Наука — как написание текста
Мой покойный дедушка, сержант-артиллерист Михаил Нагорный, рассказывал, как зимой в Сталинграде один солдат решил снять добротные сапоги с убитого немецкого офицера. Но сапоги примерзли так, что и не отодрать. Достал где-то солдат корыто, натопил снегу да и засунул туда ноги немца, чтобы сапоги оттаяли. Сам присел рядом ждать и не заметил, как сзади особист подошел. Молча достал пистолет и быстро выстрелил в затылок. Тело бьется на снегу в конвульсиях, а особист идет бледный и кричит истерически: «И так будет с каждым мародером! С каждым!..»
Стоит почитать известную на Западе книгу Осмара Уайта (Osmar White), во время войны австралийского военного корреспондента, находившегося в Германии в составе американских войск. На основе своих газетных корреспонденций и дневников Уайт написал книгу «Дорога Победителя», которая постоянно переиздается.
Уайт вовсе не симпатизировал Советскому Союзу, даже наоборот. Он насмехается над грязными, засаленными фуфайками советских солдат в Берлине, над большим количеством «неграмотных азиатов» (никто тогда не считал это расистским выражением) и спесиво противопоставляет им чистеньких, с золотыми медалями американцев. Уайт искренне радуется, что «Трумэн и Черчилль дали русским по носу, заставив их убраться из половины Берлина» и т. д.
Тем не менее, Уайт честно описывает события и излагает лишь проверенные лично факты. Так вот, он немало написал о жестокости и мародерстве американцев: стариков и детей выгоняют в подвалы и на пепелища, чтобы занять их жилища, воруют все ценное и переправляют в США антиквариат, меха, радиоприемники и фотоаппараты, мебель и даже автомобили.
И дальше: «Было совершено немало изнасилований. Количество их зависит от отношения старших офицеров. В некоторых случаях личности нарушителей установили, их судили и наказали. Некоторых солдат даже расстреляли, особенно в тех случаях, когда они оказались неграми. Однако я знал, что многих немок изнасиловали белые американцы. Никаких мер против преступников применено не было».
Уайт утверждает, что один высокий командующий (не названный) говорил ему, что считает изнасилование «тем же сексом, только без разговора», и приказал командирам объяснять подчиненным, что немок можно легко укладывать в постель и без применения силы, а, например, подарив шоколадку.
Честный Уайт описывает увиденное в освобожденном концлагере Бухенвальд, превращенном в лагерь для перемещенных лиц. Стоит процитировать: «Ряды бараков, на которых сотни восточных европейцев умерли от голода и болезней, обставили награбленной в Веймаре мебелью и превратили в бордель. Бордель процветает и поставляет сигареты и алкоголь в лагерь…»
А что увидел Уайт в советской зоне оккупации? «В Красной Армии царит строгая дисциплина. Число изнасилований, ограблений и издевательств у них не больше, чем в зоне оккупации американцев или англичан. Дикие истории о зверствах русских возникают из-за преувеличения и искажения частных случаев (...) Антирусская истерия раздувалась, распространялось множество сказок о жестокости русских, поэтому шеф англо-американского бюро собрал журналистов и сказал: «Помните, среди немцев существует сильное и организованное движение, чтобы посеять слухами и сплетнями недоверие между союзниками. Немцы надеются немалого добиться, посеяв среди нас вражду. Я предупреждаю вас, не верьте немецким сказкам о русской жестокости, не проверив факты». Одна женщина рассказала мне историю о жестокости русских, от которой волосы встали дыбом. В конце концов она признала, что единственное, что видела собственными глазами -- как пьяные советские офицеры стреляли из пистолетов по бутылкам».
Любопытно в книге Уайта и описание того, как быстро и не в сравнение с американской или британской зонами оккупации в советской было обустроено снабжение гражданского немецкого населения едой, питьевой водой, организованы социальные работы по восстановлению разрушенного. В то время, пишет Уайт, как американцы только начинали думать над новыми — денацифицированными — школьными программами, в советской зоне уже работали школы, в которых преподавали освобожденные из концлагерей учителя-антифашисты.
