Ну, раз по устному творчеству пошли - так и я добавлю.Правду, только правду и ничего, кроме правды - собственно, большего-то и не надо, кто в армии служил - тот в цирке не смеется...
![]()
Я, правда, в те поры не служил - служил мой отец, а я с ним жил по городкам и мотался по полигонам. Так что место действия мне хорошо знакомо - ГСВГ, Альтенграбовский полигон, 1978/82 годы. В главных ролях - танкисты 118-го отдельного учебного танкового полка, в/ч пп 93266.
Итак, полигон. Ночь. Стрельбы. Для тех, кто не в танке- даже в эпоху ночных инфракрасных прицелов мишени подсвечивались лампочками, призрачное зрелище, однако... А с противоположной стороны танковой директриссы (это не начальница, а направление заезда и стрельбы!
) имеются вышки - капитальные строения с остекленной будкой наверху, откуда всем этим делом управляют. На Альтенском полигоне их было много - по одной на каждый участок (три дорожки), а участков было сначала 8 (прописью - восемь), потом еще расширили... И у каждой на самом верху - бело-красный "шар". Два больших "перпендикулярных круга" из жестяных полукружий, которые при помощи нехитрого механизма складываются-раскладываются, показывая либо стороны, покрашенные в белый цвет (прекратить огонь), либо в красный (огонь), а ночью над ними горят лампочки - соответственно, белого и красного цвета. Провода для лампочек идут внутри трубы - центральной стойки "шара". Уяснили механику? Отлично.
В конце заезда по дорожке в сторону "мишенного поля" танк разворачивается и едет по параллельной дорожке обратно. Башню при этом надо развернуть назад, так, чтобы пушка "смотрела" в сторону, противоположную вышкам - понятная мера предосторожности. И вот ночь, стрельбы, команда "прекратить огонь", командир танка запаздывает с соответствующим приказом наводчику, танк разворачивается, умотанный (время позднее, заезд не первый) наводчик видит перед собой нечто подсвеченное, "аутоматиклы" (не "аутоматычно", поскольку советские танкисты ГСВГ в большинстве были детьми тюркских народов) ловит на "угол" и давит кнопку... выстрел - подсветка гаснет, цель поражена. Молодец наводчик, снайпер.
Ага, снайпер. С ходу и по внезапно появившейся перед глазами цели - точно в середину. Совершенно точно. В центральную стойку "шара", перебив нахрен и трубу, и провода. Причем не 115-мм (в полку были Т-62) "болванкой" инертного практического снаряда, а 23-мм бронебойно-трассирующим из "вкладного ствола". Оценили?Полигонная команда, которой пришлось "шар" восстанавливать, тоже оценила. А те, кто были на вышке - оценили радость от того, что в эту ночь не осколочно-фугасными стреляли...
Такую же радость испытал один проверяющий генерал в сходной ситуации, но уже среди бела дня и на другом участке, когда "болванка" снесла лестницу, ведущую на вышку. На вышке, соответственно, находился сам проверяющий. Радость он выражал долго (пока не притащили стремянку) и бурно, в том числе в эфир, на весь полигон и окрестности, так что слышали многие.
Вот кто не испытывает радости от стрельбы ОФС - так это "полигонщики". Потому как мишени - в хлам. Но сама-то мишень - это деревянная рама с контактной сеткой (отмечать попадание и заваливать "пораженную" цель) и матерчатой, а то и вовсе бумажной поверхностью "щита", а вот подъемники и тележки - хозяйство более сложное.
И вот идут на полигоне боевые стрельбы. "Танки" противника погибли в неравном бою, показались движущиеся "пулеметные" мишени - БОНА, "безоткатное орудие на автомобиле", прямоугольный (с вырезом спереди) щит размером с джип. На участок - "поезд" из трех тележек с мишенями, в идеале каждый должен попасть по "своей" (в порядке дорожек участка), пока они не проскочили за бугорок и не "улеглись", на практике - как получится.
Ага. Нехило получилось - наводчик, лихо отстрелявшийся из пушки, чисто рефлекторно давит вместо кнопки под левой рукой (пулемет) - кнопку под правой (пушка). 115-мм осколочно-фугасный снаряд ложится точнехонько под основание средней ("своей"!) мишени. Тележка с подъемником - вдребезги, на соседних подъемники посекло осколками до полного невосстановления.
Но ведь попал же!
Вот так, дорогие товарищи, в Советской Армии за полгода из "детей пустынь и гор" делали настоящих танкистов. А еще говорят - армия у нас была непрофессиональная...![]()