Не так давно президент всех Медведев очень много выступал насчет нового облика школы, новых подходов к образованию, воспитанию новых личностей под потребности наступающего высокотехнологичного и шибко научного века...
Ну вот, есть первые намеки на то, какая у нас будет реформа. Открываю сегодня местный новостной сайт, читаю...
http://news.sarbc.ru/main/2009/11/20/95609.htmlДиректорам школ на курсах повышения квалификации рассказали о реформе школьного образования, которая готовится в недрах ведомства Фурсенко.
Новая схема среднего образования будет выглядеть так: ученик утром приходит на первые 3 урока общеобразовательного минимума, которые полностью оплачиваются государством, после обеда он может выбирать занятия по душе и кошельку - хоть музыку, хоть рисование.
Затем наступает черед профильного обучения учеников: директор заключает договоры с руководством близлежащих предприятий о том, что 2 следующих часа его ученики проводят на предприятии, где им расскажут о профессии. Это также финансируется государством только на 30%.
Согласно программе "Наша новая школа", некоторые тезисы которой озвучил президент Медведев 12 ноября в своем послании, будет модернизирована система педагогического образования. Подробности пока неизвестны, но объявлено, что постепенно будут ликвидированы профильные вузы. Педагогические институты либо станут частью классических университетов, либо их перепрофилируют в образовательные центры. В школах смогут работать люди без диплома с записью "педагог". Но они должны окончить педагогические курсы.
Интернет-ресурс "Завуч.инфо" объявил о намерении провести второе всероссийское родительское собрание "Гражданская инициатива по обсуждению проблем в российском образовании". Не исключено также, что в скором времени в стране будет создан попечительский совет российского образования, с тем, чтобы "быстрей донести до родителей, как будет выглядеть наша новая школа", а также попробовать проконтролировать деятельность Минобрнауки.
Как заявляется на сайте российских педагогов, причина такого положения дел заключается в тотальной бесконтрольности Министерства образования и науки. Чиновники этого ведомства позволяют себе принимать решения, не считаясь с тем, что эти решения касаются почти всех граждан страны и влияют на будущее России как государства.
"Они предлагают вывести за рамки образовательных часов развивающую деятельность - уроки физкультуры, труда, изобразительного искусства, иностранного языка, музыки будут оплачиваться за счет родителей, - говорит президент Всероссийского фонда образования, академик РАЕН Сергей Комков. - Это же бред сумасшедших! Они хотят поставить крест на российском образовании. Образование является важнейшей социальной функцией государства. Поэтому если министерство рассматривает образование как некий комплекс образовательных услуг, то за них нужно платить. Но если это - социальная функция государства, то обеспечивать это должно государство.
Все страны мира идут к бесплатному образованию, не только среднему, но и высшему. Большая часть стран Европы идет к этому. В Германии к 2020 году 90% высшего образования будет бесплатным, а в Японии вообще все высшее образование бесплатно. У нас же к 2020 году, наоборот, 90% высшего образования будет платным. А теперь хотят еще и за среднее деньги брать.
При этом доходы государства вполне достаточны для того, чтобы обеспечить полноценное финансирование. Это фактически говорит о том, что Министерство образования берет курс на сокращение доли расходов на эту сферу в валовом внутреннем продукте. По этому показателю (а у нас он составляет 3,5%) мы и так отстаем от передовых стран мира. Средний процент обычно - 7-8. В США это 11%, в Японии - 14%, в Финляндии - 16,5%, в Южной Корее и на Тайване - более 20% ВВП расходуют на образование. А мы катимся в категорию стран третьего, если не четвертого мира, приближаясь к Нигерии, Непалу и т. п. А последствия будут соответствующие от всего этого. По официальным данным, у нас 40% населения живет за чертой бедности. И перевод системы среднего образования на платные рельсы означает, что как минимум 40% детей не смогут реализовать свое конституционное право на получение образования. Если нужно, чтобы они умели только читать и писать, то такой подход скорее характерен для рабовладельческого государства. А если мы хотим иметь интеллектуальную нацию, то мы должны творчески развивать личность человека: нужно учить детей музыке, информатике, изобразительному искусству и прочему". Об этом сообщает "Ньюслэнд".
Все вздрогнули?
