-
Автомобили по ленд-лизу
Автомобильная техника из США.
В рамках союзнических поставок по ленд-лизу в СССР поступили примерно 50 моделей из 26 автомобильных фирм. Из 477785 машин, поступивших в СССР, США поставили 85%, т.е более 400 тысяч. Больше всего поставлено Studebaker US6,около 152тыс.шт..Машин других моделей было меньше, а некоторые присылались в единичных экземплярах.
Американцы при создании войскового автопарка пошли по пути стандартизации, что было абсолютно оправданно — в боевых условиях на первое место выходят ремонтопригодность и взаимозаменяемость узлов. На первых порах за океан шли наскоро закамуфлированные гражданские машины. Однако уже в 43-м им на смену пришла техника, созданная специально для военных условий. По грузоподъемности машины подразделялись на 3/4-, 1,5- и 2,5-тонные, имели колесную формулу 4х4, 6х4 или 6х6 и оснащались простейшими кузовными деталями. Впрочем, все "новобранцы" имели мощные бамперы и защищающие радиатор и фары решетки. Кабина была либо цельнометаллической, либо с пристегивающимися брезентовыми боковинами, реже — с брезентовой же крышей. Как правило, перед радиатором крупных тяжелых грузовиков устанавливалась лебедка самовытягивания. Существовали еще 2 категорических требования к новой технике: 1. "благожелательность" к неопытным фронтовым водителям (все же армейские шоферюги-славяне гробили их десятками) и 2. как уже упоминалось, ремонтопригодность в полевых условиях. Кроме того, была разработана так называемая универсальная деревянная или металлическая грузовая платформа "Саrgо" (с возможностью установки металлических дуг для натягивания брезентового верха) с откидным задним бортом и решетками вдоль бортов, которые в опущенном состоянии превращались в лавки.
Американские грузовики характеризовались хорошими тяговыми возможностями. Высокая проходимость обеспечивалась мощным двигателем, ведущими мостами, демультипликатором, лебедкой для самовытаскивания, мощным передним и двойными задними бамперами, прочной решеткой радиатора, высоким расположением всех частей и механизмов, чувствительных к воде, и малым продольным радиусом вертикальной проходимости.
О широко известных марках, Студебекер,Виллис, Додж, уже сказано выше. Теперь о малоизвестных.
- FORD G8T ( в СССР именовался как Форд-6), !.5т, 4х4. Создан на базе 2G8T 1,5т, 4х2, также поступавших по ленд-лизу.
- SHEVROLET G7107, 1,5т , 4х4 ( с лебёдкой как G7117),
-SHEVROLET 3116 (4009) 1,5т 4х2.
- DODGE WF32 1.5т, 4х2 и на его базе создан DODGE T203B 1,5т 4х4.



INTERNATIONAL M5-6 2,5 т 6х6
FORD MARMON HH6 COE 1,5 т 4х4,поставлялся только под монтаж БМ ("Катюш"). Поставлено около 500 машин.

GMC различных модификаций:
ССKW-352 2,5 т 6х6 CCKW-353 (352 с удлинённой базой)
ACKWX-353 3,0 6x6 AFWX-354 3,0т 6х4
Грузовики GMC были идентичны Studebaker, однако имели несколько иное оперение и форму кабины. На них устанавливался бензиновый четырехтактный 6 цилиндровый двигатель GMC-270.
GMC в исполнении с тропической кабиной.

Грузовые машины грузоподъёмностью 5-6т с колёсной формулой 4х4:
FWD SU COE - бескапотные 5-тонные машины , выпускавшиеся в 1943–45 гг. для США и союзных стран комплектовались 6-цилиндровым мотором "Уокеша" (8,5 л, 126 л.с.), односкатными 20-дюйм колесами и цельнометаллическими кабинами гражданского образца.
AUTOCAR V-8144T. В 1942–44 гг. на "Отокаре" выпускали 6-т шасси U8144 для фургонов и седельные тягачи U8144Т для инженерных войск, выделявшиеся установленным за кабиной ящиком, внутри которого размещались лебедка, сцепные приспособления, тросы и шанцевый инструмент.

Автомобили грузоподъёмностью 10-13т с колёсной формулой 6х4
MACK NR 4 - 13т. MACK NR 15 -10т.
Фирма "Мак" построила 16548 машин серии NR в 20 исполнениях (от NR1 до NR20), которые поставляли также в СССР по ленд-лизу. Они различались типами кузовов, задними одно или двускатными колесами, комплектацией и назначением. Вариант NR4 грузоподъемностью 13 т служил для перевозки легких танков , модели NR6 и NR7 применяли для буксировки артиллерийских орудий, грузовик NR14 получил удлиненный кузов и задние двускатные 24-дюймовые колеса.

