Если Янык надеется сбагрить Китаю излишки экспорта,которые обязательно возникнут при возможном введении российских пошлин,то это-голый номер.
В структуре китайского импорта эти группы товаров-не значатся.
Если Янык надеется сбагрить Китаю излишки экспорта,которые обязательно возникнут при возможном введении российских пошлин,то это-голый номер.
В структуре китайского импорта эти группы товаров-не значатся.
Так на трубы уже пару недель назад РФ ввела новые ограничения.
Я где-то натыкался на дату 6 июля.
http://expert.ru/expert/2011/23/neza...-nezalezhnost/За два десятилетия независимости Украина существенно отстала от России и Казахстана по среднему уровню благосостояния. Последний кризис Украина тоже пережила гораздо тяжелее, чем любая другая крупная страна СНГ. Почему Украина стала «хромой уткой» и сможет ли она выжить в одиночку?
На фоне Белоруссии, где с каждым днем углубляется валютный и экономический кризис, Украина в последнее время выглядит чуть ли не островком стабильности. Экономика восстанавливается после кризиса в более или менее спокойном режиме. Рост ВВП в 2010 году составил чуть больше 4%, дефицит текущего счета платежного баланса небольшой и легко финансируется, гривна стабильна, валютные резервы растут. Однако рост этот происходит в стране, которая по большинству показателей экономического благополучия находится на последнем месте среди крупных государств СНГ. Средняя зарплата в валютном эквиваленте составила здесь в прошлом году 282 доллара США — на треть меньше, чем в Белоруссии, и в два с половиной раза меньше, чем в России.
Если бы 20 лет назад кто-нибудь сказал украинцам, что их среднедушевой доход будет втрое ниже казахстанского, они бы оскорбились. Тогда они были уверены, что страна с плодороднейшими землями, мощной промышленностью, сильной наукой и богатой культурой через несколько лет займет достойное место среди развитых стран Европы, как минимум будет стоять в одном ряду с Чехией, Польшей и Венгрией. Эти надежды разбились уже к концу 1990-х. Возродиться им пока не суждено.
Список достижений Украины за последние два десятка лет, в том числе в экономике, гораздо короче перечня потерь. Разочарование украинцев вызвано не только низким уровнем жизни, но и вопиющим социальным неравенством, всепроникающей коррупцией, цинизмом и недоверием ко всем общественным и государственным институтам, постоянной политической напряженностью и общей неуверенностью в будущем страны. Согласно опросу Pew Research Center, в 2007 году только 9% украинцев были уверены, что их страна движется в правильном направлении, — и это в самом благополучном для Украины году за последние 20 лет.
Кризис 2008–2009 годов стал очередным тяжелым ударом по надеждам «пересiчного украiнца». Экономическая активность в 2009 году сократилась на 15%, в том числе промышленное производство — на четверть, валюта была девальвирована почти вдвое. Шаткое благополучие предкризисных лет, когда украинцы почувствовали вкус к приобретению в кредит бытовой техники, автомобилей и квартир, вдруг закончилось. Страна в очередной раз выползает из ямы, не веря уже ничему и никому. Потребуется не менее трех-четырех лет, чтобы выйти на предкризисный уровень производства и потребления. Заметим, что уровень этот был ниже, чем до получения Украиной независимости.
Прерванный полет
Перед кризисом украинская экономика поднималась на двух моторах — росте экспорта, прежде всего металлургического, и накачке внутреннего спроса кредитами украинских банков за счет займов, привлекаемых из-за границы. Теперь второй мотор заглох. За прошлый год прирост объема банковских кредитов негосударственному сектору был близок к нулю. В результате объем инвестиций в 2010 году был почти вдвое ниже, чем в 2008-м, при этом за счет кредита финансировалось лишь 13% инвестиций.
