Язык под выборы
Языковая тема в Украине никогда не переставала быть топовой. Будучи отличной политической картой в ходе всех избирательных кампаний, она фактически не успевала сходить с повестки дня в силу того, что выборы в Украине происходили очень часто.
В преддверии выборов президентских эта тема тоже не могла не выйти на первый план, и в ближайшее время она грозит вновь стать одной из ключевых. Дело не только в очередной избирательной гонке, но и в том, что помимо Украины эту тему стала активно поднимать еще и Россия.
Помимо президента РФ Дмитрия Медведева, выступившего с весьма жесткими посланиями к его украинскому коллеге Виктору Ющенко, которые серьезно встряхнули двухсторонний политический мир, за дело взялись и другие российские политики. Буквально вчера мэр Москвы Юрий Лужков, выступая на всемирном конгрессе соотечественников в Москве, заявил, что московская мэрия намерена всецело отстаивать права и интересы русскоязычных украинцев. По мнению Лужкова, русский язык в Украине "жестко и цинично" выдавливается из общения, а права русскоязычных граждан нарушаются повсеместно. Вероятнее всего, в ближайшее время обязательно прозвучит ответное заявление украинской стороны, в котором будут указаны совершенно иные факты (как то: русский язык в Украине совершенно не запрещается, а наоборот - всецело поддерживается), однако для самих украинцев эта реакция России вряд ли пройдет бесследно. Может случиться, что в какой-то момент граждане просто не захотят мириться с существующим положением дел в языковой системе страны.
О том, возможен ли в Украине "языковой" конфликт, чем Россия может реально помочь русскоязычным украинцам, и стоит ли последним уповать на помощь Европы в данном вопросе, а также о том, что должны сделать сами жители нашей страны для защиты своих прав, КИД поговорил с главой украинского филиала Института стран СНГ, участником Всемирного конгресса соотечественников в Москве Владимиром Корниловым.
- Владимир Владимирович, вчера Юрий Лужков заявил, что правительство Москвы будет защищать права русскоязычных граждан Украины. Какие рычаги может использовать Москва, и может ли она найти действительно практические меры для защиты?
- Этот вопрос обсуждался на конгрессе российских соотечественников, который в данный момент продолжается. Мы как раз обсуждаем практические действия по поводу того, как это делать. В рамках этого конгресса проходит встреча с активами огромного русского мира, распространенного по всему свету. Сегодня вечером некая результативная часть по этой теме будет вынесена на всеобщее утверждение. Обсуждается целый комплекс мер - и на уровне российского государства, и на уровне русских диаспор за рубежом, и на уровне русских общин ближнего и дальнего зарубежья. Но если честно, тут есть огромное количество методов, которыми и Россия, и граждане соседних с Россией государств могут действовать. В частности, Россия уже пытается перенять все, более-менее эффективные, методы, которыми защищает свой язык, скажем, Франция - в России создаются структуры по типу Института Гете в Германии, французского лингвистического. То есть, в принципе, Россия пытается что-то сделать в этом направлении.
- Тема русского языка будет по-прежнему топовой на предстоящих выборах в Украине?
- Что значит будет? Она уже поднята. Если вы проанализируете предвыборные программы всех кандидатов в президенты, то большинство их них так или иначе коснулось языковой темы, темы украинского и русского языков, в частности. И, насколько я понимаю, больше половины из зарегистрированных кандидатов в президенты выступили за повышение статуса русского языка в том или ином виде - то есть за придание ему статуса официального, языка международного общения, статуса государственного, статуса регионального в тех регионах, где русским языком пользуется большинство населения. То есть эта тема уже актуализирована, и никуда она не денется при любых выборах на Украине, пока не будут утверждены два государственных языка.
- Изменится ли что-то в языковой ситуации Украины после выборов - кто бы ни победил?
- В любом случае, эта ситуация будет меняться. В любом случае, у Украины нет большого выбора - либо это государство перестанет быть целостным, либо здесь все-таки будут уравнены, как минимум, два языка - русский и украинский. Но будет ли это происходить сразу после выборов или в течение какого-то времени, зависит от позиции тех людей, которые, как обычно, на выборах вспоминают русский язык, и если после выборов они тоже об этом вспомнят, то, конечно, будут какие-то подвижки. А для того, чтобы они вспоминали, тут важны институты гражданского общества, чтобы те организации, общины - та же Русская община Украины, которая эти темы будирует периодически, - сами добивались от своих кандидатов в президенты, в местные советы выполнения их предвыборных обещаний.
- Может ли Украине помочь Европа в установлении нормальной языковой политики? Возможно, нашей стране стоило бы обратиться к опыту полиязычных стран мира?