Это даже не "американская" система образования, о которой так долго говорили. И это даже не возврат к "мрачным временам царизма". Это аккурат то самое, подчеркнутое. Всяческие там искусства и языки - это для тех, кто оплатить может. Всем остальным - в "фабрично-заводское училище". Для сельских школ, надо понимать, "ближайшим предприятием" станет бывший колхоз, в котором бывший директор, а нынешний почти что барин, будет знакомить подрастающее поколение с тракторами и доилками... благо учителя с дипломом теперь не требуется. Была когда-то педагогика тонкой и сложной наукой, считалось когда-то, что обучение и воспитание детей - это весьма ответственный процесс, требующий квалифицированных специалистов... Оказывается, для постижения особенностей педагогики, возрастной психологии и т.п. в современных условиях достаточно сходить на курсы.
Скорее всего, судя по духу намеченной реформы - платные. За счет будущих учителей.
Правда, мало кому удастся "отбить" деньги, потраченные на такое обучение. Потому как в Кремле о стимулировании учителей высокой зарплатой очень много болтают, а на местах очень интересно получается.
http://news.sarbc.ru/main/2009/11/20/95611.htmlСредняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений Саратова в сентябре-октябре практически сохранилась на уровне предыдущего полугодия (11,9 тыс. руб.), что ниже среднеобластного показателя (13,8 тыс.).
"Прежде всего, это связано с тем, что доля административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда в школах Саратова в среднем составляет 43% вместо рекомендованных 30%, а в трети школ города превышает 50% (NN4, 44, 57 и другие), - сказала первый замминистра образования области Ирина Ткаченко. - Одним из факторов, влияющих на этот показатель является высокая зарплата руководителей школ - в среднем 38 тыс. (в среднем по области - 20,9 тыс.).
Это обусловлено несоответствием нормативной базы по новой системе оплаты труда Саратова областным рекомендациям в части расчета оклада руководителя: в Саратове оклад руководителя определяется исходя из средней зарплаты педагогов, включая стимулирующие выплаты. За счет этого в ряде школ города оклад директора установлен в 1,5 раза выше, чем предусмотрено областной методикой. Аналогичная ситуация сложилась с установлением окладов заместителям руководителей школ.
Также в Саратове не учтены рекомендации по определению доли стимулирующей части фонда оплаты труда. По данным за первое полугодие в Волжском и Фрунзенском районах доля стимулирующих выплат вместо рекомендованных 30% не превышала 5%, в Кировском районе - 6%, в учреждениях, подведомственных комитету по образованию - 11%, Октябрьском районе - 11%, Заводском и Ленинском районах -16-18%. В сентябре в среднем по городу произошло незначительное увеличение доли стимулирующих выплат - с 12,6 до 16%.
Этот факт не позволяет осуществлять дифференцированный подход к определению заработной платы учителя, зависящей от качества и результативности труда. Не реализуется основной принцип новой системы оплаты труда - уход от уравнительного распределения зарплаты".
По кремлевской задумке, "достойная оплата труда" учителя складывается из низкой "базовой" ставки и больших "стимулирующих выплат". По местным обычаям - учителя должны очень сильно постараться (причем не в классе, а в кабинете начальства), чтобы получить свои "стимуляторы". Начальство при этом, разумеется, себя не обижает и не забывает. Вне зависимости от эффективности начальственной работы.
Подчеркнутая школа - нумер четвертый по Саратову - как раз та, в которой у меня сын учится. Я уже как-то писал о бунте родителей в "нашем" классе, когда бедная, практически нищая директриса "выдаивала" деньги на ремонт, замену освещения и т.п. помимо "попечительского взноса". Был у нее, прочем, и ненавязчивый разговор насчет того, что хорошо бы родителям скинуться и подарить школе большой плазменный телевизор - типа, для улучшения образовательного процесса, всякие учебные фильмы детишкам показывать... но когда ей предложили вместо этого скинуться на простенький "домашний кинотеатр", который те же диски будет всему классу ничуть не хуже показывать, а стОит в разы дешевле - эта сторона образовательного процесса почему-то потеряла свою важность.
Ну что ж, я своему сыну на приличное образование пока что могу заработать. И на какое-то время стране прежних профессиональных педагогов хватит.
Но впереди маячит еще и реформа здравоохранения с "платными услугами"...
С ужасом жду решения о том, что лечить нас в 2020 году смогут люди без специального медицинского образования. Просто закончившие курсы (платные, разумеется) хирургов, окулистов, стоматологов...![]()