы с передним приводом, 4x4 в конечном счете стал стандартным грузовым транспортом британской армии, и почти все основные автопроизводители выпускали машины этого класса.
- "Bedford QL" 3t 4x4 стал одним из наиболее известных армейских грузовиков британской истории.
" Bedford MWD"- в небольших количествах в СССР поставлялся этот лёгкий грузовик грузоподъёмностью 0,75т и колёсной формулой 4х2.
![]()
Austin K2
Двухтонный грузовик 4х2 Austin K2 создавался для коммерческих целей, его двигатель развивал мощность до 60 л.с. . Как правило, в списки машин, поставлявшихся в СССР по ленд-лизу, Austin K2 не включается. Но сохранились документальные кинокадры, на которых наши шоферы едут в колонне на машинах Austin K2. Возможно, это была мелкая партия ленд-лизовских поставок. А может быть английские машины были захвачены у немцев, после катастрофы у Дюнкерка немалое число Austin K2 воевало в вермахте.
Известен случай, когда Austin K2 4x2 Heavy Ambulance, захваченный немцами во Франции, прошел всю войну, побывал на Восточном фронте и в конце-концов был отбит английскими войсками под Курмэ. Санитарный фургон столь необычной судьбы ныне находится в заводском музее «Austin»...
![]()
Austin КЗ и К30
Наиболее популярными автомобилями фирмы «Austin» в британской армии и ленд-лизе в годы войны были две модели - Austin КЗ и Austin K30, обе - разработки 1941 года. Машины внешне были весьма схожи и отличались колесной формулой: К30 1,5t 4x2 и КЗ 3,0t 6x4 Но при внешней схожести оперения, грузовики различались во множестве узлов. Безусловно, это было нетехнологично, но зато каждая из этих машин была спроектирована от начала до конца под свой мотор, свою колесную формулу, свою грузоподъемность. Кузов КЗ кроме того имел откидные скамейки, на которых могли разместиться 16 бойцов с полным вооружением.
![]()
" Austin K6A (ZN)" .3т 6х4
С 1942 г.фирма выпускала 3-тонный К6 (ZB) 6x6 с 82-сильным мотором и цельнометаллической кабиной с люком. На его шасси предлагалось самое большое количество кузовов и надстроек: самосвалы, пожарные, ремонтно-эвакуационные машины, автокраны, аэростатные лебедки, всевозможные фургоны для специального оборудования и лабораторий, а также 23-местные автобусы. В 1944–45 гг. в варианте К6А (ZH) автомобиль поступал в небольших количествах в СССР.
Ford - Fordzon W.O.T.8
Армейский грузовой автомобиль повышенной проходимости W.O.T.8 был разработан для армии в 1940-1941 годах. Машина имела компоновку с закрытой кабиной, расположенной над двигателем.
Сильной чертой машины был проверенный, хорошо отработанный двигатель Ford V8-65...
Практически все поступившие машины использовались под монтаж установок реактивной артиллерии.
Ряд автомобилей,поступавших в СССР в ограниченном количестве:
"Morris Commercial C4 MKII и MKII"
Cерия «С» капотной или полукапотной компоновкой с 4- и 6-цилиндр. моторами 55-70 л.с. 4х2 0,75 т . Эти автомобили стали очень популярными в Англии.
"Сommer Q4"
С началом войны на "Коммере" было разработано семейство военных автомобилей с достаточно привлекательными формами цельнометаллических кабин, укороченного капота и оперения. С 1939 г. фирма предлагала 3-тонныйгрузовик Q4 с двигателем 80 л.с.колёсной формулой 4х2.
" Leyland Retriever WLW "
В годы Второй мировой войны «Leyland» был одним из основных поставщиков армейских автомобилей и бронетехники для армии Великобритании и ее союзников. Почти все гражданские модели предлагались в армейском исполнении. Специально для армии был разработан 3,5-тонный Retriever 6х4 с новым 4-цилиндровым верхнеклапанным мотором (5895 см3,73 л.с).
"Albion BY3N"
Главным достижением "Альбиона" в военной области стало создание гаммы 3-осных грузовиков и тягачей с колесной формулой 6x6. Их разработка началась в 1938 г. с опытной 3-тонной модели BY1 с открытой кабиной над двигателем. Ее преемником . стал вариант BY3N, предлагавшийся с бортовым кузовом и как шасси, служившее в инженерных войсках для перевозки мостовых секций и понтонов, а также для установки вместительных санитарных кузовов. Автомобиль оснащался 4-цилиндровым мотором (4,25 л, 80 л.с.), 8-ступенчатой трансмиссией, механическим приводом тормозов с вакуумным усилителем и всеми односкатными колесами с 21-дюймовыми шинами.
В СССР поступило около 40 машин.
"AEC Matador 0853"
В годы Второй мировой войны фирма АИК стала одним из немногих в мире изготовителей исключительно полноприводных бескапотных армейских машин. "Матадор О853" оснащался 6-цилиндровым вихрекамерным дизельным двигателем А173 (7,6 л, 95 л.с.) Машина весила 7150 кг, дорожный просвет 330 мм и развивала скорость 60 км/ч. Колёсная формула 4х4.
[/URL][/IMG]
![]()
![]()
![]()
Балластный тягач "Scammell Pioneer -SV/2S "
В 1937 г. по заказу военного ведомства на "Скаммелле" начался выпуск танковых тягачей "Пионер" (6x6), с бензиновым 86-сильным мотором или 6-цилиндровым 8,4-литровым дизелем мощностью 102 л.с., 6-ступенчатой коробкой передач, односкатными 20-дюймовыми шинами, 8-тонной лебедкой , полная масса прицепа— 30 т, максимальная скорость в зависимости от нагрузки составляла 25–45 км/ч. Наиболее распространенными вариантами оказались ремонтно-эвакуационные машины SV/1S и SV/2S (6x6), весившие около 10 т.. По ленд-лизу несколько десятков поступили в СССР.
![]()
Последний раз редактировалось AlexVas44; 01.06.2010 в 15:11.