Показано с 1 по 11 из 11

Тема: Снова о Переяславской Раде

Комбинированный просмотр

  1. #1

    По умолчанию Снова о Переяславской Раде



    сугубо идеологический текст



    ТАК РОЖДАЮТСЯ ИМПЕРИИ

    8 января (18-го по новому стилю?) исполняется 355 лет со дня Переяславской Рады.


    Нет, наверное, в украинской истории события, которое бы вызывало столь противоречивые оценки. Но автор не собирается заставлять читателя искать правых и виноватых. История – это трагедия, в которой у каждого своя правда.

    Да и не в Раде дело. Ширше надо смотреть. То есть ширее.
    Круглая дата – повод поговорить о масштабных событиях XVI – XVIII веков, на фоне которых вся эпопея Хмельниччины и Руины от «наезда» подстаросты Даниэля Чаплинского на хутор Богдана Хмельницкого в 1646 году до раздела Малой Руси между Речью Посполитой, Московским царством и Османской империей в 1681 и 1686 годах лишь эпизоды.

    А вот Рада в Переяславе ключевое событие, после которого на карте мира появилась новая держава. Империя, которой руководили люди с характерным «шоканьем» и «гаканьем», что отнюдь не помешало им раздвинуть ее пределы от Вислы на западе до Юкона на … тоже западе. Но уже с другой стороны глобуса.

    Проблема заключается в том, что на исторические события очень часто пытаются смотреть, так сказать, одним глазом в микроскоп, а другим – в телескоп. И удивляются, что картинка странная получается. Мы будем глядеть в оба, но в разные «оптические приборы».

    ПРИБЛИЖЕНИЕ ПЕРВОЕ:
    ИСТОРИЯ ПОД МИКРОСКОПОМ

    Для исторических беллетристов это самое интересное. Кто, кому и что сказал? Кто, что и как сделал? Как нужно было сделать правильно? Искать ответы на эти вопросы неимоверно увлекательно. Но, ответив на «Что?», «Где?», «Когда?», мы так и не поняли «Почему?».

    Действительно, неужели личная неприязнь Чаплинского к Хмельницкому, заставила сотни тысяч людей на протяжении почти полустолетия добровольно убивать друг друга и превратила некогда цветущий край в выжженную пустыню?

    Вот, чтобы не попасть в положение человека, за деревьями не заметившего леса, нужно отложить исторический «микроскоп» и взять в руки «лупу». От копания в биографиях отдельных персон, перейти к изучению целых общественных групп.

    ПРИБЛИЖЕНИЕ ВТОРОЕ:
    ЧИСТО КОНКРЕТНОЕ КАЗАЧЕСТВО

    Смена правящих слоев - дело достаточно обычное. Правда, всегда малоприятное. На заре отечественной истории родо-племенных старейшин сменили бояре, бояр «ассимилировали» дворяне (шляхта в Речи Посполитой), дворянство уступило свое место интеллигенции и уже на наших глазах последнюю вытеснила полукриминальная буржуазия.

    В конце XVI века о своем праве на лучшее место под солнцем заявило казачество.

    Все, кому не находилось места в структуре Великого княжества Литовского, а затем и Речи Посполитой, стремились на «Низ». Где с риском для жизни можно было поискать карьеры и фортуны. Окрепнув и организовавшись, казачество неизбежно становилось претендентом на лидерство в обществе. Тем более, что местная элита – православная шляхта – уже окатоличилась и ополячилась и перестала быть «своей» для населения.

    Казачья верхушка была вполне лояльна Речи Посполитой. Главным ее желанием было признание за собой шляхетских прав. Череда восстаний конца XVI – первой половины XVII столетий была лишь способом достижения этой цели. В условиях такого специфического государства, каким была Польша того времени, это было вполне нормально. «Злота вольносць шляхетска» гарантировала человеку благородного происхождения право на «рокош». Возможность с оружием в руках отстаивать свои привилегии. Главное, доказать, что ты шляхтич, а не «быдло». Вот этого больше всего и хотели казаки.

