1581 году шведы взяли Нарву. Россия лишилась «нарвского мореплавания» и была отрезана от Балтики. Выполняя повеление царя Ивана Грозного, воеводы Нащокин и Волохов в 1584 году поставили «одним годом» на правом берегу Двины на Пур-Наволоке вокруг монастыря в честь архангела Михаила «Архангельский город деревянный». С этого времени и до начала XVIII века, когда наша страна имела доступ лишь к одному Белому морю, продолжался расцвет беломорской торговли и города Архангельска. Архангельск, занимавший выгодное географическое и стратегическое положение постепенно привлекал к себе внимание воинственных европейских соседей, но он крепко стоял на защите северных границ России, как незыблемая порубежная крепость. Военная биография Архангельска, как и всей Двинской земли, богата примерами мужества и редкой храбрости северян в защите Отечества. Столь же решительно поддержал Архангельск и великие освободительные цели второго ополчения в составе патриотической рати Минина и Пожарского. Разгром польско-шведской и крах планов английской интервенций в начале XVII века имели для России огромное значение и важные последствия. Попытки западных государств превратить нашу страну во второстепенную полуколониальную державу провалилась. Северный морской путь был закреплен за Москвой, что обеспечило превращение России в великую морскую империю на Севере.
История города Архангельска конца XVII – начала XVIII веков неразрывно связана с именем Петра Великого и правительственными планами преобразования России. Петр I трижды бывал в городе на Северной Двине. Он понимал, что Россия не станет могучей и богатой державой до тех пор, пока не пробьется к жизненно важному для нее Балтийскому морю. Но для овладения водным пространством и для выхода на мировой рынок нужен был морской флот – военный и торговый. В июле 1693 года Петр впервые приехал в Архангельск для организации строительства флота на Белом море. 18 мая 1694 года Петр вторично прибыл в Архангельск. Через два дня, со стапелей Соломбальской верфи был торжественно спущен на воду первенец коммерческого флота – корабль «Св. Павел», годный к «морскому ходу» и оснащенный 24 пушками. 30 мая 1702 года Петр прибыл в Архангельск третий. В августе 1702 года из поморской деревни Нюхча начался легендарный переход пяти гвардейских батальонов с Петром во главе и двумя фрегатами по «Государевой дороге» к Ладожскому озеру, закончившийся взятием Нотебурга (Орешка) и Ниеншанца. Все течение Невы теперь стало русским. До основания Петербурга в 1703 году Архангельск был нашим единственным «окном в Европу» и главными «морскими воротами Российского государства» за границу, основным пунктом контактов между русским и западноевропейским купечеством.
В годы Северной войны Архангельск оказал много важный услуг отечеству. На его долю выпала честь строить линейные корабли, фрегаты, брандеры и пополнять ими молодой Балтийский флот. В 1710 году из Архангельска на Балтику отправили три 32 - пушечных фрегата, через два года – три 52 - пушечных корабля и, наконец, в 1715 году, после блестящей победы при Гангуте, погубившей морское могущество Швеции, Балтийский флот принял из Архангельска последний отряд боевых кораблей в составе четырех 52- пушечных фрегатов. Эти десять кораблей, построенные архангельскими мастерами, числились в списочном составе Балтийского флота и долго служили России.
Вечной славой покрыли себя Архангельский и Двинской пехотные полки в 1812 году в сражениях против нашествия Наполеона Бонапарта на Москву. Наш край и губернский город оказали существенную материальную помощь Родине. Всего население губернии собрало свыше 110 тысяч рублей. В то время это были огромные деньги.
Архангельск строил корабли для экспедиций: бриг «Новая Земля», на котором в 1821 году известный исследователь Арктики Ф.П. Литке достиг островов Новой Земли; фрегат «Крейсер», который под командованием М.П. Лазарева совершил кругосветное плавание. В 1826 году в Соломбале построили 74-пушечный линейный корабль «Азов», которым командовал М.П. Лазарев. Адмиралы П.С. Нахимов, В.И. Истомин, М.П. Корнилов, прославленные русские флотоводцы, были моряками «Азова», героями Наварина. Все они прошли учебу в Соломбальском флотском экипаже.