Украинские банки после кризиса обременены массой кредитов сомнительного качества. На конец 2010 года около 15,5% общего кредитного портфеля приходилось на сомнительные и безнадежные ссуды (по классификации Нацбанка Украины). Особенности законодательства таковы, что даже при наличии залога взыскать задолженность кредитным учреждениям чрезвычайно трудно. Крупно обжегшись, банки практически свернули новое кредитование, и занимаются в основном оздоровлением балансов. В 2009–2010 годах банки сократили свою внешнюю задолженность на 9,4 млрд долларов.
В отсутствие банковского кредита подтолкнуть забуксовавшую экономику пытается государство — в 2010 году госинвестиции выросли в полтора раза, достигнув 2,8% ВВП, в 2011-м планируется увеличить их еще более чем в двое. Деньги пойдут прежде всего на проекты, связанные с проведением футбольного чемпионата мира 2012 года: стадионы, дороги и другие инфраструктурные объекты. Однако вряд ли они станут большим подспорьем для производства. К тому же свободные ресурсы госбюджета ограниченны, слишком много социальных обязательств несет государство, чтобы одновременно помогать и экономике.
Черные дыры бюджета
У государственных финансов Украины есть две главные беды — национальная нефтегазовая монополия «Нафтогаз Украины» и Пенсионный фонд. Дотации «Нафтогазу» из бюджета в 2010 году превышали расходы на здравоохранение. Трансферты на покрытие дефицита Пенсионного фонда были больше, чем расходы всех силовых ведомств Украины плюс расходы на образование, науку и спорт. Всего на эти цели в 2010 году бюджет выделил около 7% ВВП — пятую часть налоговых поступлений. Если учесть, что цены на газ имеют тенденцию к росту, а население Украины сокращается и быстро стареет, становится понятно, что решать эти проблемы надо не откладывая.
Нельзя сказать, что власти Украины не понимают необходимости оздоровления «Нафтогаза» и Пенсионного фонда. Еще в 2009 году правительство Юлии Тимошенко приняло на себя обязательства (это было условием получения кредита МВФ) повысить цены на газ для нужд отопления и для использования в быту (именно с этими секторами связаны основные источники убытков «Нафтогаза»). Однако обещания своего не сдержало. Пришедшие на смену оранжевым бело-голубые тоже подписались под аналогичным обещанием. С апреля 2011 года цены на газ для населения должны были быть подняты на 50%. Однако и правительство Николая Азарова не решилось пойти на непопулярные меры.
Как и реформа газового сектора, пенсионная реформа тоже пала жертвой боязни потерять поддержку электората. На пенсии Украина тратит до 18% ВВП, это один из самых высоких показателей в мире (Россия — 10% ВВП). Что еще хуже, если ничего не менять, то в связи с низкой рождаемостью и старением населения этот показатель через 15–20 лет может дойти до 24–25% ВВП. С необходимостью реформы правительство Тимошенко согласилось еще в 2009 году. Правительство Азарова обещало принять соответствующий закон до конца 2010 года. Однако воз и ныне там — принятие закона отложено до лета, с неопределенными перспективами.
Спасительная девальвация
Украинские власти могут не торопиться с принятием непопулярных решений, которых требует МВФ, поскольку валютные запасы страны в последнее время растут и без кредитов фонда. Благодаря хорошей конъюнктуре рынка металлов экспорт товаров в первом квартале 2011 года был на 46% выше, чем в первом квартале 2010-го. Дефицит текущего счета платежного баланса, быстро увеличивавшийся в предкризисные годы и достигший в 2008 году 7,2% ВВП, сократился и в 2009–2010 годах держался на уровне 1,5–2% ВВП. Международные резервы Национального банка Украины по итогам апреля 2011 года достигли 38,2 млрд долларов — это исторический максимум.
Однако говорить о том, что произошло существенное повышение конкурентоспособности Украины, не приходится. Сбалансирование текущего счета платежного баланса во многом объясняется глубокой девальвацией гривны в 2008 году и дальнейшей фиксацией ее курса по отношению к доллару. Падение курса доллара по отношению к другим основным валютам пока поддерживает ценовую конкурентоспособность украинского экспорта, несмотря на опережающую инфляцию на Украине.