    Центральное польское правительство смотрело на казачьи «шалости» не слишком благосклонно. Но, когда поползли слухи о сепаратистских настроениях в среде русской шляхты, о «королевстве Русском» и планах крупнейшего магната Речи Посполитой Иеремии (Яремы) Вишневецкого, то пришлось менять гнев на ласку. Вот тут-то можно было сыграть на противоречиях старой и новой элит. Личная обида Богдана Хмельницкого оказалась как раз кстати. Но «тихонько» стравить «старых» и «новых» не удалось. Полыхнула вся Малая Русь. И как не пыталась и казачья, и польская верхушки «отыграть» назад, было уже поздно. Процесс пошел.

    Кто же в новой обстановке мог гарантировать «матерым» казакам шляхетские права, да так, чтобы их самих «показаченные» вчерашние крестьяне на вилы не подняли? Только Москва. Так и возникла Переяславская Рада.

    СВОИ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖИЕ СРЕДИ СВОИХ

    Проблема казачьей аристократии заключалась в том, что ей очень нравились шляхетские вольности Речи Посполитой и очень не нравились суровые военно-монашеские обычаи Москвы. Отсюда и постоянные метания из стороны в сторону, поиск более выгодных союзов и покровителей. Но от пропольской ориентации своих вождей и их шляхетских притязаний не в восторге было население. Москва всегда играла на противоречии «демократических» низов и «аристократической» старшины. Гарантия дворянских прав, владение землей и крепостными, вот что стало наживкой для большинства казачьей элиты. И она с удовольствием заглотнула ее. Но до конца XVIII столетия российское правительство ставило под сомнение благородное происхождение казачьей верхушки. Это был тот крючок, каким гарантировалась лояльность старшины Гетьманщины (Левобережной Малороссии).

    Интересно в этой связи поведение запорожцев-сечевиков. Такое уточнение необходимо в силу того, что существует путаница. Названий, типа «Украинское гетьманское государство», «Козацька Держава» и прочих неологизмов, с 1648 по 1750 годы, конечно же, не существовало. Было Войско Запорожское во главе с гетьманом Запорожским. От Богдана Хмельницкого до Данилы Апостола все гетьманы носили этот титул. Даже Иван Скоропадский, хотя Сечь при нем была уничтожена, запорожцы бежали за кордон и приняли турецкое подданство. Вернувшись обратно в 1734 году, сечевики сумели выторговать себе право прямых сношений с Петербургом. Благо должность гетьмана в это время была не занята. Когда же в 1750 году на этот пост был «избран» Кирилл Разумовский, он принял титул гетьмана Малороссийского. А Войском Запорожским стали именовать именно сечевиков и подвластную им территорию.

    Так вот, в отношении запорожцев к малороссийской старшине четко проглядывают элементы социальной зависти. Их бывшие товарищи стали гетманами и полковниками, получили «маетности», наконец, обзавелись дворянством, а сечевики как «братвой» были, так ею и остались. Но стоило гарантировать сечевой верхушке неприкосновенность собственности, как Петербург «без шума и пыли» ликвидировал Запорожье.

    Но даже после обретения долгожданного дворянства, у части малороссийской элиты тлела обида. Уж слишком долго этого пришлось ждать. Эта обида буквально сквозит в строках «Истории русов», своеобразном манифесте малороссийского дворянства. Ее-то (обиду), дворянство и передало «по эстафете» нарождающейся интеллигенции. Так зародился украинский национализм.

    Но чтобы понять, почему в 1648 году все «бабахнуло», нам придется подняться еще на один уровень и посмотреть на историю народа в целом.

    ПРИБЛИЖЕНИЕ ТРЕТЬЕ:
    ЭНЕРГИЯ ЯРОСТИ

    Этнос (народ) – явление не социальное, а природное. А поэтому он «рождается», проходит ряд этапов развития и «умирает». От собственной старости «умер» осколок былого славянского единства – древнерусский этнос. На его месте появились молодые народы. От смешения русичей с финно-угорскими племенами – великороссы, с торками и половцами – малороссы.

