Вот одна из точек зрения:
трудно оправдать человека, который обесчестил молодую женщину, свою крестницу Матрену Кочубей, похитив ее у родителей, разорил ее семью и казнил ее отца, приказав пытать его перед смертью, чтобы показать всем, что он может сделать с теми, кто на него доносит, и узнать, где Кочубей спрятал свои богатства.

Но попытки предпринимаются. Так автор работы “Гетман Мазепа и его судьба” Б. Крупницкий утверждает, что Мазепа Мотрю Кочубей вообще не соблазнял. Она сама “пришла к нему просить защиты от жестокости своих родителей. Мазепа же, не поверив, отослал ее домой”. И все было бы нормально, но родители Мотри, оскорбленные самим фактом, что их дочь оказалась в доме Мазепы, устроили грандиозный скандал и начали против него интриговать.

Они не поняли, что Мазепа любил крестную, но по-отечески. И ответили на его любовь и заботу черной неблагодарностью. Впрочем, о том, насколько эти аргументы убедительны, свидетельствуют письма самого И.С. Мазепы к Мотре Кочубей, сохранившиеся до наших дней. Приведем хотя бы маленький фрагмент одного из них, чтобы было понятно, какой характер носила его “отеческая” любовь: “а за тим цілую уста королевії, ручки біленькі і всі членики тільця твого біленького, моя любенько коханая”


И поскольку отвертеться от этого эпизода довольно трудно, и надо давать ему какую-то оценку, основные аргументы противников “российского мифа”, что Мазепа обесчестил Матрену Кочубей, можно свести к следующему: Мазепа здесь совершенно ни при чем, поскольку, либо Мотря, подобно гоголевской унтер-офицерской жене, обесчестила себя сама, либо в том, что молодая женщина живет у гетмана, не будучи с ним расписанной, ничего предосудительного нет, и да будет стыдно тому, кто плохо об этом подумает.

Понятно, что при такой логике совершенно не учитываются нравы того времени, согласно которым была обесчещена не только Матрена Кочубей, но и вся ее семья. Что касается участия в этом деле Мазепы, то вся его вина, по мнению “мазепинцев”, лишь в том, что он позволил себя втянуть в конфликт между Мотрей и притеснявшими ее родителями. Мотря попыталась найти у своего “крестного” поддержку и утешение, а “кум” Мазепы генеральный судья Кочубей непонятно зачем и почему это недоразумение раздул до политического скандала, оклеветал Мазепу, за что сам поплатился и имуществом, и своей головой.
http://rusprostranstvo.com/?p=85