Алекс, а с кем из великих было иначе? Либо вождь народа берет на себя ответственность за народ и сплачивающее его государство, и тогда ему пофиг отдельные личности, ими ради названных целей можно как угодно распоряжаться, либо вождь бережет именно отдельные личности, и тогда его считают добрым, а то и блаженным, но приходят иноземные насильники и делают с народом требуемое не народу, а им. Можно вспомнить в этом аспекте не только Иоанна Грозного или Иосифа Сталина, можно и про Александра Невского напомнить, и про Ивана Калиту, и про Петра Великого, и про государыню Екатерину, европейски просвещенную, но от этого отнюдь не мягкую к бунтарям вроде пугачевской вольницы. Про киевских великих князей ведь тоже самое можно сказать - Владимир крестил киевскую Русь с немалой кровью, помнится, Олега или Святослава тоже мягкими и добрыми трудновато назвать. А может, в других странах иначе было: Можешь вспомнить государей, которых потомки назвали великими и чтут за заслуги, которые были однозхначно добрыми и мягкими? Так зачем вешать ярлык злодеев на тех, кто в конечном итоге, как оказалось, сделал для страны больше своих предшественников и последователей? Это практически всегда и практически у всех было сопряжено со многими несчастьями для части народа ради укрепления положения, а то и вообще ради спасения от уничтожения всего народа. Тот же Петр I был горячо любим половиной населения России и столь же горячо ненавидим другой его половиной. Ты возьмешься делать насчет него однозначный вывод? Можно ведь заранее сказать, что с позиции страны этот вывод будет одним, а с позиции конкретной части населения этой страны может быть самым разным. Со Сталиным или Грозным точно так же - смотря с какой априорной позиции судить станешь.