    Пройдя «детство» – фазу подъема, которая длится лет около трехсот – этнос вступает в акматическую фазу или фазу перегрева. Это возраст «подросткового кризиса». Энергия переполняет людей, она заставляет их ходить в дальние походы и бороться друг с другом. Социальная структура общества просто «рвется», потому что уж очень много в ней энергичных особей (пассионариев), готовых жертвовать жизнью. Своей, не говоря уже о чужих.

    Именно эту фазу переживал малорусский этнос в середине XVII столетия. Наши ровесники-великороссы прошли нечто подобное, т.е. пик пассионарного напряжения, в начале XVII века. «Смутное время», которое успокоилось лишь когда все честолюбцы перебили друг друга. От раздела и поглощения соседями Московию спасло тогда лишь наличие собственной государственной традиции. Каковая начисто отсутствовала на Украине.

    Страна была похожа на пороховую бочку, а Хмельницкий, того не подозревая, высек искру. Десятки и сотни тысяч людей разом взялись за сабли. Может быть ими двигало оскорбленное религиозное чувство? Несомненно. Польская политика давления на православие не могла не дать своих плодов. Но не будем и переоценивать этот фактор. Каких-то широко известных религиозных лозунгов Хмельниччина не дала, а во время Руины (1657-1686) резня между православными шла с не меньшим накалом.

    Может во всем виновато социальное угнетение? Тоже верно. В начале XVII века польские паны начинают массовый захват земель. Но захваты продолжались и дальше, только теперь землю забирала казачья старшина, а подобных взрывов больше не было.

    Не будем забывать и про культурную специфику. Не зря Александр Сергеевич сказал: «Не дай Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Но это причины, которыми можно объяснить частные случаи, но не всю их совокупность. Действительно, ведь в 1764 году была упразднена должность гетьмана Малороссийского, в 1775 году ликвидировано Войско Запорожское, в 1781 году Гетьманщина окончательно утратила автономию и была без остатка интегрирована в имперское пространство, в 1783 году малороссийское крестьянство повально закрепощено. Это вам уже не стычка шляхтича с казаком, а никакого взрыва не произошло. И пассионарной энергии было достаточно. Поменьше, конечно, чем в 1648, но ее хватило, например, чтобы Дикое Поле (степи Причерноморья) заселить в кратчайшие сроки. Так почему же то, что в Российской империи проходило спокойно и бескровно, в Речи Посполитой вызвало целые реки крови? Чтобы это понять, нам придется подняться еще на один уровень.

    ПРИБЛИЖЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ:
    БРЕМЯ СИМПАТИИ

    На уровень выше этносов находятся суперэтносы. Культуры (цивилизации), состоящие из нескольких народов, объединенных положительной комплиментарностью (безотчетной симпатией) и близостью психологических складов. Чаще всего, но не всегда, индикатором принадлежности к тому или иному суперэтносу является религия (либо конфессия).

    Нравится нам это или нет, но и этнические малороссы, и этнические великороссы принадлежат к восточноевропейскому (русскому) восточнохристианскому (православному) суперэтносу. Т.е. по отношению друг к другу являются «своими». Поляки относятся к западноевропейскому (западнохристианскому) суперэтносу и поэтому «чужие». У западноевропейской и восточноевропейской культур комплиментарность отрицательная. По крайней мере, так считал Лев Николаевич Гумилев. Не будем рубить с плеча: так это или нет, но вся тысячелетняя история их взаимоотношений не может не наводить на грустные размышления. А гумилевская этнология утверждает: «Суперэтнические контакты ведут к аннигиляции». Любые попытки перенесения на чужую почву своих обычаев, нравов, порядков (но не технических достижений и навыков, в самом широком смысле этих слов), как правило рано или поздно ничем хорошим не заканчиваются. Представители разных суперэтносов просто не видят друг в друге равных себе людей. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Трагедия же заключается в том, что ничего с этим поделать нельзя. И среди поляков, например, находились те, кто призывал изменить политику по отношению к православным. Но себя ведь не переделаешь. И что характерно, коллизия повторилась, когда уже поляки оказались в составе Российской империи. Отношение к ним было поначалу весьма либеральным. И они восстали. Стали «затягивать гайки». И они восстали опять.

