Вы правильно заметили - сам давно уже хотел написать об опыте Германии.
В Германии до войны была сильнейшая прикладная наука. Разумеется и фундаментальная - она была просто первой в мире. На ее базе немцы фантастические вещи делали в прикладной науке - их разработки по авиации и ракетостроению еще просто не оценены как следует.
Утеряли все это немцы. Нынче это экономически первая страна Европы - где германские ракеты и самолеты??? (автомобилестроение у них сохранилось случайно - американцы не интересовались им). И немцы прекрасно понимают роль фундаментальной науки. И они изо всех сил пытались ее возродить. Именно на это было направлено создание уникальнейшего ускорителя HERA - там была задействована вся наука. И что интересно - построили - ускоритель заработал. А ученые со всего мира не поехали - так и закрыли немцы его... Вот чем оборачивается утрата научной школы.
До этого были японцы - тоже пытались создать у себя фундаментальную науку - колоссальнейшие деньги вложили в 70-х годах. Результат - ноль. Все выдающиеся японские ученые как росли так и нынче растятся в США и Англии (где есть научные школы).
В мире всего то шесть (кажется) научных школ:
1. Французская - Париж и окрестности.
2. Английская - ось Оксфорд - Лондон - Кембридж.
3. Германская - Берлин и окрестности.
4. Китай - Пекин - Шанхай (причем древняя школа... а в Японии - нет).
5. Россия - Питер - Москва и частично Новосибирск.
6. США - самая молодая в мире научная школа. Возникла после войны. Кембридж (Бостон) - Принстон - частично КалТех...
Как зарождаются научные школы - никому неведомо. Создать искусственно их еще никому не удалось. Разрушить их можно. Но только навсегда - что происходит нынче в России.
Воссоздание научных школ не удается ни в большом ни в малом масштабе. Мехнизм их возникновения никем еще не понят. Вот возмите Капицу - создал прекрасный московский Физтех. Захотели расширить его опыт - на авиацию - буквально рядышком (в Жуковском) построили новый факультет - ФАЛТ. Получился хороший авиационный факультет - отделения Физтеха не получилось...
Невозможность искусственного создания научной школы первый ухватил Рузвельт - именно он после войны предлагал Эйнштейну собрать выдающихся физиков со всего мира в Америке. Эйнштейн ему тогда сказал что науччные школы по заказу не возникают. И Рузвельт не стал настаивать (умный был дядька). А через несколько лет эта школа возникла в Америке сама собой - без всяких финансовых влияний. Но американцы в отличие от российского руководства понимают ценность этого национального достояния. И они не дадут поступить с наукой так как в России.