Не скажу насчет Украины, а в России дети (и не только) смотрят не только на зарплату, но и на условия труда. Суперпрофессионал-сварщик, работающий вахтами две недели через две "на СеверАх", может получать вдвое больше, чем бизнесмен "средней руки" или менеджер на крупном предприятии - но мало кто хочет за 40 тысяч примерзать к железкам и мотаться туда-сюда, когда есть возможность за 20 "штук" спокойно просидеть день до вечера за компьютером (даже интенсивно стуча по клавишам), а потом так же спокойно вернуться домой, к семье и детям...
Я уж не говорю о том, что образование дает охренительные перспективы на рынке труда - если учесть его расширение.У нас не так уж мало хоть IT-шников, хоть врачей разъезжается по всему миру - не обязательно "навсегда", многие просто "подрабатывают" по контрактам. Но для этого надо не просто кое-как получить диплом с "тройками" или "купить" его в "коммерческом университете"
- а реально "сушить мозги над учебниками", вести научную работу, чего-то добиться... Те детишки, которых интересует именно "интеллектуальная" часть рынка труда, это в общем-то неплохо представляют.
Плюс ко всему - даже у современной молодежи есть такой стимул к выбору профессии, как "интересно/неинтересно", а не только больше/меньше платят.
И вдобавок не надо забывать о том, что наша "глубинка" - с уровня райцентров и ниже - исправно поставляет "кадровый резерв", который готов 7 лет (институт+интернатура) отучиться на врача, подрабатывая ночными дежурствами санитарами или медсестрами, а потом пойти на зарплату ниже, чем у "коммерческой" уборщицы - лишь бы получить шанс "выбиться в люди".
А насчет высокой оплаты "интеллектуалов"... во времена мрачного царизма квалифицированный рабочий, мастер (не инженер!) на заводе, на ж/д и на прочих работах, требующих специальных навыков и "рабочего" обучения - зачастую получал в месяц куда больше, чем земской врач или младший офицер.
Профессионал требует для себя высокой зарплаты вне зависимости от образования - и это правильно.
Можно не заканчивать военное училище, чтобы стать снайпером-"суперпрофи" - но без такого снайпера провалятся гениальные планы генералов, закончивших Академию Генштаба.
Сборщик на авиазаводе может закончить всего лишь ПТУ (и потом годами оттачивать свое мастерство на рабочем месте) - но без его профессиональной работы гениальный конструктор способен создать только пачку бумажек, а не самолет. Просто "с улицы" мастера не возьмешь, его годами надо выращивать - и при этом он становится куда бОльшим профессионалом в своем деле, чем инженер, только что пришедший из вуза на тот же завод.
Кстати, самые умные конструкторы, инженеры, академики у нас в России отродясь не стеснялись подойти к какому-нибудь рабочему-мастеру и чему-то поучиться, спросить совета у бывалого человека, который свое дело уже "нутром знает". И потом наши академики удивляют мир, устраняя неисправность сложного агрегата одним точным ударом кувалды...
Пример сержанта Калашникова известен всем - но мало кто при этом вспоминает, что и его не менее талантливый предшественник Дегтярев начал заниматься оружием не со студенческой скамьи, а со слесарных тисков.И таких примеров - "несть числа".
Так что - стимулом к получению образования должна являться та специальность, к которой человек чувствует склонность, интерес и т.п.
А высокая зарплата на рынке труда должна поощрять не получение "корочек", а реальный профессионализм. В любой области и по любой специальности.
Плюс, естественно - надбавки "за риск", "за вредность" и т.д. и т.п. - за условия, которые в очень большой степени влияют на тот же самый рынок труда. Что-то у нас, несмотря на кризис, безработные в очереди перед военкоматами не выстраиваются, чтобы отправиться в "горячие точки" со всеми их надбавками - предпочитают "перебиваться" дома на 5-6 тысяч, чем подставлять голову за вдвое бОльшие деньги плюс полное довольствие...![]()