    В противоположность этому, энергичные, но не желавшие сводить хуторские счеты малороссы переезжали в Москву и Петербург и делали там блестящие карьеры. Например, морганатическим супругом императрицы Елизаветы ухитрился стать бывший свинопас Алешка Розум, превратившийся в графа Алексея Григорьевича Разумовского. А фактический руководитель дипломатии Российской империи при Екатерине II вице-канцлер Александр Андреевич Безбородько (с 1784 года граф), формулировал свое политическое кредо так: «Як матушка-царыця скаже, так воно и будэ». При этом щирый хохол при Павле I ухитрился получить чин канцлера и титул светлейшего князя. Кстати, именно его дипломатическому таланту Российская империя обязана присоединением Крыма, Правобережья, Волыни и Подолии. Племянник Безбородько - глава кружка «молодых друзей» императора Александра I, с 1799 года граф, с 1833 года князь Виктор Павлович Кочубей сделал еще более головокружительную карьеру. Дважды (в 1802-1812 и 1819-1825 годах) был министром внутренних дел, с 1827 по 1834 годы - председателем Государственного Совета и Комитета министров, канцлер Российской империи. А вот еще один их земляк-полтавчанин - Иван Федорович Паскевич. Герой Бородино, за победу над Персией в 1828 году и присоединение Эриванского и Нахичеванского ханств получил титул графа Эриванского. За разгром Турции в 1829 году пожалован званием генерала-фельдмаршала. За подавление польского восстания в 1831 году пожалован титулом светлейшего князя Варшавского, стал наместником Царства Польского. В 1849 году разгромил венгерскую революцию в Австрийской империи. Льстецы называли его военным гением. На что его отец – Федор Григорьевич - ответил: «Шо гений, то не гений, а шо вэзэ, то вэзэ».

    Можно вспомнить сотни имен выдающихся политических, военных и культурных (русская литература, как известно, вышла из гоголевской «Шинели») деятелей, оставивших ярчайший след в истории Российской империи. Но, на самом деле, всё еще интереснее. Сама Российская империя является во многом малороссийским «проектом». Превращение дикого, но гордого своей «самостью», полуазиатского Третьего Рима в европейскую империю – личная заслуга питомцев Могилянского коллегиума. Всех этих Симеонов Полоцких, Епифаниев Славинецких и прочих киевских «справщиков» (исправляли богослужебные книги), заваривших вместе с патриархом Никоном трагедию церковного раскола. Суть тех событий (если коротко) в том, что перед Московским царством стояло два пути: 1) великодержавный имперский, подчеркнуто проевропейский, проводниками которого и были «по-латински» образованные киевские книжники. 2) изоляционизм, проповедниками которого были «староверы». Победи Аввакум никониан - и Московия превратилась бы в «закрытое государство», во что-то вроде цинского Китая или токугавской Японии. С утонченной и никому не понятной культурой, со всякими такими хитрыми причиндалами. А потом бы появились западноевропейские (или американские) «канонерки»… Но Алексей Михайлович пожелал стать царем «всея Великия, и Малыя, и Белыя России» и на великорусские плечи была приделана малороссийская голова, которая и повела великую страну через кровь и грязь раскола, староверческие «гари» и костры инквизиции, петровские дыбы и плахи к блеску Великой Империи, во главе которой стояли уже перечисленные нами уроженцы Малой Руси.

    Наверное, в годовщину Переяславской Рады нужно вспоминать именно об этом. А не о том, какие политические змееплетения «на самом деле» двигали Богданом Хмельницким. У нас и без того культ предательства становится частью «исторической свидомости». И не о том, как одна энергичная социальная группа захватила власть и собственность. А основная масса населения, побуянив, в конце концов поняла, что значит на чужом пиру похмелье. Да еще, что свое ярмо гораздо удобней чужого.

    Пусть все-таки 8 января останется днем рождения восточнославянской Империи. Империи с трагической, но такой яркой историей. Символом того, что мы являемся законными наследниками огромной страны, великой державы и блестящей культуры. Одной на всех.