Приказы приказами, скажет читатель, но они не опровергают совершенных преступлений. По крайней мере, приказы опровергают разрешение «на три дня», каковое «Закрытая зона» пыталась «пришить» Жукову. Да, вопрос остается -- а сколько было таких преступлений?
Сосновский из «Закрытой зоны», вспомним, заявлял: «По разным данным, были изнасилованы от полутора до двух миллионов немецких женщин и даже детей». Что это за «разные данные»? В каких архивах нашел Сосновский эту статистику и сравнил? Уверен, что в архивах он не сидел. Потому что статистики такой просто не существует — никто еще не дал себе труда подытожить цифры из донесений командиров и приговоров трибуналов.
О том, кто мог подсказать Сосновскому эти миллионные цифры, — немного позже. Сначала, откуда они взялись. Нарисовал их английский литератор Энтони Бивор. Некоторые называют его историком, хотя соответствующего образования он не имеет. Просто после военной службы в британском контингенте в ФРГ в 1970-х Бивор пошел в ученики к известному историку войны Джону Кигану. Потом написал первую книгу о гражданской войне в Испании, которую встретили в целом одобрительно, хотя сразу нашли в ней множество ошибок. И это не мешает Бивору сегодня излагать испанскую историю ХХ в. в колледже.
Дело в том, что критерии науки истории в настоящее время на Западе очень размыты. Установление фактов, причинно-следственной связи между событиями считают уже анахронизмом. Зато пошла мода на «историю как написание текста». То есть главное не то, что написано, а как — с поразительными образами и хлесткими выражениями. Поэтому Бивор получал… литературные премии.
В 2002 г. он издал книгу под названием «Падение Берлина. 1945-й», в которой утверждал, что советские солдаты изнасиловали в оккупированной Германии от 1,5 до 2 миллионов немок. Откуда цифры? Практически с потолка: если в Берлине изнасиловали 100 тысяч женщин, то по всей советской зоне оккупации наберется где-то 1,5—2 млн.
Откуда данные по Берлину? «По оценкам врачей», пишет Бивор. Каких врачей, по каким книгам регистрации — неизвестно. Но известно, откуда ноги растут и у этой цифры. «По оценкам врачей, в Берлине было изнасиловано от 20 до 100 тыс. женщин в возрасте от 10 до 70 лет». Это почти прямая цитата, которую вставляет Бивор, но сознательно идет на плагиат, не указывая первоисточник. А первоисточник — это десятистраничный памфлет американского автора Остина Эппа (Austin J. App) «Изнасилования женщин в побежденной Европе», изданный еще в 1946 году.
Но ссылаться на Эппа для разумного Бивора было бы политическим самоубийством. Дело в том, что Эпп принадлежал к так называемым «историческим ревизионистам», оправдывал нацистскую Германию (книга «Честный взгляд на «Третий рейх», 1974 г.), осуждал США и Британию за антигитлеровскую коалицию, а слово холокост брал в кавычки. Свобода слова в США тогда была не в пример нынешней — даже в годы войны свободно издавались газеты с призывами заключить мир с Японией и Германией и повернуть оружие против «красных».
Вот и краеугольная для Бивора статья Эппа (легко найти в интернете, ее охотно размещают на своих сайтах неонацисты, в частности, легальная в США «Американская организация Национал-социалистической рабочей партии» (NSDP/AO) — это сплошные вопли о «заговоре «красных», негров и предателях христианства Америки, с целью уничтожения европейского народа» — немецкого. То есть истинная предтеча будущей кампании «охоты на ведьм», ставшей известной как маккартизм. А фактаж изнасилований Эпп брал из сообщений американских корреспондентов в Германии, что важно отметить, совершенных самими американцами. Вот между ними и возникли упомянутые анонимные «врачи».
Зерна лжи взошли в Германии
Книгу Бивора профессиональные историки встретили сокрушительной критикой. Профессор университета Лондона Норман Дэвис поучительно написал ему, что «нужно отдать должное героическим жертвам русских, спасших нашу шкуру от Гитлера». Американский военный историк Альберт Акселл не скрывал возмущения: «Меня пригласили для выступления на радио «Би-Би-Си-4». Вторым выступающим оказался, как его отрекомендовали, «авторитетный историк» Энтони Бивор, автор этой позорной книги «Падение Берлина».
