То, что самолет зарегистрирован в Грузии, не должно удивлять, там в регистре стоят московские телефоны. То есть с высокой степенью вероятности можно утверждать, что это фирма-однодневка, которая сегодня зарегистрирована в Грузии, завтра в Молдавии, в Казахстане и так по всему постсоветскому пространству. Владеть этим могут даже люди с российскими паспортами.
Изначально задержанный Ил-76 назвали казахстанским самолетом, но почти сразу там отреклись от груза, заявив, что лайнер давно продан Грузии. Появилось даже название авиакомпании - Вест-Джорджия, которой якобы и принадлежит Ил-76 с указанным бортовым номером 4L-AWA.
Информация об этой фирме оказалась довольно обрывочная.
Но в справочниках действительно указаны московские телефоны в аэропорту Внуково, что подтверждает слова эксперта. Правда,
указанные телефоны не имеют отношения к Вест-Джорджии, и существует ли на самом деле проходящий по документам гендиректор компании Геннадий Цаава, сказать сложно.
В Тбилиси не замедлили ответить пояснениями, что самолет действительно зарегистрирован в Грузии, но
сдан в лизинг Украине, откуда он, собственно, вылетал и куда должен был вернуться. В Киеве тут же все опровергли.
Кроме этих государств,
в истории оказалась замешана и Белоруссия. Во-первых,
ряд источников называют Минск отправной точкой маршрута, во-вторых - один из членов экипажа Михаил Петухов имеет белорусский паспорт. Четверо других - из Казахстана: Александр Зрыбнев, Виктор Абдуллаев, Виталий Шумков и Ильяс Исаков. Все они под арестом, и их дальнейшую судьбу придется решать по дипломатическим каналам.
В посольстве Белоруссии, правда, нам признались, что сами толком ничего не знают.
Не исключено, что пилоты не знали о том, что нас самом деле было загружено на борт из самолета. Но с версией о северокорейском происхождении контрабанды частично согласились в российском МИДе, где заместитель министра Алексей Бородавкин назвал попытки подобного экспорта бесперспективными, напомнив о санкциях, наложенных на Пхеньян. При этом замдиректора Департамента информации и печати МИДа России Игорь Лякин-Фролов ограничился лишь общими комментариями
Тем временем новые
сведения,
которые поступили из МИДа Казахстана, еще больше запутали всю эту историю. Там сообщили,
что Ил-68 арендовала некая новозеландская компания и география поиска хозяев лайнера стала совсем безнадежной.
Разнообразия добавила другая версия о том, что
вся спецоперация по задержанию самолета была инициирована Вашингтоном. Причем здесь есть две цели
-
привлечь внимание к Пхеньяну и его ядерной программе,
вторая -
надавить на Таиланд, власти которого пока не выдали Соединенным Штатам задержанного оружейного барона Виктора Бута. Если американским спецслужбам удастся связать его бизнес с этим контрабандным грузом, шансы на экстрадицию вырастают.