Показано с 34 по 66 из 124

Тема: Некоторые религиозно-теоретические вопросы

Древовидный режим

  1. #10
    Волшебник Аватар для Янус Полуэктович
    Регистрация
    23.12.2008
    Адрес
    Москва
    Возраст
    77
    Сообщений
    7,331
    Вес репутации
    204

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от танкист Посмотреть сообщение
    Ну вот, спасибо РЗ - отдельная тема появилась.
    ЯП хотел выложить свои комментарии. Ждем-с!
    Я почитал Юнга по вашей ссылке. Чувство осталось двоякое: если смотреть на Юнга, как на врача или ученого, то данная лекция (ведь это лекция?) имеет право на существование без комментариев; но при прочтении меня не покидало ощущение, что он, хоть и отрицает, католик и рассматривает тему именно как католик, а уже потом как ученый. Может я и не прав - это мои ощущения. И я не нашел упоминаний православия в его разборах. А это, лично для меня, важно, так как он делает выводы, которые годны и, наверное, правильны в отношении католицизма, но совершенно негодны для православия.
    Также он подробно разбирает сновидения. Для науки это, может быть, и полезно, но любой православный батюшка вам скажет: забудь и не обращай внимания, ибо не знаешь кто говорил с тобой - лучше отойти, чем ошибиться....
    Это на вскидку. Думаю, в комментариях ЯП разъяснит более подробно о том, на что именно в Юнге он хотел обратить внимание.
    Пока отвечу лишь на прямо заданный вопросы. Юнг не католик. Он сын швейцарского протестантского пастора и вообще в его семье почти все многочисленные дядюшки были протестантами, причем многие протестантскими священниками. В своей медицинской и психологической практике ему приходилось очень много разбираться в числе прочего с религиозными вопросами, и из своего опыта он сделал вывод, что протестантизм по сравнению с католичеством, иудаизмом, некоторыми восточными религиями дает конкретному человеку гораздо меньше возможностей для уравновешивания собственной психики на основе контакта с нуминозными началами. Судя по его многочисленным трудам, которые я читал, в его практике просто не было контактов с православными верующими, поэтому он об особенностях православия и не говорит. Не надо забывать, что во времена его жизни Советский Союз был весьма закрытой системой, советские граждане не очень-то могли проходить длительное лечение у западных психологов и психиатров, к тому же советских людей убеждали в принципиальной порочности "буржуазной психологической науки". А количество православных в Швейцарии, где Юнг всю жизнь работал, было пренебрежимо мало.
    Далее. Мне много приходилось работать со сновидениями, в основном как раз в юнгианском ключе. Могу сказать, что не было ни одного случая, когда сновидения не помогли бы разобраться в происходящем в психике конкретного человека и помочь ему справиться со своими комплексами - независимо от того, принадлежал ли он к какой-либо конфессии или был атеистом. Кстати, среди моих клиентов людей православных (с самой разной степенью причастности к Церкви, от просто соблюдающих традиции до глубоко верующих и глубоко понимающих православие людей) было, наверное, процентов 30-40, и никто из них после получения личного опыта работы со сновидениями не считал сны чем-то противоречащим религии. Между прочим, среди них были и такие, кто по этому поводу советовался с батюшками.
    Я ведь не случайно в одном из предыдущих постов написал об аккуратности при разговоре о религиозных вопросах. У Юнга есть статья о соотношении психологии и религии, где он ставит вопрос о том, в какой мере психолог вообще имеет право лезть в сферу, традиционно относящуюся к ведению религии. И он приходит к выводу, что психолог не имеет права рассматривать чисто религиозные вопросы вообще, не его дело в это лезть, но он имеет право рассматривать, какие личные особенности, склонности или комплексы определяют склонность человека к той или иной религии, к тому или иному ее восприятию. Попросту - он своими инструментами может (и даже должен, если возникает в этом медицинская или иная необходимость) измерять человеческую сторону религии, но не может и не должен - Божественную. Вот где-то так.
    Русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость.
    А.Н.Радищев

  2. Сказали спасибо Янус Полуэктович :

    танкист (15.01.2010)

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •