НЕДУГ ИРОНИИ
Современное общество – это конгломерат людей, для многих из которых в нашем мире уже не существует ничего святого, а если и существует, то только в качестве внешней оснастки, символики, эстетического обрамления действительности. Но при всей яркости символов они призрачны, если за ними не стоит реальная жизнь.
Многие самые что ни на есть бесхитростные в определениях понятия нравственности и морали, религии и веры, государства и патриотизма и прочие когда-то фундаментальные представления на сегодняшний день теряют свою значимость, обращаются в карикатуру, пародию на самих себя. Этому способствует ирония, как квинтэссенция такого отношения человека к жизни, при котором ему сподручнее быть свободным от всего на свете. Витать в иллюзиях, что он полностью отрешён от любых посягательств на его свободу и самодостаточен. И если это невозможно физически, то, по крайней мере, благодаря ироничному отношению к жизни этого можно добиться в умственной сфере. Наплевать на авторитеты, смешать низкое и высокое, составить знак равенства между добром и злом.
Склонность к иронии в современном обществе все больше походит на болезнь, некий духовный недуг. Безудержное ироническое мышление – убивающий здоровую личность яд. Ирония хороша в малых дозах, ведь даже яд может быть полезным в небольших количествах в качестве лекарства, но когда её много, это небезопасно это небезопасно для самого человека. Ирония всегда связана с личностью человека, и в этом смысле она не схожа с юмором.
Юмор отталкивается, прежде всего, от каких-то жизненных фактов, не всегда благоприятных, порой даже трагичных. Фиксация в действительности чего-то несуразного, вопиющего или неправильного рождает в сознании человека диссонанс, который он перерабатывает в шутку.
Юмор имеет положительное свойство, так как в качестве эмоциональной разрядки он способствует преодолению жизненных невзгод. Он помогает принимать реальность такой, какая она есть, без купюр. В этом смысле особо показательно такое явление как «чёрный юмор». Самые зловещие события в жизни, самые тяжкие злоключения судьбы не способны завладеть человеком и поставить его на колени, если он освобождается посредствам юмора от парализующего чувства страха, которые они ему могут внушать.
Юмор органичен человеческой личности. У отдельных индивидов к нему существует даже к нему известное предрасположение – иными словами, чувствительность. Действительно, существует встречающиеся у некоторых людей пресловутое «чувство юмора», но никто никогда не слышал о «чувстве иронии».
С иронией дело обстоит совсем иначе. Ирония идёт от личностных интенций, она устанавливает критерии оценки того или иного жизненного явления и отношения человека к себе подобным. Устанавливаются эти критерии в гораздо большей степени на основе личных предпочтений, чем на внимательном изучении окружающей действительности.
Конечно, до конца объективным может быть только Бог, но излишний субъективизм уж точно уводит от истины дальше, чем попытка быть объективным. Ирония же глубоко произвольна, так как выражает крайний субъективизм того, кто иронизирует. Ирония означает нивелировку и разрушение, её направленность носит отрицательный характер.
Почему именно так, а не по-другому? Человек – это не компьютерная программа, которая имеет изначально чёткую заданность, в рамках которой она только и способна функционировать. Человек может сам вносить изменения в свою жизнь, так как он существо развивающиеся. Вот только сценарии этого развития зачастую выглядят не слишком красивыми.
Не всегда идет всё, так как хочется. И далеко не всегда расстановка сил и окружающие условия - на стороне человека. Можно истолковывать всё это по-разному, вплоть до религиозных и мистических объяснений такого положения дел. Пусть это и делают те, кто уполномочен судьбою на такие трактовки. Однако вне зависимости оттого, что там исповедует человек и какие цели он перед собой ставит, его поведение всегда соотносится с поведением других людей. От его воли и поступков зависят другие, и наоборот.
