О!
И даже не стоит вопрос, а надо ли это на самом деле русскому народу. Кысмет.
Промысел Божий. И руский народ для него идеально подходит, что всегда вызывало внутреннее противление у просвещенной его части. А народ ... его не переделаешь. В крови у него ориентация на угол наклона брови сатрапа и все тут. Пока всех в радищевых перекуешь, он еще пару гулагов построит и пару мировых гегемонов закопает в грунт по своей самобыности, от которой, да, иногда блевать тянет..
Тех, кого блевать тянет, то есть борцов за права отдельной личности среди изначально общинного народа - "мало их, и страшно далеки они от народа" (с). Всегда так было, с великокняжеских времен, и, видимо, и впредь так будет: нет никаких оснований ожидать, что глубинная сущность русской общинной души вдруг изменится, сколько этот самый народ не агитируй. Такой уж это народ, и надо либо это принять как данность, либо осознать себя как чуждую этому народу личность со всеми вытекающими. Выбор за каждым отдельным индивидом остается.
Русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость.
А.Н.Радищев
Замечательно.
И лучше, наверно, не скажешь !Такой уж это народ, и надо либо это принять как данность, либо осознать себя как чуждую этому народу личность со всеми вытекающими. Выбор за каждым отдельным индивидом остается.
Ну это то понятно...с 19 века примерно начало быть, а большевистский эксперимент это только подтвердил в отношении великороссов. Такой это народ.
И для того чтобы сшить его с частями, находящимися в Малороссии и Белоруссии, не столь подверженными групповой общинной психологии нужно это для начала понимать.
Да столь же, просто в немножко других формах. Малороссы и белоруссы ровно настолько же не примут индивидуализма, как и великороссы: это действительно части одного народа, с одной основой. Хотя на уровне колбасы разница действительно будет заметна, но только у малороссов и только на этом уровне.
Русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость.
А.Н.Радищев
Боюсь, что ошибаетесь. У малороссов общины никогда не было и они к ней неспособны. Из-за чего и провалились все попытки создать собственное государство. Подчинение воле сильного как альтернатива внутренней междуусобице и неорганизованности - это аргумент, а вот с общинной психологией совсем туго. Здесь как раз переизбыток индивидуализма - иной соврешенно ментальный полюс по сравнению с великороссийским, от которого в его чистом, незамутненном виде тоже тошнит и самих малороссов уже.
Из - за непонимания этого и происходили все стычки. Кстати и на ЗУ тоже. Ну не хотели народ идти в колхозы. И все тут.
Мой тесть, лишившись на фронте ноги, был направлен на ЗУ уполноченным по сельскому хозяйству. Он мне рассказывал. Спущен сверху план создания колхозов. А народ не идет. Сроки поджимают. Что - то делать надо. Взял он десяток милиционеров и поехал по селам района. Собирал народ в клубе. Запирал. И не выпускал до тех пор, пока все не напишут заявления. И был горд этим ! Мотивируя: "Поодиночке они писать не будут. Боятся, что ночью из леса придут. А так все сразу." А сколько там было забоявшихся, а сколько нежелающих ? Это неважно...
Егорий (28.09.2009)
Кстати, Егорий, даже демократия на Руси всегда была общинной. Что в Великом Новгороде, где люди объединялись в общины по улицам и концам, что в казачьих сообществах, начиная с Запорожской сечи, где объединение шло по полкам и куреням. Просто в Мало- и Новороссии, куда в значительном количестве переселялись беглецы от боярского и прочего гнета, их былые привязанности к старой общине рассыпАлись, но они на новом месте все равно большей частью создавали новые сообщества общинного типа.
Если судить по Новгороду Великому, то демократия у нас отличалась от монархии весьма относительно: все имели голос в пределах своей улицы или конца, но после принятия решения возникала ситуация того же "демократического централизма", который многие из нас еще помнят по личному опыту жизнь в СССР. Воплощал принятое решение посадник, который все равно избирался из "сильных людей". Правда, скинуть его могли - общим решением, но ведь и римских императоров гвардия нередко свергала, так что опять же невелика разница. Коллизии возникали в основном на этапе принятия решения - вот здесь-то до массовых побоищ нередко доходило.
Надеюсь, я не сильно грешу против фактов?
Русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость.
А.Н.Радищев
glava (28.09.2009)
Янус Пролуэктович, Демократия, в описанном Вами смысле, то есть непосредственное избрание местной власти на Руси пожалуй с племенных времен существовала. Вот только верховная власть со времен Рюрика, а я уверен, что много столетий до него была свята непререкаема для низших слоев общества. Это кажется в великороссах каким то пережитком раннего индоевропейского общества, времен формирования каст.
Южные русы подверглись сильному влиянию Речи Посполитой, которую собственная демократия и погубила. Есть память о наследовании казачьей демократической традиции (хотя с какого хрена, если казаки никогда и 5% населения не составляли в Малой России?) А пуще всего, на подсознательном уровне отсутствие осознанной необходимости смирения перед высшей властью ради просто по "божьему помазанию" .
Подчиниться батьке ена время грабежа или военного похода - еще куда ни шло. Признать над собой чью то безусловную власть - глубочайшее самоунижение. Наследственное заболевание от польской шляхты. Все-таки генетически очень близкие народы южные русы с ляхами.
Главным же фактором формирования южнорусского менталитета стала изначально способность прожить без общины за счет природных ресурсов в принципе сколь угодно большой семье. И любое отчисление на общественные нужды, будь то содержание школы, армии или на асфальтирование собственной улицы, то есть то что не сулит непосредственной выгоды выглядит с точки зрения малоросса грабежом. Как и глупостью считается нести ответственность или повинности за других, что было привито в России общиной.
[I][SIZE="1"]застрелить противника - это ремесло ,
заставить его застрелиться - это уже искусство [/I][/SIZE]
[SIZE=1][I]Жизнь- тяжелая штука. Особенно если ты -дурак[/I][/SIZE]
Для этого и существуют налоги на содержание армии, государственного аппарата, воинская повинность и всякое другое...
Нет, все это правильно. И то что, аппарат становится вещью в себе и в первую очередь для себя. И то что необжодима пропагандистско - патриотическая машина. Церковь, поддерживающая и пропаганду и аппарат. Т.е. воспитание сознательного хоторянина.
И обратная связь в виде какой - никакой выборной системы. И воспитание военной и государственной элиты. Разделение ветвей власти. И еще ммногое и многое...
Не надо дрводить вопрос до примитивзма и абсурда. Все сложнее...
Говорится о двух разных основах таких обществ. Индивидуализме и общинности. И соответственно о разных менталитетах. И на основании них построены и супердкржавы. Китай, Россия и США. Не хотите смотреть на США? ))) Посмотрим на Британию, Францию, страны, которые на основе игдивидуализма строили мировые империи...
Егорий (29.09.2009)
Да не туго. Просто на Украине две стаи. Одна проросссийская, другая общечеловековская. Вот и рвут они территорию наа части.
Это уж, простите, фигня. Там тоже стая, только построенная по другим принципам. По принципам торгашества. Впомните как эти "индивидуи" разрывали на части людей на улице в Первую мировую, как машировали скопом даг нах остен во Вторую, да и хотя бы наполеоновские войны вспомните. От их индивидуизма ни хера не оставалось на счет раз.
Но в одном Вы правы, пока жива Россия, они не успокояться, эти стаи, это угроза их существованию. Индивидуализм, это выдумка либерастья
Россия никогда не проигрывает, она сосредотачивается!
А если перевернуть медаль другой стороной ?Сообщение от ;211268
Где мои интересы, там и мой хутор. Ну бооольшой такой хутор .
Человек от этого не перестает быть хуторянином ? Вот мы и упростили.
Егорий (29.09.2009)
Приходилось беседоватьсо старым чукотским шаманом. Он изложил свои взгляды на общество, старинное чукотское учение про людей оленей и людей волков. Перекликаается с Вашими суждениями.Сообщение от ;211242
А вообще теорию стаи, а следовельно взаимоотношение демократии и тоталитаризма разработал З. Фрейд в своей работе "Человек по имени Моисей". В сети она есть, рекомендую.
Вот и стая. И куды сплыл индивидуизм?! Но все сложнее.... У вас нет интересов за пределами стаи. Вам их навязывают.
Россия никогда не проигрывает, она сосредотачивается!
На мой вкус тут везде перебор. В стартовом варианте общинность присутствовала у всех народов как неизбежная черта родового строя. Просто под влиянием различных климатических и исторических условий отмирала или сохранялась разными темпами и в разных объемах."Хуторяне" в чистом незамутненном виде существовать не могут - это нежизнеспособная единица в рамках государства. В России община слишком долгое время выполняла роль посредника между "хозяином" и государством. Это наложило отпечаток на наш менталитет: мы сторонники некоей коллективной ответственности и неких внешних обязательств по отношению к нам. Это и достоинство, и недостаток одновременно. "Западная" модель - иная. Там превалирует личная/частная ответственность, соответственно гораздо более коммерциализированная. При этом там создавались (и это работало!) временные объединения "частников" для достижения различных целей (пример: средневековые цеховые товарищества - временная "община").Тем не менее посредников между "хозяином" и государством практически не было: каждый отвечал за себя. Это их менталитет. Они политически более активны, не в стихийном ("бессмысленном и беспощадном"), а в организованном смысле. При этом у них почти отсутствует потребность в объединении ( в смысле создания неких постоянных общностей).Сообщение от ;211268
Я не думаю, что какая-то из этих моделей "более правильная"... Истина где-то рядом...
А время "одиночек" давно прошло...
P.S. А так называемый "южно-русский" менталитет... ИМХО не существует... Это некая несформировавшаяся "каша" из двух основных, которую все время пытаются использовать "что дышло"... ан не выходит...
Последний раз редактировалось Негра; 29.09.2009 в 10:48.
В ком не воспитано чувство свободы,
Тот не займет его; нужны не годы —
Нужны столетья, и кровь, и борьба,
Чтоб человека создать из раба.