Важным событием явилась Крымская война 1853-1856 годов. Героическая оборона Архангельска и Беломорья с Севастопольской страдой и защитой Петропавловска-на-Камчатке представляет собой яркую, незабываемую страницу в летописи ратных свершений нашего народа. Защитники Поморья оттянули на себя союзную эскадру и тем оказали реальную поддержку героям севастопольских бастионов. Трудовой люд поморских городов и сел не вступал ни в какие сношения с неприятелем. Не было ни одного случая измены Родине или пособничества иноземцам. В годы военных испытаний северяне всегда находились в первых рядах защитников России, грудью отстаивали отчий край – частицу Великой Родины.
Особую роль сыграл Архангельск в годы Великой отечественной войны. 2 августа 1941 года народный комиссар Военно-Морского Флота Н. Г. Кузнецов подписал приказ о формировании Беломорской военной флотилии (БВФ) с главной базой в Архангельске. Корабельная флотилия более чем на 90 % состояла из бывших гражданских судов. Ее ядро – бывшие морские рыболовные траулеры (РТ), которые переоборудовались под тральщики и сторожевые корабли. Сетевой и минные заградители, как и санитарные транспорты, были оборудованы из грузопассажирских пароходов Северного морского пароходства.
В соответствии с соглашением трех держав (Англия, США, СССР) в Архангельск стали прибывать союзные конвои с военными грузами. Направлявшиеся в СССР конвои носили условное наименование «PQ», а следовавшие из СССР – «QP».
Всего за 1941-1942 годы в зоне Беломорской флотилии в двенадцати конвоях прошло с импортными грузами 100 иностранных и советских транспортов и 6 – одиночно. Они доставили 457897 тонн военных материалов и техники, в том числе около 1360 танков, 1300 самолетов, 9800 автомашин, 10000 тонн каучука и другие грузы.
Всю эту военную технику направили на оборону Москвы. Огромную помощь оказали жители Архангельска в подготовке начала наступления советских войск и разгрома фашистской Германии под Москвой 5 ноября 1941.
За четыре года войны в зоне флотилии прошло в оба направления около 700 союзных транспортов, доставивших два миллиона тонн различных грузов для Советских Вооруженных Сил и народного хозяйства СССР, или почти половину импорта, принятого через порты страны. Обратными рейсами суда вывезли в западные страны 1941-1944 годах более 0,7 миллиона тонн грузов.
По внутренним коммуникациям и в зоне флотилии проследовало в конвоях более 1800 транспортов и самостоятельно около 1500 судов. Немецко-фашистское командование прикладывало огромные усилия для срыва всех этих перевозок, используя в зоне Беломорской флотилии авиацию, подводные лодки, надводные корабли и минное оружие. За годы войны в Белом, Баренцевом и Карском морях произошли боевые столкновения с 814 самолетами противника, причем 455 бомбардировщиков и торпедоносцев совершили 312 нападений на корабли, суда и береговые объекты. Это составляет четвертую часть налетов фашистской авиации во всей зоне флота. Благодаря огромным усилиям и высокому боевому мастерству военных моряков и летчиков проводка конвоев осуществлялась со сравнительно малыми потерями. Всего в зоне флотилии было потоплено 17 боевых кораблей, 18 транспортов (в том числе 5 союзных, в основном из конвоя «РQ-17» и др. 11 судов, погибло 1534 человека, в том числе 737 военнослужащих, 303 советских гражданских моряка, 44 иностранных моряка и 490 пассажиров – полярников. Однако вклад флотилии в общее дело разгрома врага определяется не столько потерями флота и авиации противника в ее зоне, сколько количеством перевезенных оборонных народно-хозяйственных грузов, так необходимых фронту. Вот лишь некоторые страницы ее боевого пути.
Присвоение Архангельску почетного звания «Город воинской славы» станет достойной наградой подвигам жителей нашего города на полях сражений за свободу и независимость нашей Родины.