Невзирая на столь нелестные рецензии, книгу Бивора начинает агрессивно популяризировать пресса. И он по ходу корректирует цифры, в частности, раздвигает и количественные, и возрастные пределы. «Они изнасиловали всех немок от 8 до 80 лет», — пишет Бивор в заметке в «Гардиан» в том же 2002 г.! «Армия насильников» — такое заглавие он дает в «Дейли телеграф».
Почему книга Бивора получила такую поразительную раскрутку? По-видимому, не случайно. Вспомним, о чем еще писала британская пресса в 2002 году. «Путин нарушил заключенное соглашение с олигархами, когда стал президентом», — это уже из «Таймс». Именно в Британию тогда сбежал, получив убежище Березовский, в Израиль бежали Гусинский и Невзлин, а в России арестовали будущего — после Путина — президента, как это уже видели в Вашингтоне и Лондоне, Михаила Ходорковского.
Начинается массированная информационная атака на российское руководство: «Россия возвращается к сталинизму», «Путин — это новый Сталин» и т. д. Сравнение Советского Союза (а с ним и России) с нацистской Германией как никогда востребовано пропагандой. Апофеозом становится статья в американской «Вашингтон пост» Брюса Джексона, теневого эмиссара Дж. Буша, до недавнего времени частого гостя в высоких кабинетах в Киеве, несколько лет подряд пытавшегося создать политико-военно-энергетический коридор от Каспия до Польши — через Украину — с определенной для Румынии ролью регионального лидера.
Статья Джексона называлась «Путин должен заплатить за свою бандитскую политику»: «В исторически антисемитской России и сегодня плохо быть процветающим евреем. С момента избрания Путина президентом в 2000 году все выдающиеся личности, которых арестовывали или высылали из страны, непременно были евреями. В долларовом измерении мы являемся свидетелями наибольшей незаконной экспроприации еврейской собственности в Европе со времен нацистских погромов в Германии 1930-х годов».
Со временем, со спадом этой истерии Бивор исчез из медиаполя. Он категорически отказывался от дискуссий с российскими учеными и даже от предложения поработать в архивах России. В итоге Бивор разделил судьбу Эппа — ссылаться на него сейчас неприлично. За все это время не появилось ни одного (ни одного!) труда, который бы хоть как-то подтвердил написанное Бивором. Но посеянные им зерна лжи взошли. В Германии…
Несколько лет назад мой добрый знакомый польский профессор Казимеж Жигульски посоветовал внимательно отслеживать количество и содержание публикаций в немецкой прессе в канун очередной годовщины победы над нацизмом на предмет ползучей исторической ревизии.
К слову, профессор Жигульски — человек уникальной судьбы: родился во Львове, во время войны был в Армии Краевой, затем получил десяток лет в сталинских лагерях за шпионаж в пользу Британии (чего сам не отрицает, поскольку служил эмиграционному польскому правительству в Лондоне), после этого сделал не только научную, но и государственную карьеру — в 1980-х был министром культуры Польской Народной Республики.
Сам Жигульски систематично изучает немецкие учебники по истории и утверждает, что из года в год в них вносят существенные коррективы: все меньше информации о нацистских преступлениях на оккупированных территориях, зато — все больше о страдании немецкого гражданского населения в ходе разгрома нацистской Германии.
В 1998 г. признанный «моральный авторитет нации» немецкий писатель Мартин Вальзер, получая «Премию мира», пожаловался на «моральную дубину Освенцима», которой другие не дают Германии превратиться в «нормальную страну». Вальзер призвал немцев сопротивляться политике, направленной на то, чтобы сделать их «уязвимыми», используя против них тезисы «об исторической ответственности» и «национальном позоре».