ТЯГАЧИ - ТРАНСПОРТЁРЫ
REO 028XC 6x4 , прицеп грузоподъёмностью 20т. Поставлено 190 единиц.
DIAMOND T980 и T981. прицеп грузоподъёмн. 45т. Поставлено 295 единиц.
Diamond T 980 - трёхосный автомобиль с колёсной формулой 6х4 оснащался 185-сильным дизельным двигателем Hercules DXFE. В кузове мог размещаться балласт массой до 8 т. Diamond T 980 предназначался для работы с трёхосным низкорамным прицепом-трейлером Rogers, на котором мог перевозить груз до 45 т. В 1943 г появился модернизированный Т 981, отличавшийся выводом троса лебёлки через передний бампер. Как правило, Т 980 осначались закурытой металлической кабиной, тогда как Т 981 - открытой с брезентовым верхом. Впрочем, обе модификации могли иметь как металлическую, так и открытую кабину.

ЭВАКУАТОРЫ (ремонтно-эвакуационные машины)
"WARD LA FRANCE 1000 серия 1" выполнен на шасси с двигателем мощностью 145 л.с., 5-ступенчатой коробкой передач, 2-ступенчатой раздаточной и главными червячными передачами. . Машины третьей серии предназначались для поставок по ленд-лизу и предлагались с правым или левым расположением органов управления.. В 1943–45 гг. фирма выпускала свой самый известный вариант М1А1 с открытой кабиной. От предшественников эта машина пятой серии отличалась мощным V-образным бампером-толкателем, новым 6-тонным краном с приводом от трансмиссии, способным подтягивать по земле грузы массой до 7,3 т, Автомобили развивали скорость 72 км/ч и расходовали до 95 л бензина на 100 км. Одновременно эти эвакуаторы изготовляла фирма Kenworth. "Кенуорт-570" соответствовал машине "Уорд ЛаФранс 1000" серии 1.Передня лебёдка развивала усилие 10т, задняя-20т.
Эксплуатировались в танковых частях. Применялись для эвакуации повреждённых, застрявших или утонувших танков, иногда под огнём противника.


Амфибия GMC DUKW-353 (Утка).
В 1942–45 гг. на "Джи-Эм-Си" было построено 21147 амфибий DUKW-353 (6x6) грузоподъемностью 2,5 т, разработанных на шасси CCKW-353. Они снабжались стальным водоизмещающим корпусом длиной 9,5 м, вмещавшим 25 десантников, гребным винтом, односкатными 18-дюймовыми колесами, водооткачивающими насосами и задней барабанной лебедкой, а последние партии получили систему централизованной подкачки шин. На шоссе машина развивала скорость 81 км/ч, на воде — 9,5 км/ч. Произношение аббревиатуры DUKW послужило поводом возникновения ее неофициального названия — Duck ("Утка").
Амфибия послужила прообразом для создания в СССР очень похожей машины, которая называлась БАВ (большой автомобиль водоплавающий). Заводское обозначение ЗИС-485. Соответственно был и МАВ - для него прообразом послужил ФОРД-ГПА. Заводское обозначение ГАЗ-46.
Вместе с ленд-лизом к нам пришли канистры.

Полугусеничная машина AUTOCAR T17 грузоподъёмностью 2,5т.

Большая часть ленд-лизовских грузовиков осталась в нашей стране и еще долго служила в народном хозяйстве. Studebaker стали самыми распространенными грузовиками на советских дорогах вплоть до середины 60-х. Много было и Dodge «Три Четверти».
Как пример:в послевоенное время Т 980 широко использовались как балластные тягачи, нередко даже с "родными" прицепами Rogers. Немалое их количество работало в Сибири, Заполярье, на Дальнем Востоке. Эти машины подвергались многочисленным доработкам на местах с целью приспособления к эксплуатации в экстремальных условиях пониженных температур. Не имевшие отечественного аналога "Даймонды" (ЯАЗ-210Г появился только в 1952 г, ) берегли и старались продлить их жизнь. Так, в 1947 г в Магаданской области делались попытки устанавливать вместо выработавших ресурс двигателей дизели Д-6.
Последний раз редактировалось AlexVas44; 30.05.2010 в 11:50.
-
4 Сказали спасибо AlexVas44:
Igrun (01.06.2010), Mariner (29.05.2010), Misantrop (03.06.2010), Борис (29.05.2010)
-
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума