Исчезает единое мнение общества на коммунистическое прошлое, разваливается миф о так называемой "бархатной революции" и учителя все чаще сталкиваются с мнением учащихся, что коммунизм был "прекрасен". Со всем этим столкнулась группа, занимающаяся вопросами образования в Институте по изучению тоталитарных режимов.
Члены группы о своих наблюдениях говорили в понедельник на пресс-конференции по итогам проделанной методической работы и их планам на 2010 год.
"Это то, с чем мы столкнулись на семинарах, проводимых в регионах. Это явление, которое будет проявляться все чаще, потому что единое мнение о прошлом полностью разрушается", сказал руководитель группы Jaroslav Pinkas, который одновременно преподает в классической гимназии в Праге Модржанех.
Учителям, которые обращаются за помощью, как быть в такой ситуации, по его мнению, трудно помочь. "Можем посоветовать, чтобы разделяли отношение к коммунизму на специализированное и общественное", сказал Pinkas. "Но учитель имеет право иметь собственное мнение, как гражданин и если не чувствует себя компетентным с этим мнением выступить перед учениками, то его нельзя к этому принуждать", добавил он.
Дети воспроизводят семейную историю
Дети, по мнению Pinkase, воспроизводят семейную память , семейную историю. "Спекулировать о том, что является причиной этого варианта воспоминаний, я не берусь. Это та тема, о которой нам еще предстоит много размышлять", сообщил педагог. С семейной памятью нельзя, по его мнению, бороться репрессивными методами. Главной ошибкой было бы говорить детям, что их родители не правы. Путь же он видит в попытках соотнести "малую" и "большую" историю воедино и преобразовать то, что может иметь негативные общественные последствия.
Для учителей, по мнению экс-министра образования Ondřeje Lišky, сложно обучать молодых людей тому, в чем ни у общественности, ни у средств массовой информации нет единого мнения. Учителя ныне государством и обществом отданы на растерзание учащимся. Им необходима систематическая поддержка от министерства образования и, к примеру, от Института по изучению тоталитарных режимов, или других подобных организаций.
Невозможно, по мнению Lišky отделить обучение современной истории от формирования представлений молодого поколения о том, что такое свобода, демократия, права человека. Именно эти понятия должны быть развиты на основании изучения новой истории и обучения ей. Напомнил, что министерство образования готовит в сотрудничестве с Масариковым университетом в Брно создание Центра общественного образования, который должен начать работать в будущем году.