- В любом случае, к европейскому сообществу периодически апеллируют различные организации, в частности, правозащитные организации русских и русскоязычных жителей Украины. И Европа как-то вяло реагирует, изучает, мониторит ситуацию. Но мы должны понимать, что в Европе действуют двойные стандарты. Если в Словакии ущемляется венгерскоязычное население, то по поводу этого поднимают шум по всей Европе, причем, даже если венгров там всего несколько десятков тысяч насчитывается. Но если на Украине ущемляются точно так же в своих правах миллионы русских и русскоязычных жителей, Европа стыдливо молчит, поскольку речь идет именно о русском языке. Мы прекрасно понимаем, что в этой ситуации русским и русскоязычным жителям Украины не стоит особенно обольщаться и рассчитывать на поддержку Европы. Защитить себя мы можем только сами, ну и, конечно же, нужно надеяться на поддержку России, где, в общем-то, в последние годы хотя бы артикулируют понимание этой проблемы.
- В то же время некоторые социологические опросы показывают, что россияне стали негативно относиться к украинцам, в том числе и по причине притеснения русского языка в Украине. Не может ли возникнуть конфликт между Россией и Украиной на этом основании?
- На самом деле, никогда не было ни одного опроса ни в России, ни где бы то ни было, который свидетельствовал бы о значительном росте негативных отношений россиян к украинцам. Вы, дублируя эту фразу, сейчас покупаетесь на стандартную фальсификацию, подмену понятий, которую используют господа с "5 канала", вроде Романа Чайки и других. Когда они выносят результаты соцопросов, скажем, Центра Левады, где идет речь об отношении россиян к государству Украина, а не украинцам, они сразу же подменяют это: "Смотрите, как россияне плохо относятся к нам, рядовым украинцам!" На самом деле недавний опрос того же Центра Левады показал, что более 75% жителей России позитивно относятся к украинцам. И никакие ющенки, я уверен, огрызки, тарасюки не могут в значительной степени повлиять на подобное отношение россиян, русских к украинцам.
- Хорошо, если говорить о государственном уровне: может ли в ближайшее время Россия на официальном уровне обратиться к Украине с еще более жесткими посланиями, чем прежде?
- Письмо Дмитрия Медведева я бы назвал превентивной мерой. Это предупреждение своего рода от того, чтобы совершать недружественные по отношению к россиянам, к России, к русским, к русскому языку какие-то действия на Украине. Само собой, Россия вынуждена будет применять действительно реальные санкции по отношению к украинскому государству, если оно будет продолжать притеснять русский язык. И это нормальная практика международных отношений. Смотрите: сейчас будет саммит Украина-ЕС, и европейцы выдвигают конкретные политические, идеологические, я бы даже сказал, требования к Украине, и так всегда было. Я надеюсь, что в России, в конце концов, любые экономические переговоры, переговоры по, скажем, ценам на газ, по подаркам в виде прощения долга Украине, как это сделано сейчас, будут так или иначе увязывать с гуманитарным блоком вопросов, в частности, с вопросом функционирования русского языка и с вопросами прав человека здесь, на Украине.
- Тем не менее, когда в Украине заговаривают о защите прав русского языка, националисты тут же приводят аргумент, что если русский язык получит официальный статус, это "убьет" украинский язык в Украине. На чем могут быть основаны такие аргументы?
- Они основаны на комплексе неполноценности. Мы видим прекрасно - у нас были периоды истории, когда украинский и русский язык мирно сосуществовали, русская и украинская культура взаимно дополняли и обогащали друг друга. И то, что националисты сейчас посыпают голову пеплом, говоря о двух-трех валуевских указах, но при этом пошли гораздо дальше Валуева и на практике внедряют тактику искоренения русского языка на этой территории, говорит действительно о существовании двойных стандартов и среди украинских националистов. Они не понимают, что они своими действиями противоречат своей теории, которую вдалбливают ученикам школ.
- А есть ли вообще какие-либо разумные аргументы, которые могли бы убедить националистические круги иначе посмотреть на эту проблему?
- Вы знаете, националистам разумные аргументы не нужны. Национализм сам по себе - иррациональная идея, национализм сам по себе, особенно в том виде, в котором он представлен на Украине, - в виде архаичном, в виде, который осужден уже в самой Европе, - является абсолютно неразумной идеологией, и тут какие-то доводы или апелляции к разумным теориям или лозунгам не имеют никакого смысла. Просто нужно апеллировать не к националистам, не к господам вроде Тягнибока или того же Ющенко, а к здравому смыслу самого народа, к общественному мнению. В принципе, мы все прекрасно понимаем, что львиная доля украинского населения - это люди вполне разумные, вполне рациональные и умеющие сделать выводы из увиденного и услышанного самостоятельно.
