Отрывки из книги Н. Тернавского "Войсковой судья Антон Головатый"
Запорожцы, активно участвовавшие в турецкой войне, хотели получить часть бывших владений Крымского ханства по Днепру и остановить растаскивание земель из своих вольностей, на которых российское правительство селило иностранцев (сербов - прим. ред.). На раде 24 сентября 1774 г. было составлено на имя императирицы прошение о закреплении всех "вольностей", т.е. земель, за Запорожским войском. Депутатами казаки избрали самых заслуженных и толковых - полковников Сидора Белого, Логина Мощенского и полкового старшину Антона Головатого... В октябре того же года депутаты со свитою из 21 казака, с гостинцами, припасами и письмами выехала из Сечи, несмотря на пургу и слякоть... В Москву прибыли лишь в начале декабря.
Депутация эта должна была запомниться запорожцам, в том числе и А. Головатому, публичной казнью Пугачева, произведенной на Болоте 16 января 1775 г. Отряд кирасир привез на высоких санях Пугачева, в руки ему дали две желтые свечи. Вместе в Перфильевым он поднялся на эшафот, кланяясь народу на все стороны, перекрестился на купола кремлевских церквей, а перед самой казнью крикнул: "Прости, народ православный!"
Возможно, кто-то из запорожцев узнал в нем того самого донского казака, что останавливался несколькими годами раньше в Сечи.
В качестве веских аргументов в отказе запорожцам Г.А. Потемкин собрал в Москву особо недовольных казаками помещиков, собрал и выписал в особую тетрадь все прегрешения Запорожья, предъявив их в решающий момент казакам.
5 июня 1775 года Запорожское войско Низовое прекратило свое существование, кошевой атаман Петр Калнишевский, судья Павел Головатый и есаул Сутыка схвачены и отправлены в ссылку. Антона Головатого и Сидора Белого спасло лишь то обстоятельство, что они к тому времени еще не вернулись в Сечь.
В 1783 г. в Крыму вспыхнул бунт татар, хан запросил у русского правительства помощи. На усмирение бунтовщиков по приказу Г.А. Потемкина была отправлена собранная А.А. Головатым тысячная команда бывших запорожцев под командованием Сидора Белого. В том же году А. Головатый и С. Белый подали прошение правителю Екатеринославского наместничества генералу И.М. Синельникову о том, чтобы тот пожаловал армейские чины запорожским старшинам, а бывших казаков освободил от крепостной зависимости.
С разрешения Г.А. ПОтемкина Антон Головатый вместе с другими старшинами, и в первую очередь, с Сидором Белым и Захарием Чепигой стал собирать команды "верных казаков запорожских". В 1787 г. во время поездки Екатерины Второй на юг в конвое императрицы находились запорожцы, а в Кременчуге Г.А. Потемкин представил монархине депутацию старшин, подавшие прошение о восстановлении бывшего Запорожского войска, на что получили благоволение.
Казаки команд "верного войска Запорожского", переименованного позже Екатериной II в Черноморское войско, стали под знамена армии Г.А. Потемкина в самом начале боевых действий.
С осени 1787 г. А. Головатый состоял при кошевом атамане С. Белом, а с мая следующего года уже командовал пятью лодками, построенными в Кременчуге и переданными казакам Потемкиным в Херсоне. Укомплектованные черноморцами, хотя и плохо вооруженными, но знающими морское дело, казачьи лодки оказались весьма кстати в стычках и сражениях на воде в Днепровском лимане... Сразу же после появления черноморских лодок в лимане их стали просить на подмогу войскам А.В. Суворов, адмирад Нассау и другие генералы. В большом сражении 17 июня под Очаковом при взятии казаками турецких кораблей на абордаж был смертельно ранен кошевой атаман Сидор Белый. С большими почестями Сидор Белый был похоронен на Кинбурнской косе, проститься со славным запорожцем прибыл А.В. Суворов.
3 июня 1788 г. состоялось сражение у Змеиного острова, в 4 ноября черноморскими казаками под командованием А. Головатого взят остров Березань с крепостью. Последнее сражение вошло славной страницей в историю казачества.
27 сентября в Черноморское войско возвращается З.А. Чепига (после ранения - прим. ред.), которому в тот же день Потемкин приказывает с конной командой подойти к Аккерману, "расположиться близ города, но ничего не начинать с неприятелем". После взятия в осаде Аккермана, русские войска и черноморцы стали занимать города вверх по Днестру.
