Атомная подлодка загорелась на глубине 150 метров.
Командира атомохода К-424 срочно разбудили. В его каюте прозвенела трель аварийной тревоги. В телефоне бился громкий голос старшего помощника: Пожар на борту!
(Так, постойте, а чем срочно разбудили командира? Трелью? Или это никак не связанные события? И почему трель прозвучала в его каюте, а не на всём корабле? Почему не будили остальных? «В телефоне бился голос» - это просто великолепно, ребята, тут без дураков, но мало похоже на правду – знавал я многих старших помощников, но ни один из них голос свой в телефон не помещал – чем тогда на личный состав орать?)
Горел центральный отсек. Дым вырывался из угольного фильтра. Он очищал воздух в гальюне. Задача была сложной.
(Кто, простите, горел? Отсек в центре подводной лодки? Где-то в районе миделя? Нууу…ок. А кто очищал воздух в гальюне, я не понял – дым? Ну да, задача не из простых, тут я с автором согласен.)
- Надо давать команду на всплытие, - мелькнула мысль у командира, но тут же исчезла. Куда всплывать? Наверху толстый лёд. Атомная субмарина выполняла поход в Арктике, шла к Северному полюсу.
(Если у командира мелькнула мысль, то почему она разговаривает с ним прямой речью? И почему она не знала, что подводная лодка выполняла поход в Арктике и всплывать там нельзя? Или командир провалялся без сознания всё время с начала похода? Или это была не его мысль и она просто летала в воздухе, думая перед кем бы мелькнуть?)
Инженер-химик доложил, что концентрация окиси углерода в воздухе подлодки выросла в 380 раз.
(Без комментариев, просто затаим дыхание от цифры 380, но я, например, написал бы 960 – намного солиднее. Тут другое интересно – почему концентрация растёт в воздухе всей лодки? Они что, забыли провести первичные мероприятия и загерметизировать отсеки?)
- Подняться на перископную глубину! – приказал командир. – Приготовить систему пожаротушения.
(А они точно командира разбудили? Ну ладно слово «подняться», - допустим в пятом классе откуда ты знаешь, как это правильно называется, но всплывать на перископную глубину подо льдом, - нет уж увольте. И почему они не приготовили систему пожаротушения во время приготовления корабля к бою и походу, перед выходом в море, а собираются делать это только сейчас? Что за распиздяйство такое описывает автор?)
На К-424 стояла лодочная объёмная химзащита. При её запуске выделялся газ фреон. Он заполнял объём отсека, где происходил пожар. Пламя утихало. Но при этом появлялась опасность того, что погибнут люди. Поэтому, сразу после активации этой системы всем надлежало надеть специальные маски, подключённые к системе жизнеобеспечения ИДА-59.
(Стоп дуть, - при чём тут химзащита? На лодку совершена атака химическим оружием? Это возмутительно, куда смотрит ООН! А. Может это имелась в виду объёмная химическая система пожаротушения? А что тогда значит «при её запуске выделялся газ фреон»? Газ фреон (а на самом деле – хладон 114В2, в простонародье - тетрафтордибромэтан) – это и есть сама система, правда жидкость, а не газ, но это уже детали, тут, иначе, комментариев будет больше, чем самой истории. А откуда появлялась опасность, что погибнут люди? ИДА-59 (М) – это не система жизнеобеспечения, ну есть же гугл, в конце-концов! Какие специальные маски – это целый аппарат из баллонов, дыхательного мешка, регенеративного патрона и всякой остальной мелочи россыпью. В нём, кстати, запрещено вести борьбу за живучесть. Может, ШДА, имелась в виду? Но дальнейший рассказ это опровергает.)
( Вверху фото из оригинальной статьи. А вот как выглядит подводная лодка «Кальмар», на самом деле, а именно этого проекта и была К-424. Привет Паше Ефремову!)
Пошёл фреон. Пламя стало стихать. Но тут командиру докладывают – на борту два трупа. Мичман и лейтенант. Они не успели подключиться к дыхательной системе. И сразу же сообщение от инженеров: Половина дыхательных систем уже сработала. Экипаж сможет дышать ещё полчаса.