Казалось бы, за такие высказывания Вальзера можно было легко отправить в тюрьму по действующей удобной уголовной статье о «ревизии Холокоста», тем более, что влиятельное еврейское лобби громко требовало его осудить. Но официальный Берлин выразил тогда даже не устное осуждение, а лишь несогласие. Более того, в 2002 г. правящая социал-демократическая партия устроила диспут на тему «Нация, патриотизм и демократическая культура» между Вальзером и канцлером Герхардом Шредером. При этом Вальзер не только повторил сказанное ранее, но и развил свои тезисы. Шредер вежливо не согласился. Но главное не это, а то, что самим фактом дискуссии призывы Вальзера «прекратить исторический садомазохизм» полностью легитимизированы.
Неслучайным в этом отношении кажется и ответ, который пять лет тому назад дал тогдашний посол Германии в Украине Штюдеманн на вопрос тележурналиста «5-го канала» -- с какими мыслями пришел он 9 Мая к могиле Неизвестного солдата в Киеве. Штюдеманн тогда пространно поведал, что не следует зацикливаться на прошлом, а нужно думать об «общем европейском доме». В другой раз он рассказал, что во времена нацизма его мама однажды дала булочку арестованному еврею (журналист не поинтересовался, где в то время был папа посла)…
Немецкие медиа в канун 8 мая прошлого года с лихвой подтвердили методику Жигульского. Практически все газеты широко представили 13-томное издание «Немцы и Вторая мировая война», насквозь пронизанное тезисом о том, что немцы — тоже жертвы. Но не собственного нацистского режима.
Первый телеканал страны — ARD — два вечера подряд держал зрителей у экранов фильмом «Побег»: о том, как, без преувеличения, миллионы немецких женщин и детей бежали из Восточной Пруссии от безжалостной Красной Армии.
Еженедельник «Шпигель» объявил, что известная фотография водружения красного знамени над рейхстагом — полнейшая фальшивка с «дорисованными клубами дыма». Более того, выяснил авторитетный журнал, на руке солдата советские цензоры умышленно замазали часы, поскольку у советского солдата собственных часов не могло быть, поэтому, понятно всем, что он украл их здесь, в Берлине. И вообще, по версии «Шпигеля», в Берлине советские только тем и занимались, что грабили, пьянствовали и насиловали.
А газета «Берлинер Моргенпост» поместила одобрительную рецензию на американский комикс «Двенадцать», хотя тот вышел еще за полгода до 8 мая. В нем повествуется о том, как американские коммандос во главе с капитаном Америкой захватывают Берлин 25 апреля 1945 года. «С точки зрения исторического соответствия это, конечно, чушь. Но появление такого комикса можно только приветствовать», — подытоживал немецкий автор.
В кинопрокате появился художественный фильм «Женщина в Берлине». В аннотации было сказано, что «в основу положен дневник немецкой журналистки Марты Хиллерс, которая начала его вести 20 апреля 1945 г. Ее неоднократно насиловали советские солдаты. До своей смерти в 2001 г. она анонимно издавала этот дневник в США и Британии».
Ежегодно в Дрездене несколько тысяч человек выходят на демонстрацию в годовщину бомбардировки города англо-американской авиацией. Официально эту демонстрацию называют «неонацистской», поскольку упоминания о бомбардировке Дрездена как о «военном преступлении» в ФРГ и сегодня расцениваются как проявление неонацизма.
Но, как видим, говорить о «советских военных преступлениях» неонацизмом вовсе не считается. Это легитимизировал другой классик, Гюнтер Грасс, книгой о том, как легендарный советский подводник Маринеско потопил немецкое военное судно, на котором, кроме военных, находились эвакуированные из Кенигсберга дети.
Вспоминается состоявшаяся несколько лет назад в Берлине встреча с Гюнтером Шабовски, одним из лидеров ГДР, который, кстати, и «проломил» «Берлинскую стену», объявив на пресс-конференции о свободном переходе границы. В руководстве ГДР до самого конца было много ветеранов антифашистского движения, к примеру, Эрих Хонеккер сидел в тюрьме.
Шабовски сам затронул тогда тему «исторической вины»: «Мы (то есть руководство ГДР. — И. С.) всегда стояли в Кремле по стойке «смирно». И над нами за это все остальные насмехались: и поляки, и румыны, и болгары… А мы стояли смирно, потому что нам всегда было стыдно. Стыдно потому, что мы, немцы, допустили Гитлера к власти, что рабочий класс пошел за ним, что многие коммунисты перешли в нацистскую партию… Нам об этом не напоминали, но мы всегда об этом помнили».