8 марта 1790 г. письмом Г.А. Потемкин сообщил черноморцам, что своим указом от 24 ноября пожалованы: кошевой атаман, полковник З.А. Чепига - в бригадиры, а войсковой судья А.А. Головатый - в полковники. В Слободзее, по всей видимости, перед Рождеством была проведена и войсковая рада, на которой З.ЧЕпига и А.Головатый переизбраны в прежние должности, войсковым писарем стал Т.Котляревский, а войсковым есаулом Сутыка.
Главные события в первой половине года развивались в Румынии, где русские войска вынуждены были действовать без участия австрийцев, подписавших перемирие с Турцией. Весной и летом 1790 г. А.В. Суворов находился в Молдове. Из Берлада и Яломицы он сообщал Г.А. Потемкину о передвижении турецких войск визиря на Дунае, о событиях в Бухаресте, получаемых от "приятелей тамошних".
20 ноября на Дунае под Измаилом произошло сражение Черноморской флотилии с турецкой. Бой был продолжительным, и кровопролитным. Победа черноморцам, предводительствуемым А.Головатым, стоила 28 жизней. Полковнику Порохне войсковой судья сообщал, что "в истреблении неприятельских судов у самой крепости, бог наградил победою. Три неприятельских судна подняты на воздух, прочие ж побиты"...
Во время штурма (Измаила - прим. ред.) А.Головатый с казаками шел в первой линии лодок и принял на себя шквальный огонь крепостных орудий. Под нестихающим обстрелом он высадился на берег, и командуя двумя тысячами черноморцев и солдат, принялся рубить крепостные палисады. Подоспевшие казаки помогли прорвать оборону, захватить несколько турецких укреплений с пушками у Килийских ворот. Казаки десанта, подтащив по приказу А. Головатого пушки, принялись обстреливать скопления турецких солдат в городе. Следует отметить, что армейские части, штурмовавшие город-крепость с суши, по плану А.В. Суворова, выполняли отвлекающий маневр, в то время как десант со стороны Дуная решал главную задачу прорыва обороны. Расчет на отвагу и решимость казаков был верным. М.И. Кутузову, командовавшему солдатами, штурмовавшими Килийские ворота, удалось овладеть ими лишь в третьем приступе, когда черноморцы уже обстреливали город из турецких орудий.
Г.А. Потемкин оценил подвиг А. Головатого по достоинству и в своем донесении Екатерине Второй о взятии Измаила писал о нем так: "Полковник Головатый с беспредельной храбростью и неусыпностью не только побеждал, но и лично действуя вышел на берег, вступил с неприятелем в бой и разбил оного". За штурм этой турецкой твердыни А.А. Головатый был награжден орденом Св. Владимира, Измаильским крестом. Кроме того, императрица Екатерина вручила ему золотую саблю, украшенную драгоценными камнями.
Главный оплот турецких сил на Дунае был сокрушен, дальнейший путь к Константинополю открыт. Значение этой победы было громадным не только из соображений стратегических, она показала мощь русского оружия и силу духа.
Во время штурма Измаила погибли 92 черноморских казака, 262 человека было ранено, из которых 162 тяжело.
Закончилась военная кампания 1790 года; стала очевидной близкая победа России на Османской Портой; князь Потемкин, не скупясь, щедро рассыпал из Ясс награды и дары "за покорение Измаила"...
Кошевой атаман З. Чепига решил, что настал удобный момент для решения давних проблем с землею под поселение Черноморского войска...
Царица Екатерина все откладывала решение о поселении черноморцев на Кубани, ожидая справки о положении края от генерала И.В. Гудовича. По всей видимости, вначале было признано поселить Черноморское войско на Тамани и Керченском полострове, для защиты пролива от турецкого десанта, поэтому и отправлен был ею указ адмиралу Н.С. Мордвинову отправить на Тамань все лодки черноморской гребной флотилии с пешим войском, а по получении справки от Гудовича, решено было выделить и правобережье Кубани.
В конце июня черноморская депутация была, наконец-то, приглашена ко двору, и ее главе, войсковому судье Антону Головатому, вручены дарственные грамоты, хлеб-соль на пожалованную землю с напутственным монаршим словом.
... после чего черноморцы (запорожцы) вместе с донскими и хоперскими казаками, а позже вместе с другими казаками екатеринославщины составили Кавказскую линию России от Черного до Каспийского моря от Кубани и до самого Закавказья и Ирана....


Ответить с цитированием