Стоимость дорог Москвы бьет все мировые рекорды

26 октября 2009, 15:14
Текст: Максим Осипов
Контрольно-счетная палата Москвы начала проверку стоимости строительства Четвертого транспортного кольца. В последнее время многие СМИ пытались самостоятельно высчитать цену одного километра нового кольца столицы, причем счет уже шел на десятки миллиардов.

Источник РИА «Новости» в московской мэрии сообщил, что целью проверки является определение эффективности бюджетного планирования при формировании заявок на строительство нового кольца вокруг столицы и соблюдения установленного порядка согласования начальной цены государственного контракта. Источник добавил, что проверка КСП Москвы является плановой.

«Один километр Четвертого транспортного кольца обойдется в 165 млн долларов»
По всей видимости, сказались самостоятельные подсчеты многих СМИ, некоторые из которых неоднократно сравнивали Четвертое транспортное кольцо со стоимостью Большого адронного коллайдера – получалось, что один километр нашего «автобана» вдвое дороже построенного в скалистых породах на невероятной глубине ускорителя частиц.

Власти Москвы объясняют этот парадокс дороговизной земли и необходимостью тратить большие средства на отселение жильцов из сносимых домов. По данным заместителя мэра и главы стройкомплекса Москвы Владимира Ресина, стоимость контрактов на строительство дорог в Москве зачастую до 60% состоит из компенсаций собственникам земли.

Как уже писала газета ВЗГЛЯД, согласно проектной документации, новое транспортное кольцо протяженностью 74 километра (это в три раза длиннее Третьего кольца) обойдется в 600–650 млрд рублей. Только первый участок от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе (меньше 4 километров) будет стоить «цифру дьявола» – 66,6 млрд рублей.

«Из-за шумихи, поднятой в СМИ вокруг стоимости ЧТК, было принято решение ужесточить порядок согласования начальной цены госконтракта. Сейчас оценку стоимости работ проводит технический заказчик в лице Москапстроя, однако поскольку Москапстрой является коммерческой структурой, данные оценки предлагается дополнительно согласовывать с одним из органов исполнительной власти города», – рассказал РИА «Новости» источник в мэрии.

Не секрет, что все строительство, в том числе и транспортное, серьезно сократилось из-за сокращения поступлений в столичный бюджет, но будет продолжено, как не устает повторять мэр столицы Юрий Лужков. Его заместитель Владимир Ресин считает, что строительство ЧТК с 2011 года «пойдет намеченными темпами, а общая задержка работ составит 1,5–2 года».

В планах мэрии до кризиса значилось полное завершение строительства ЧТК к 2013 году. Согласно проекту, автобан будет иметь по четыре полосы в каждую сторону и пропускать около 6 тыс. машин. Сегодня мэрия обещает открыть первый участок дороги уже в декабре нынешнего года. Это подтверждают и данные префектуры Восточного административного округа: движение будет открыто по Электродному проезду, Окружному проезду, Гаражной улице, а также по эстакаде в районе 8-й улицы Соколиной Горы.
В 2010 планируется открыть участок трассы от Измайловского до Щелковского шоссе.

Старая поговорка о том, что в России нет дорог, а есть только направления, верна и по сути, и по цифрам официальной статистики. Так, из 1,1 млн километров всех автодорог, согласно данным Федерального дорожного агентства, соответствует нормативным требованиям всего лишь 38%. И, как это ни покажется странным, но дорожный бизнес в нашей стране – это очень прибыльный бизнес, говорят ВЗГЛЯДу участники этого сегмента строительного рынка. Вторая особенность – невероятная закрытость этого бизнеса, вплоть до того, что все руководители компаний, к которым газета ВЗГЛЯД обратилась с просьбой прокомментировать те или иные расходы дорожного строительства, соглашались либо говорить инкогнито, либо вообще отклоняли просьбы.

С другой стороны, такая же ситуация и в любой другой стране мира, где дороги, их обслуживание и тем более строительство являются одними из самых высокодоходных видов предпринимательской деятельности.

Как утверждает Российская ассоциация подрядных организаций в дорожном хозяйстве (АСПОР), затраты на строительство автодорог включают в себя прокладку новых дорог и реконструкцию старых, обновление и капитальный ремонт. Расходы на содержание – поддержание автомобильных дорог в рабочем состоянии. Однако если верить участникам этого рынка, только в России в стоимость километра шоссе включают не только затраты на само дорожное полотно, но и на подготовку территорий, коммуникации и расселение жильцов с прилегающих территорий и из выселяемых домов.

На формирование стоимости одного километра автодороги влияет также количество и протяженность дорожных сооружений, число полос, их ширина и даже разметка. Для получения сопоставимых результатов необходимо пересчитать затраты на километр полосы движения в одном направлении за вычетом стоимости всех искусственных сооружений.

В Федеральном дорожном агентстве сообщают, что средние затраты, например, на один километр автодороги М-1 «Беларусь» (протяженность 97 километров) составляют 669 млн рублей, автодороги М-3 «Украина» (51 километр) – 362 млн, автодороги М-5 «Урал» (1,5 тыс. километров) – 176 млн рублей. Стоимость автодороги Москва – Санкт-Петербург (626 километров) составляет 907 млн рублей.

Для примера: в Европе стоимость автобана находится в «вилке» от 2 до 8 млн евро. В США – от 500 тыс. до 30 млн долларов.

В Федеральном дорожном агентстве говорят, что стоимость земли, оформление нового жилья для тех, кого расселяют, и перенос коммуникаций обходятся в 30% от общей стоимости автодороги. Если этих расходов не считать, то наши дороги будут дешевле зарубежных.

Эксперты говорят, что это – лукавство. Во всяком случае, 165 млн долларов за один километр нового кольца – это перебор даже для Москвы.
http://http://realty.vz.ru/scandal/2009/10/26/1396.html