    Оригинал поста
    Сбит с ног - сражайся на коленях, идти не можешь - лежа наступай.
    В.Ф. Маргелов

  2. #2
    Вечный студент Аватар для Ky
    Регистрация
    25.12.2008
    Адрес
    Снаружи МКАДа
    Сообщений
    14,425
    Вес репутации
    468

    По умолчанию

    Аднака, поздравляю участникофф одноимённого форума
    При преодолении лесного массива масса танка должна превышать диаметр деревьев.

  3. #3

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Ky Посмотреть сообщение
    Аднака, поздравляю участникофф одноимённого форума
    Благодарствуем!
    Сбит с ног - сражайся на коленях, идти не можешь - лежа наступай.
    В.Ф. Маргелов

  4. #4

    Smile С годовщиной!!!

    Камарады! Поздравляю вас с годовщиной воссоединения Украины с Россией!!

    Оригинально по Интеру сегодня нашу дату прокомментировали.
    Вытащили каких-то галычан-псевдоисториков, востроносеньких, с маленькими хуями. И началось. И большинство казаков не хотело идти за Хмельницким, и воссоединения не было, и народы разные, типа украинцы больше эйропейцы. Короче, по мнению продажного Интера, и праздновать сегодня нечего.


    ЗЫ. Смерть бандеровским оккупантам!

    За использование красного цвета пользователь Рэйли получает предупреждение на 10 дней. Если есть возражения или комментарии - будет бан на тот же период.
    Последний раз редактировалось Рэйли; 19.01.2009 в 00:40.
    "Придет время - все вернем" (с)
    И.В.Сталин

  5. #5

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Рэйли Посмотреть сообщение
    ... с маленькими хуями.
    Они шо их прямо в камеру тыкали???
    «Для того, чтобы удалить из сердца пролетария недовольство и отчаяние, нужно указать ему за мрачными тучами скорбей и бедности, которые его окружают, лазурное небо вечных наслаждений в обителях отца небесного, которое открывает религия. Отнимите у пролетария религию, и вы напрасно будете убеждать его быть скромным и уважать права другого: он, может быть, будет молчать до поры до времени, но при удобном случае разорвет свои цепи» (Православный собеседник, 1909, т. II).

  6. #6

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Грагер Посмотреть сообщение
    Они шо их прямо в камеру тыкали???
    можно легко догадаться, судя по их бегающим маленьким глазкам
    "Придет время - все вернем" (с)
    И.В.Сталин

  7. #7
    Мороз Аватар для Якут
    Регистрация
    23.12.2008
    Адрес
    Россия, г. Киев.
    Сообщений
    8,419
    Вес репутации
    294

    По умолчанию

    А я предупреждал... И не раз.

  8. #8

    По умолчанию

    ну единственный раз хотел с праздником поздравить, поэтому и выделил...

    все, уже исправил..
    "Придет время - все вернем" (с)
    И.В.Сталин

  9. #9
    Мороз Аватар для Якут
    Регистрация
    23.12.2008
    Адрес
    Россия, г. Киев.
    Сообщений
    8,419
    Вес репутации
    294

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Рэйли Посмотреть сообщение
    ну единственный раз хотел с праздником поздравить, поэтому и выделил...

    все, уже исправил..
    Не колышет. Бан. Правда, на сутки.

  10. #10
    Добрый Сказочник МаГ Аватар для Майко Группо
    Регистрация
    24.12.2008
    Сообщений
    2,010
    Записей в дневнике
    1
    Вес репутации
    69

    По умолчанию

    Раз уж затронули казаков, то любопытно перевирание фактов Интером +, которые тот заполняет рекламные паузы. На этот раз о Полтавской битве, в которой "принимали" участие кОзаки Мазепы, сокрушались что отсутствует памятник "павшим" мазепинцам.
    Шведы были такого мнения о подчинённых Мазепы, что отказались от их участия в битве и их не было. Верные казаки принимали участие в битве на стороне Петра I в кавалерийских атаках и преследовании противника.
    Шведы использовали мазепинцев на лопатногрузопогрузочных работах. Так что если памятник и нужен, то только жертвам-мазепинцам, павшим от тяжёлого лопатногокопательного труда.

  11. #11
    terminus
    Guest

    По умолчанию

    Казаки всегда служили своему отечеству.
    КОзаки служили кому не лень за бабло.

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •