Простите, но таких были сотни только среди башкир.Тамга - родовое клеймо: сколько семей - столько тамг; семейная образуется от "большой" родовой, а та от племенной. Владелец тамги - глава семьи; родовой тамги - глава рода, ничего более, знатности и богатства в масштабах империи это дает примерно столько же, сколько у главы мелкого ингушского тейпа в РФ.
То есть владелец тамги мог добиться положения в Империи - но ровно тем же путем, что и любой мелкопоместный дворянин.
Единицы имели право ставить тамгу всего племени и тем более - байскую/бийскую ("княжескую", по нашим понятиям). Но "князья" (собственно, именно высшая знать) были только у четырех старших племен:
http://bashklip.ru/forum/16-64-5#1965В 1552-м году во 2-ой день октября русские взяли город Казань и построили дома. И затем, в 1564-й год, [послы] четырех башкирских племен, а именно от Усергана князь Бикбау Тадкачев, от Кыпчака князь Мешевле Кара Кузяк, от Бурзяна князь Искэ-бий, ходили от указанных четырех племен, будучи приглашенными в город Казань к великому князю Ивану Васильевичу, [надеясь] на справедливость царя России. Из-за страданий, [которые] одни [башкиры] испытывали от Бусай-хана, другие от ногайского мурзы, или Бирган-бия Актуша, из-за отсутствия [у них справедливости, из-за многочисленности обид, этого Бусай-хана и бия Актуша, схватив, передали хану России Ивану Васильевичу. Стали подданными великого князя Ивана Васильевича. От имеющихся на нашей земле богатств [досл., занятий, промыслов], а именно мед, шкуры куницы, а некоторые - выдры и бобра, - доставили [царю] ясак. Но этот ясак разложили между башкирами,[живущими] в лесах различными родами [и] исповедующими мусульманскую религию, а именно: по реке-Инзер - [род] Катай, по [реке] Сим - [род] Казаяк, по [реке] Лемеза - [род] Туркмен, по реке Уфа - [род] Булэкэй, по [реке] Узень - шайтан-кудейские башкиры, по [рекам] Киги, Большой Ик, берущими начало [досл., выходящими] из Уя, - дунайские башкиры, усерганские, бурзянские башкиры, [живущие] по Сакмаре, Белой.
Из четырех "княжеских" племен в списке князей не упомянуто Тамьян (князь в то время - Шакали Шакман). Шайтан-кудейский род обозначен как владетельный - но отнюдь не старший.
Насчет способов образования и иерархии именно башкирских тамг - взгляните сюда, коротко, но интересно:
http://custom.utmn.ru/custom/history/spravka.htm
Ну, и еще, разумеется, интересное замечание насчет того, что "Не только на территории Башкирии, но и Оренбургского края." - видите ли, в указанный исторический период республика Башкортостан почему-то отсутствовала.Так что старшиной Шайтан-Кудеевской волости (юрта) Уфимской провинции Сибирской дороги Юлая Азналина в 1768 году назначил именно оренбургский губернатор, князь Путятин... кстати, фамилия происходит от новгородца Путяты, а не от тюрка Юлая - это я так, на всякий случай...
Уфимская провинция тогда входила именно в Оренбургскую губернию. Так что владетелем земель и стад на территории "Оренбургского края" Юлай вполне мог быть даже не выходя за пределы родной деревни Текеево.
Все-таки поделитесь, пожалуйста, источником жизнеописания...![]()