Как «употребляют полезных идиотов»
Вспомним анонс фильма «Закрытой зоны», где говорится о «помощи немецких коллег». В финальных титрах (как говорят телевизионщики, «в поминальнике») ни единого слова благодарности какому-либо «герру» или «фрау», как это требуется делать из элементарной вежливости. Почему? Кто же эти анонимные «немецкие коллеги»? Думаю, имеет право на существование такое предположение. В фильме нет ни одного эксперта — историка, например. Зато появляется некая фрау Сибила Дреер, функционер «Общества изгнанных немцев». Именно она ставит финальную точку: «Советские солдаты массово охотились на немецких женщин. У союзников (то есть в американской, британской и французской зонах оккупации. — И. С.) такого не было».
Ну, сравнительный анализ мы уже получили выше от Осмара Уайта, описавшего виденное собственными глазами, когда фрау Сибиллы еще и в проекте не было. Нам здесь любопытно узнать больше об этом «обществе». Прежде всего, правильное название этой организации — «Союз изгнанных». Она объединяет тех немцев и их потомков, которые, по решению Заключительного протокола (пункт ХII) Потсдамской конференции от 2 августа в 1945 г. и решению Союзной Контрольной комиссии от 20 ноября в 1945 г., были принудительно выселены с территории Польши, Чехословакии, Венгрии и СССР (нынешняя Калининградская область России) в зоны оккупации союзников.
С тех пор члены «Союза…» (а выселенных было 12,5 миллионов) требуют от правительств этих стран материальной компенсации за утраченное имущество. Традиционно их поддерживает Христианско-демократический союз. Зато социал-демократы до сих пор часто называли их реваншистами. В бытность канцлером Герхард Шредер заявлял, что никаких претензий к полякам и чехам быть не может, «за Освенцим нужно платить».
В то же время подписанные в 1970-х гг. соглашения о признании границ с Польшей, СССР и Чехословакией конституционный суд ФРГ признал законными при условии, что немецкое правительство не отказалось от индивидуальных претензий на утраченное имущество.
Для Польши, например, первый колокольчик прозвенел при вступлении в ЕС, и Варшава согласилась предоставить право на покупку своей земли «гражданами стран ЕС, потерявшими родину». С приходом к власти ХДС «Союз…» получил скрытую моральную поддержку, в частности, на создание в Берлине «Центра против изгнания», что было резко негативно воспринято в Польше. В 2005 г. польский президент Квасьневский выступил против участия немецкого коллеги в траурной церемонии в 60-ю годовщину освобождения узников Освенцима. Поводом стало заявление «Союза изгнанных» о намерении подать в Европейский суд по правам человека иски о реституции утраченной в Польше собственности. Депутаты сейма тогда опубликовали в газете «Жеч Посполита» коллективное письмо: «Дети палачей требуют от нас компенсации». Польская пресса в целом называет членов «Союза изгнанных» фашистами.
Теперь понятно, почему четыре фрау в фильме рассказывают об изнасиловании еще и чехами и поляками? Очень похоже на то, что эти фигуранты подготовлены функционерами «Союза…» Возможно, авторы «Закрытой зоны» сочтут нужным рассказать, как возникло это сотрудничество. Материальная сторона сделки даже не интересна. Их использовали вслепую, «развели», возможно, не дав ни гроша. В терминах практической «мягкой дипломатии» это называется «употребить полезных идиотов».
Помните старый анекдот о том, как Вовочка рассказывает в классе, чем он занимался во время войны? «Я подносил солдатам снаряды». — «О-о, Вовочка, да ты герой! И что тебе сказали солдаты?» — «Зер гут, Вальдемар!»
Известно, что владельцем центра «Закрытая зона» является депутат от луценковской «Самообороны» Владимир Аръев. Я бы не удивился, если бы узнал, что после премьеры этого горе-фильма к нему позвонила упомянутая Сибилла Дреер из «Союза изгнанных»: «Зер гут, Вальдемар!»