Если бы не было с чем сравнивать, то и не было бы повода для иронии. Человеческий эгоизм не терпит того, чтобы кто-то был в чём-то лучше его обладателя – то есть хронически несвободного человека. Свобода означает возможность внутреннего выбора и следования ему. Никакой абсолютной свободы у человека нет, не было, и в ближайшем будущем не предвидится – ведь это из области фантастики. Человек связан огромным числом актуальных и потенциальных обязательств. Кроме того, многим из нас интуиция, или нечто большее, подсказывает, что существует некая высшая ответственность, которая носит религиозный или, выражаясь более расплывчато, метафизический оттенок.
Однако речь идёт об иронии. Зависть, обида, недовольство собой, ущемлённое чувство собственного достоинства (оборотная изнанка расфуфыренного «эго») просит у судьбы компенсации и сатисфакции.
Не каждый человек склонен к иронии. Это скорее удел людей, в сущности, далеко неглупых, развиться которым мешает их зашоренный взгляд на вещи. Глупый человек в случае недовольства жизнью будет выражать его совсем неприкрытой агрессией, противоправными действиями. Будет глушить свою боль и ярость алкоголем и наркотиками, ну, а на вербальном уровне его недовольство будет выражаться в лучшем случае в сарказме – то есть в ещё одной отрицательной разновидности комического.
На иронию сбивается неглупый, потенциально готовый на многое человек. В этом и заключается весь драматизм ситуации, приводящий к одной из болезней современного общества. Вместо того чтобы развиваться, человек переходит на склочность и психологические экзекуции себе и окружающим. Его что-то не устраивает и он чем-то сильно недоволен. Если же вокруг он видит противоположную картину, то ему не терпится нарушить такую идиллию, как говорится, испортить людям праздник.
Если он, как ему кажется, низвергает авторитетов с их пьедесталов, то тем самым устанавливает мнимый паритет между ними и самим собой. Умаляет объективно существующую между ними разницу; кто-то способнее его, трудолюбивей, сильнее, умнее. Правда глаза режет. И, нет бы - найти свою нишу и реализовываться относительно выбранных координат, в соответствии с имеющимися в наличии силами. Нет, он хочет сделать по-другому, доказать себе, что тот кто лучше, на самом деле занимается бесполезным делом. Дескать, пусть он хоть лбом об стенку бьётся, а толку-то - ноль.
За примерами далеко ходить не надо. Ими изобилует интерактивная реальность. Это просто кладезь, заповедник, вернее сказать, зоосад нынешних ироников. Взять хотя бы так называемый «троллинг» - паразитирование на сетевых источниках информации, искусственный вызов на них негатива и неразберихи, то, куда тратится энергия ироничных личностей без какой-либо позитивной цели, без особого смысла. В двадцатом веке футурологи и философы, обращавшиеся к проблемам преобразования мира, например Элвин Тоффлер или Фридрих Юнгер, уже давно предупреждали о том, что развитие техники (возрастающие с геометрической прогрессией) скажется самым негативным образом на человеке. На его психике, на его социальной идентичности. Техника, деформируя психику, вытесняет человеческое содержание в человеке. Современный человек до такой степени окружил себя искусственным, предельно автоматизированным миром, что сам постепенно уподобляется машине.
Ещё неясно, кто сможет выйти победителем в этом противостоянии, которое является оборотной стороной научно-технического развития и прогресса.
Ирония - это отнюдь не безобидная игра. Так может показаться только на первый взгляд. Она, и здесь надо повториться, свидетельствует об ущемлении личности и неудовлетворённости жизнью. Сетевое пространство позволяет канализировать негативную энергию ироников. Их отряды проворно оккупируют всевозможные сайты и чаты, социальные сети и форумы, словно тля - листья смородины. Везде они привносят свой фирменный раздрай и установку на перманентную провокацию, засоряя любые информационные источники мишурой, состоящей из постоянных издёвок, приколов, скабрезных шуточек, оскорблений, нецензурной брани и так далее. Поэтому-то интерактивную сеть и называют иногда помойкой. Раньше таких возможностей самовыражения у закоренелых ироников и в помине не было. Теперь же они, прикрытые статусом инкогнито, ощущая свою полнейшую безответственность за собственные слова, усиленно лезут на рожон.