(Нет,- это точно не художественный рассказ! Но, с другой стороны, какое сообщение, от каких инженеров и о каких дыхательных системах идёт речь? Когда успели использовать их половину? Или слово «сработало» здесь означает что-то другое? И как они умудрились загазовать всю лодку – я вообще ничего уже не понимаю.)
Командир размышлял недолго. И потом решился. Несмотря на высший уровень секретности похода, он решил всплывать. Пусть его засекают американцы, пусть корёжится льдами лодка. Если не принять срочных мер, то погибнет весь экипаж.
(Так если лодка покорёжится, то экипаж и так погибнет! Это вообще не так делается – тут не надо решаться, тут надо готовиться. Командиры подводных лодок так не поступают, ну что за бред?)
И тут произошло чудо. Обычное чудо. Наш атомоход оказался под полыньёй, которую также затянуло льдом. Но он был всего лишь метровой толщины. Когда субмарина пошла вверх, все сжались, ожидая удара. Но метр льда подводная лодка проломила играючи.
(А, ёпта, ну это всё объясняет! Что может спасти русских, если не чудо! Кальмар проломил метр льда играючи – это не чудо даже, а божественное вмешательство, не меньше. «Всего лишь метр» – да чтоб я так жил! И полынья, кстати, - это чистая вода, а метр льда – это метр льда.)
Первым делом командир приказал вытащить на воздух погибших и постараться их откачать. Но в узком колодце тела поднять было невозможно. Тогда их привязали к подвесным койкам и на них выдернули на палубу.
(В каком, блядь, колодце? Конденсатном? А чего они через рубочный люк их не понесли? А носилки они где дели? Одни – сломали, а вторые потеряли? К подвесным койкам? Серьёзно?)
И тут произошло второе чудо. Доктор смог откачать обоих – и мичмана, и лейтенанта.
(Не, не, не. Божественное вмешательство, я вам говорю! Вот командиру доложили, вот он размышлял, вот всплывали, вот привязывали трупы к подвесным койкам (не, ну блядь, к подвесным койкам!), вот тащили наверх, вот доктор начал их откачивать – нууу минут 15-20 прошло с того момента, как доложили о том, что они – трупы, что уж тут просто чудо! Просто чудом тут уже не отделаешься, даже если доктора пристегнёшь!)
Между тем системы пожаротушения работали на полную мощность. И пламя удалось ликвидировать. Стали разбираться, что к чему.
(Какие системы пожаротушения? Химзащиту же включали? Ладно, допустим, на какую полную мощность? Что это значит? Там можно как-то потихоньку тушить, а можно со всей дури? А где они хладон брали в таком количестве? Им с пункта базирования по спецсвязи его передавали?)
И выяснилось, что матрос курил тайком в гальюне. А горящий окурок засунул в угольный фильтр. Тот моментально вспыхнул. Фильтр горел с такой температурой, что расплавилась стальная переборка гальюна.
(Аминь, братья и сестры! Моментально вспыхнувший фильтр расплавил стальную переборку, но не тронул матроса – шах и мат, аметисты! Расплавилась стальная переборка, ну вы видали, да?)
После того, как разобрались с пожаром, поход продолжили. А когда вернулись, то даже судить не стали того матроса. Оказалось, что он умственно отсталый. Как уж его пропустили служить на атомоход, до сих пор никто не поймёт.
(Да хер с ним, с матросом – я тут вообще ничего не могу понять! Тут вообще все безумны! И как они продолжили поход без горизонтальных рулей?)
И третье чудо случилось – американцы не обнаружили нашу подлодку. И задача была выполнена.
(Это – не чудо. Чудо было бы, если бы они во льдах её обнаружили, но им некогда просто было. Они ржали, пока читали этот рассказ.)
Автора, к сожалению, установить мне не удалось, статья с канала «Отечество» в яндекс-дзене (5.5 тысячи просмотров на момент написания, теперь статья заменена на такую же, но с другой фотографией и в название добавлено слово «советская»). Вот она, на текущий момент:
https://zen.yandex.ru/media/id/5ae58...104fc523036c1e