Время от времени, путешествуя через «Территорию U», мы встречаем там людей, весьма нетипичных для данной местности. Они смуглые и немытые. Они чернявые и кучерявые. Они одеваются в пеструю аляповатую одежду. Они живут и передвигаются в кибитках. Вокруг их увешанных монетками женщин снуют толпы каких-то завшивленных вонючих детей. На каждом вокзале «Территории U» - будь то Донецк, Киев или Львов - эти люди, называющие себя «ромале» - предлагают «позолотить ручку», погадать, снять порчу, еще какие-то странные услуги. Если же их вежливо послать на хрен, то они отходят в сторонку и начинают петь какие-то непонятные песни и плясать столь же непонятные танцы.
Причем, что удивительно: по поведению, по внешнему виду и говору снующих вокруг вашего вагона цыган никогда нельзя понять - а где, собственно, наодится поезд? Так происходит потому, что где бы ни жил цыган - будь то Москва, Львов, Варшава или Мадрид - он будет выглядеть, как цыган, вести себя, как цыган, разговаривать как цыган. И что самое главное - любой цыган ощущает себя частичкой одного этноса: цыган.
Нельзя сказать, чтобы они сильно уж отличались от живущих за 20 000 километров соплеменников, и это дает право антропологам рассмат
Как известно, основной музыкальный инструмент цыган - это гитара. Где бы цыгане не жили - они поют пляшут под этот инструмент. Причем, пляски и песни эти везде, одни и те же, разве что в России цыгане поют про идущего к яру Федю Протасова, а в Мексике - про какого-нибудь Хуана, гуляющего в каньоне под Акапулько. Однако в городе Харьков почему то не пляшут гуцульский танец аркан, в городе Луганск почему-то никто не ходит по улицам и не играет в четырехметровую деревянную дуду - трембиту.
Оно и не удивительно: судя по нашим личным впечатлениям (ht tp://artists.iuma. c o m /site-bin/mp3gen/75998/IUMA/Bands/Gutsul_Calipso/audio/Gutsul_Calipso_-_PEREFERIJA.mp3) музыка галичан в Восточных региона «Территории U» среди психически здоровых людей вряд ли пользуется популярностью.
Одежда цыгана так же похожа в любой стране, где бы цыган не жил - цыганки ходят в длинных юбках и цветных платках, а цыгане носят мятые пиджаки и золотые зубы. Род занятий у цыган так же един как для цыган Бердичева, так и для цыган, ставших табором в Силиконовой долине Калифорнии: попрошайничество, мелкие кражи, копание в мусоре, торговля наркотиками, гадание.
Кому приходилось бывать в домах тех редких цыган, которые решили обосноваться в какой-то местности, тот согласиться: и в этом случае цыгане умудряются следовать национальным традициям. Дом цыгана может быть сколь угодно красивым и большим снаружи, но внутри это маленький табор: сваленные посреди помещения засцанные матрацы, загаженные углы, ползающие по кучам .д.е.р.ь.м.а вшивые дети и хозяин дома с двумя рядами золотых зубов, время от времени порющий плеткой свою благоверную. Почему так происходит, а потому, что цыгане это реальный этнос - имеющие единое происхождение, чего не скажешь об «украинцах».
Да у цыган нет страны, президента и парламента, но это ничего не меняет, цыгане есть и это объективная реальность. У «украинцев» есть паспорта «украинцев» и президент но есть ли единство происхождения жителей Галиции и жителей Востока «Территории U»? Дудят ли в трембиту Мариупольские металлурги в знак окончания смены у мартена? Может, шахтеры Донбасса идут в забой и берут с собой гуцульский топорики? Паспорт, любая бумага, не может заменить историю.
Проверим: кто из наших оппонентов знает, что такое «кептар» (1)? Что такое «сердак» (2)? Что такое «букурия» (3)? Что такое «джумерия» (4)? Что такое «келеф» (5)? Полагаем, что таких знатоков национальной культуры Галиции среди писателей возмущенных постов из малороссов найдется немного. Тем не менее - вины их в этом нет, поскольку речь в данном случае идет о разных национальных культурах и, следовательно - о разных народах.
К примеру, нельзя же упрекнуть жителей Галиции в незнании былин про Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича? Нет же - у местных народов есть свои былины, свои сказки про каких-то спустившихся с гор героев.
В то же время легенды о том, как вышеперечисленные русские витязи защищали русский город Киев знает каждый малоросс. Причем, записан этот фольклор был не этнографами в Карпатах, а со слов старушек Новгородской и Псковской области.
Хотя всяких и разных хороших народов на «Территории U» живет предостаточно, наибольшая «диаспора» там русская (упот.р.е.б.л.я.е.м.о.е в СМИ «Территории U» слово «диаспора» взято в кавычки по понятным причинам - народ на СВОЕЙ земле не может быть никой диаспорой!). Любят ли эти русские представителей народов Галиции? Близка ли им галицкая национальная культура? Не так давно какой-то гуцульский квартет трубадуров посетил с гастролями Донецк, после чего на каком-то из своих сайтов «украинские националисты» с удовлетворением отмечали, что «с музыкантами ничего плохого не случилось».