- В то же время, когда речь заходит об украинской интеллигенции, ее все чаще приравнивают именно к националистическим кругам...
- Дело в том, что это украинские националисты провозгласили себя украинской интеллигенцией. Когда появляется, скажем, письмо, подписанное двадцатью личностями, львиная доля которых - очень сомнительные, и которых сложно назвать интеллигенцией, они заявляют, что это обращение украинских интеллектуалов. А когда письма противоположного содержания подписываются сотнями, в том числе известных, выдающихся людей, эти письма не только не называют письмами интеллигенции, а называют "очередной российской провокацией", или же полностью игнорируют и как бы не замечают. То есть на самом деле украинская интеллигенция в своей основе, за исключением этих так называемых интеллектуалов-националистов, так же здрава, и точно так же хочет нормального будущего своим детям. Она хочет их видеть в обществе, где не было бы искусственного разделения на привилегированный этнос и на всех остальных, "покоренных" народов.
- На последнем собрании вот такой "украинской интеллигенции" в Донецке Виктор Ющенко сказал, что на русский язык выделяется половина бюджета Украины, в то время как украинский язык якобы ущемляется с финансовой точки зрения. Как вы считаете, достаточно ли финансируется русский язык в Украине?
- Да русский язык на Украине фактически вообще не финансируется никак, если не считать разовых региональных программ, которые с трудом пробивают депутаты местных советов, в первую очередь на юго-востоке Украины. Государство полностью отстранило себя от поддержки русской культуры, русского языка, оно считает, что это не государственная функция. Мало того, государство всеми возможными способами преследует русский язык, искореняет его. Достаточно посмотреть на статистику закрытия русских школ, и мы увидим, что тут и доказывать ничего не надо.
- Тем временем, когда депутатам задаются вопросы о том, когда русский язык станет вторым государственным, они заявляют, что им просто не хватит 300 голосов в парламенте для принятия этого вопроса. Но в этом ли вся проблема? Возможно, депутаты просто не заинтересованы в рассмотрении этого вопроса?
- Когда депутаты апеллируют к 300 голосам, - это в некотором роде тоже манипуляция. В конце концов, там на многое не хватает голосов, но, тем не менее, люди, как минимум, выносят данные вопросы на обсуждение, на голосование. А когда этот вопрос просто затирается, вымывается, замыливается, и говорится, что, мол, когда-нибудь у нас будет 300 голосов, и уж тогда мы покажем всем - это тоже манипуляция своего рода. Сейчас достаточно изменить 20-30 законов Украины с тем, чтобы де-факто повысить статус русского языка, и это можно сделать при наличии 226 голосов. А потом нужно действительно искать 300 голосов на преодоление вето президента, а мы понимаем прекрасно, что Ющенко будет ветировать любой подобный закон. Но мы знаем прекрасно и о том, каковы идеологические устремления Блока Юлии Тимошенко. Мы видим, что они готовы торговаться по поводу чего угодно, и в том числе по поводу тех идей, которые сама Юлия Тимошенко не разделяет. Она вообще никакие идеи не разделяет, соответственно, ей - что повысить статус русского языка, что полностью его угробить, - все едино, лишь бы служило ее конкретным конъюнктурным, в данном случае предвыборным, целям. Вот сейчас она позиционирует себя как борец за украинську мову, поскольку, основа ее электората, как она надеется, лежит все-таки на Западе и в Центре Украины. Если вдруг завтра изменится политическая ситуация и конъюнктура, мы увидим, как Юлия Тимошенко окажется главным борцом за русский язык. Еще раз подчеркиваю - ей все равно.
- Но в таком случае, что обычные граждане Украины, которые жалуются, что не могут смотреть в кинотеатрах фильмы на родном языке, сдавать на нем экзамены и писать научные работы, могут сделать, чтобы защитить свой язык?
- Я призываю всех их, во-первых, организовываться - либо самим создавать общественные структуры, либо примыкать к тем, которые есть, но они слабы и неорганизованны, и протестовать активным образом. Не нужно ограничиваться кухонными разговорами, обсуждением этой проблемы между своими коллегами и друзьями, а выносить все это на публичное утверждение и постоянно требовать от депутатов всех уровней - районного, городского, областного советов, и уж тем более Верховной Рады Украины, - постоянной, каждодневной работы над тем, чтобы русский язык был, наконец-то, как минимум повышен в правах своих на Украине. Я уж не говорю о том, что в конечном итоге целью должно быть придание русскому языку государственного статуса.
Анна Хрипункова.