Когда-то в конце восемнадцатого – начала девятнадцатого века ирония в европейской культуре являлась частью романтического искусства и была своеобразной реакцией на обывательскую мораль общества. Западноевропейские мыслители уже тогда рефлексировали по этому поводу. Например, Фридрих Шлегель или Сёрен Кьеркегор. Но в те времена ирония была стилем для немногих. Тогда болезнь только начала возникать.
Сейчас же это гораздо более распространённое явление. На дворе стоит другая погода - нынешний духовный климат пронизан иронией. Это сущность постмодерна, психологическая доминанта человека этой эпохи. Человека, оторванного от любой традиции. Человека, свободно переходящего от одной ценности к другой; словно ценностный мир – это супермаркет, где можно расхаживать по рядам и выбирать себе товары. Всё превращается в игру, от всего можно в любой момент отказаться. Современный человек, особенно человек западного склада мышления, прочно находится в плену у этой иллюзии.
Вместе с тем, сложно поспорить с тем, что на негативе и злобе, ненависти и призрении ничего путного не построишь, независимо от времён и народов.
Ирония именно такова. Она наиболее свойственна молодому поколению, так как оно всегда самая неопределённая часть общества в смысле выбора жизненного пути, выбора тех норм и установлений, которым оно желает следовать. Если чёткого ориентира по жизни нет, то приходится брести на ощупь. Того и гляди, оступишься. Сбиться на иронию, отрицать очевидное, что есть вещи, над которыми не стоит потешаться - это и значит в данном случае оступиться.
Ирония бесплодна. Ироник, на самом деле, представляет собой тип поверхностного человека, хотя он самонадеянно склонен думать, что это не так. Он капитальным образом зациклен на себе, чувствуя себя «мерилом всех вещей», добровольным цензором всего и вся. Судить, то есть порицать, не испытывая к тому предмету никакого уважения и понимания, означает быть арбитром, но кто дает такие полномочия?
Мы вряд способны любить тех, к кому испытываем негативные чувства. Выполнение христианской установки на любовь к врагу тяжело осуществимо в реальной жизни. В лучшем случае – это идеал, к которому надо стремиться. Но вот понимать и уважать любую точку зрения - это вполне реально. Но ироник и не думает кому-то там помогать. Это его не привлекает. Ещё чего?! Ему интересен сам процесс нивелировки ценностей и умозрительного принижения всего достойного, что он видит перед своим циничным взором. При этом он не замечает, что сам может в любой момент стать объектом для иронии.
В итоге, иронию по степени воздействия можно сравнить с эффектом пассивного курения. Когда курящих много, то от них начинают страдать и некурящие. Если же, по аналогии, вокруг много разболтанных, бесцельных по жизни, паразитирующих на других ироников, то атмосфера, эмоциональный климат человеческого сообщества, резко ухудшается. Сами эти люди представляют собой довольно плачевное зрелище. Они способны только разрушать. Ирония хороша в гомеопатических дозах, но стоит только хватить лишку, и сам окажешься в своих же силках. Тем более, хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.
Избавится от ироничного отношения к жизни непросто. Тут уж каждый сам себе помощник и освободитель. Ироник думает, что он сильно значим. Но если он начнёт срывать с себя все психологические маски, весь тот камуфляж, с помощью которого он хотел укрыться от реального мира, по причине страха перед ним, то выйдет ситуация, как с русской народной игрушкой - матрёшкой. За одной матрёшкой идёт другая, за ней ещё одна и, наконец, последняя, внутри которой царит пустота. Понимание такого расклада и будет являться той отправной точкой, после которой личность сможет начать приводить свою жизнь в порядок.
Тем же, кто не заражён иронией, пожалуй, что следует относиться к окружающим их без меры ироничным субъектам, с пониманием. И - с юмором.
Глеб Кривенко