(Н.А.Некрасов)
Ну конечно, все намного сложнее ! В сложно структуированом обществе уже нет ни явного индивидуализма, ни явной общинности.
Вопрос стоял о первичном характере психологии разных частей руси: (условно)северо - русской и южно-русской....
И что-то мне подсказывает, что дело не в таинствах души, а просто в разных вековых природных условиях жизни.
Северо-Восток: нечерноземье и выше, леса, болота. Корчевое земледелие. Очистить участок (с учетом малой урожайности большой), обработать, засеять, собрать. Нужны рабочие руки. Одному трудно. Работаем общиной. Сам не проживешь. Нужен род, племя. Усть племя-есть главный. Отец. Батюшка.
Юго-Запад: Палку воткнул-растет. Чернозем. Хоть на хлеб намазывай. Урожаи. Простор. Сосед мешает ? Передвинулся.
Защита от набегов и там и там решается одинаково. Есть Князь, есть дружина. Если надо вспомогнем.
Примитивно ? Да. Но в этом и суть различного менталитета на пальцах.
Люди с соответствующими дипломами расскажут понаучнее...
Ну вот Негра уже и подоспела...
Последний раз редактировалось Bond; 29.09.2009 в 11:18.
Егорий (29.09.2009)
Это некоторая каша из понятий. Производственные и профессионаьные объединения, это не община (стая), это кллектив объединенный для. Мы же говорили об объединении по понятиям в группы, стаи
Он и стоит, я свое мнение высказал. Просто в силу окраинности территорий произошло смешение на одной трритории днесколький стай с различым менталитетом. Но они не смешаются никогда. Грубо - бандюки и торгаши, да плюс еще и имперцы
Забыл... Читайте Рыбакова. Он очень хорошо описал землееделие на северо-востоке Руси. Никакого корчевого земледелия не было. И так хватало
Россия никогда не проигрывает, она сосредотачивается!
И сотни поговорок и анекдотов хохлы о себе не придумали. О своем менталитете.
Между прочим на том же Кавказе всегда отличали хохлов и кацапов по признакам не очень лестным для северных россиян. Различия в менталитете есть и коренные, как и собственно южно-русский менталитет.
Одна из отличительных особенностей в северно-русском и южно-русском менталитете - сдержанность своего критического осмысления как нации у северных россиян. Последние к примеру не придумывают о себе анекдотов, в которых осмеивали бы себя , а не другие нации.
Так, на всидку:
Когда хохол родился, евреи заплакали
Где хохол прошел, там еврею делать нечего
И это все кавказцы?! Епть.
Нет, сложноть в отсутствиии лидера, вождя. Я забыл добавить, что всегда есть еще и болото. Появиться вождь, притянет к себе болото, часть слабых из других стай и все станет на свои места.
Россия никогда не проигрывает, она сосредотачивается!
Русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость.
А.Н.Радищев
Еще сталинские перемещения добавили смуты и неразберихи, переселение бандеровцев, выселение немцев, приезд большого числе великороссов города, а сейчас азербайджанцев к примеру. А та же сельская Украина обезлюдела и практически вымирает. Советская власть же полностью из держиморд и идиотов состояла, которые чисто из ненависти к русскому и украинскому крестьянству не давала селянам паспорта для свободного выезда в город.
Bond (29.09.2009)
А кто спорит ?! Вождь нужен. Вопрос только, что вождь приходит, когда общество готово его принять. Когда в мозгах большинства людей зреет одна идея, а они тупые не могут ее ни сформулировать, ни организоваться для ее реализации.
И вот тут приходит ОН. С харизмой, говорит то нужное "заветное слово", подчиняет людей себе, организовует и ведет за собой.
Если в головах людей каша, нет общих идей, то когда ОН приходит, его в лучшем случае заплевуют, ну а может и чего похуже...
Не надо бы перегибать палку, Егорий. При чем здесь ненависть? Работы Троцкого про трудармии читали? Вот оно и есть. Сельские трудармии. Другие трудармии тоже были, просто иначе назывались. Комсомольские стройки, например. До сих пор кое-где потомки тех энтузиастов в бараках живут. Хорошо хоть не в палатках. А суть - та же: если партия прикажет, комсомол ответит есть. Крестьянам приказать труднее, слишком к хозяйству привязаны, поэтому хозяйство минимизировать, всех согнать в колхозы, отобрать свободу передвижения (вот здесь как раз роль паспортов и выплывает). Плюс суметь показать, что все это нужно для блага народа, и что завтра/через год/через 20 лет "на Марсе будут яблоки цвести". А вот когда к этой идее бескорыстных энтузиастов стала примешиваться и корысть власть имущих (а куда же ее деть!!!), и бесхозяйственность, и барство партноменклатуры - народ верить власти перестал. Вот тогда-то и начался развал, которым очень грамотно воспользовались в собственных целях западные агитаторы. И который уже на нашей памяти вылился в дурость Горбачева и воровство ельцинской "семьи", почти добивших страну.
Вот где-то так я это вижу.
Русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость.
А.Н.Радищев