Лидер радикальной исламской организации с турецкими корнями «Нурджулар» Фатхулла Гюлен и его сподвижники не скрывают намерений ни много ни мало «захватить Россию без всякого джихада». Сам Гюлен находится в международном розыске, однако вполне комфортно проживает в США.
Видный российский востоковед Загир Арухов полагает, что агрессивные замыслы «пантюркистских стратегов» основываются не на религиозных, фантазиях, а имеют под собой веские основания, игнорировать которые вряд ли следует. Ведь архирадикальное мусульманское братство под вывеской «Нурджулар» всерьез почитает себя центром мироздания и ведет дело к созданию в Евразии «тюркской империи» на основе «просвещенного шариата». Ячейки этой организации, ее учебные центры, просветительские и благотворительные заведения, молельные дома функционируют уже в 35 странах.
По некоторым данным, за последние годы чужеземные пантюркисты открыли десятки исламских учебных заведений, «просветительских и воспитательных» центров, лицеев и пансионатов на Северном Кавказе, в Татарстане, Оренбургской области, Краснодарском крае, Нижнем Новгороде и других регионах России.
Слушатели, находящиеся, как правило, на полном и дармовом пансионе, пять раз в неделю внимают «лекции» по вопросам истории и божественного предназначения пантюркизма, «избранности» ортодоксального ислама и его особой роли в жизни человечества. Наиболее прилежные «воспитанники» получают направление на учебу в Турцию для более фундаментального освоения пантюркистской теории и практики.
Наставниками, воспитателями и просветителями в этих заведениях работают в основном турки, которые на родном и английском языках восхваляют нравственные и социальные ценности пантюркизма, неотвратимость «победного шествия» идеологии Великого Турана по землям «неверных». В проповедях сектантов «Нурджулар» поднимается на щит лозунг объединения тюркских народов в «чистое» государство на базе общности религии, языка, исторической культуры и традиционных обычаев. Российская история, культура, русский язык, отечественные ценности, естественно, подвергаются остракизму.
В качестве учебного пособия радикальные исламисты на своих уроках используют хорошо изданную на многих языках, но пока еще воображаемую карту будущего великого «тюркского мира». В центре мироздания, естественно, Турция, которая милостью аллаха прирастает северным Кипром, Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменистаном. К этому же «миру» пантюркистские картографы относят многие районы России, Китая, Ирака, Монголии, Афганистана и других ныне суверенных государств.
Идеологи и практики воинствующего ислама действуют изобретательно, осторожно и на перспективу. В свои учебные заведения они завлекают способных, одаренных юношей и девушек преимущественно из состоятельных семей с прицелом на продвижение их в местные органы управления, правоохранительные структуры, вооруженные силы, влиятельные общественно-политические организации.
Правящая элита и общественность самой Турции, откуда родом «Нурджулар» и где идеи пантюркизма в общественном подсознании по-прежнему живучи, в конце 90-х годов имели возможность убедиться в антигосударственной, криминальной сущности исламского радикализма, что может быть поучительным уроком для тех стран, где религиозные шовинисты пока чувствуют себя вольготно.
Попустительство и заигрывание в политических целях с этими отщепенцами от подлинного ислама привели тогда в Турции к тому, что эмиссары «Нурджулар» пробрались на многие ключевые посты в государственных органах и в армии, в финансах и средствах массовой информации. Функционеры «Нурджулар» прибрали к рукам телеканал «Саман Йолу», газеты «Сызынты», «Зафер», издательство «Хакикат Китаб Эви», взяли под контроль около 30 процентов ключевых отраслей турецкой экономики.
Осознав, что над страной нависла угроза государственного переворота и утраты секуляристского статуса, официальная Анкара пошла на то, чтобы пресечь у себя антиконституционную и противозаконную деятельность исламских радикалов. Громкий уголовный процесс по этому делу несколько поубавил пыл оголтелых пантюркистов, но, как ни странно, их главарь Гюлен, приговоренный в 2000 году к десяти годам тюрьмы, без особых трудностей избежал кандалов и покинул Турцию.
И понятно, почему он так поступил – для того, чтобы продолжить участие «издалека» в «организационной и просветительской деятельности» исламских радикалов в других частях света в надежде на реализацию лихих пантюркистских идей и зарождение бескрайнего «Великого Турана». Эти фантазии вполне могут и материализоваться, если светские власти будут и впредь попустительствовать нарастающей активности пантюркистских фанатиков, в том числе и в некоторых российских регионах.
Виктор ХИНОВ