1. Сандро Боттичелли. “Рождение Венеры”.
На полотне запечатлена возлюбленная Джулиано Медичи — Симонетта Веспуччи. Как считают некоторые исследователи, Боттичелли был тайно влюблен в Симонетту. Его полотно — это объяснение в любви красавице флорентийке, чей гибкий струящийся облик и сегодня выглядит современно.
2. Джорджоне. “Спящая Венера”.
Один из самых возвышенных и целомудренных женских образов в мировой живописи.

Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей,
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей.
(А.С. Пушкин)
3. Тициан. “Даная”.
Поклонник пышных дамских форм Тициан создает немало картин, где женское тело предстает во всей своей откровенности и чувственном великолепии. Эту “Данаю” художник писал по заказу кардинала Александра Фарнезе. Папский легат, увидевший картину во время ее создания, в письме к кардиналу сравнит ее с Венерой Урбино: “Та, что ваше высокопреосвященство видели в Пезаро, в покоях герцога д’Урбино, кажется монашкой по сравнению с этой”.


4. Бронзино. “Аллегория с Венерой и Амуром”.
Художник столь вдохновенно изобразил объятия главных персонажей, что многим поколениям зрителей эта картина казалось верхом безнравственности. Один из ее владельцев даже поручил некоему живописцу “задрапировать” бедра Венеры тканью, а чресла Амура “прикрыть” виноградными лозами. В таком благопристойном виде картина экспонировалась до 1958 года, пока наконец в процессе реставрации ей не вернули первозданный вид.
5. Питер Пауль Рубенс. “Шубка”.
Портрет Елены Фоурмент. Еще один поклонник богатых женских форм изобразил на портрете свою вторую жену. Картина писалась для себя, но, как и многие другие работы художника, стала достоянием общественности. Архитектор Николай Львов, увидев картину, напишет в своем дневнике: “Если кто хочет полюбоваться на жену Рубенсову, то, несмотря на то что она вся голая, гляди только голову. Кажется, что ревнивая кисть ее супруга для того собрала все пороки тела женского (особливо ниже пояса), чтобы и в картине никто им не воспользовался”. Что до Елены, то после смерти Рубенса она хотела уничтожить “Шубку” и многие другие работы мужа, где он написал ее обнаженной. К счастью, этого не произошло.
6. Франсуа Буше. “Одалиска на синей софе”.
Тут и не знаешь, что сказать. Софа, конечно, уютная, но попка одалиски еще более...
7. Эдуар Мане. “Олимпия”.
Это полотно произвело самый громкий скандал за всю историю живописи. Сегодня невозможно ни понять, ни объяснить, почему эта обнаженная так взбесила французов. Перед картиной толпились возмущенные зрители, от Мане отворачивались знакомые, а газеты писали: “никогда и никому еще не приходилось видеть чего-либо более циничного, чем эта “Олимпия”, “это самка гориллы, сделанная из каучука”, “потаскуха, возомнившая себя королевой”. Картину повесили над дверью последнего зала в салоне на такой высоте, что ее почти не было видно.
Моделью Олимпии послужила излюбленная натурщица Мане — Викторина Мёран.
8. Валентин Серов. “Портрет Иды Рубинштейн”.
Этой картине, на которой запечатлена актриса, танцовщица и светская львица Ида Рубинштейн, также достанется от современников. Один из критиков скажет: “Худощавое стальное тело, странно напоминающее кузнечика. Очарование ядовитое, красота на грани уродства, странное обаяние!”.
Илья Репин назвал "Иду" кратко:
- Это гальванизированный труп!
- Это просто безобразие! - сказал Суриков..
.
А когда будете в Русском музее, посмотрите на Иду внимательнее. Пусть вас не смущает, что тело женщины того же цвета, что и фон, на котором оно написано. Серов всегда был в поисках путей к новому. Пусть слабый топчется на месте, а сильный - всегда рвется вперед. (Валентин ПИКУЛЬ )
9. Борис Кустодиев. “Красавица”.
Кустодиев любил именно таких женщин, где много-много целлюлита, а остальное — маленькая головка и короткие ножки. Сам художник признавался, что в жизни его не интересуют “дебелые” женщины, но когда он пишет картины, то тонкие и изящные его не вдохновляют.
10. Сальвадор Дали. “Гала”.
Это вид со спины музы, жены, модели Сальвадора Дали. Увидев эту спину, Дали ее уже никогда не забудет. “Ее спина, восхитительная, сильная и хрупкая, мускулистая и нежная, женственная, но мощная, заворожила меня, как когда-то спина моей кормилицы, — вспоминал художник. — Отныне я не видел ничего, кроме этого экрана желания, сужающегося к талии и округленного ниже ее”.

Елена Грендель, впоследствии Дали, урожденная Дьяконова, всегда называла себя Гала - и вошла под этим именем в историю.