Финансовый счет платежного баланса, впрочем, показывает оборотную сторону внешнеэкономических успехов страны. Прямые иностранные инвестиции в 2010 году составили всего 5,8 млрд долларов — это почти в два раза ниже среднегодовых показателей последних докризисных лет. В сочетании с низкими внутренними инвестициями это говорит о том, что изношенная и энергоемкая производственная база Украины обновляется слишком медленно. Высокие производственные издержки могут быть компенсированы только заниженным курсом валюты и низкими зарплатами персонала. В случае нового повышения курса гривны (например, за счет притока спекулятивного капитала) Украина может столкнуться с потерей конкурентоспособности и возрождением проблем платежного баланса.
Если бы 20 лет назад кто-нибудь сказал украинцам, что их среднедушевой доход будет втрое ниже казахстанского, они бы оскорбились
Диагноз: слабость власти и институтов
Пока Украина находится в фазе послекризисного восстановления — идет загрузка свободных производственных мощностей и вовлечение безработных в производство. В январе 2011 года количество штатных работников составило 92,5% от уровня сентября 2008-го. Но что ждет экономику через два-три года, когда резервы будут исчерпаны? В условиях, когда инвестиции недостаточны, а население Украины неуклонно сокращается, откуда взяться экономическому росту? Теория говорит, что рост возможен даже при постоянных объемах используемого труда и капитала — за счет увеличения общей продуктивности факторов производства. Проще говоря, за счет наведения порядка на производстве, рационализации производственных связей, наконец, за счет структурных сдвигов от менее продуктивных отраслей к более продуктивным. Все это требует существенного повышения качества управления, раскрепощения частной инициативы, повышения доверия к контрагентам, концентрации внимания бизнесменов на вопросах развития бизнеса, а не его защиты или преодоления искусственных препятствий.
К сожалению, Украина не может похвастаться благоприятным инвестиционным климатом. Как и в России, малооплачиваемые и слабо контролируемые чиновники вовсю используют свои позиции для извлечения административной ренты, создавая многочисленные препятствия нормальному ведению бизнеса. При этом на Украине влияние олигархии на государственный аппарат гораздо более откровенное, чем в России. Отдельные олигархические группировки имеют большую свободу действий и с успехом используют своих ставленников в высших эшелонах власти для лоббирования собственных интересов.
Видя открытую коррупцию на самом верху, чиновники нижнего уровня тоже не стесняются. Малый и средний бизнес зачастую сталкивается с полным произволом. Особенно вопиющая ситуация сложилась в судебной системе. Судебная коррупция как в России, так и на Украине — никем не оспариваемое явление. Но в отличие от России, с ее вертикалью власти и соответствующим правосудием, суды на Украине действуют в интересах различных групп влияния и далеко не всегда в интересах государства.
В этих условиях говорить о защищенности прав собственников или о предсказуемости бизнеса не приходится, и это важнейшее препятствие для экономического развития Украины. На конец 2010 года объем накопленных иностранных инвестиций на душу населения составил всего 1,2 тыс. долларов. Для сравнения: в России — 2,7 тыс. долларов, в Польше — 4,8 тыс., в Чехии — 11,6 тыс. долларов.
Придя к власти, Партия регионов провозгласила своей целью повышение управляемости государственного аппарата. Однако, хотя правительство Януковича—Азарова и навело элементарный порядок внутри аппарата, при решении серьезных проблем оно остается очень слабым. Нерешительность в вопросах оздоровления «Нафтогаза» и проведения пенсионной реформы типична для украинского правительства — так происходит всегда, если требуется принять принципиально важное решение. В условиях глубокого политического раскола и минимального перевеса правящей коалиции власти просто боятся принимать необходимые, но непопулярные законы.
В каком-то смысле на Украине действует система демократических «сдержек и противовесов», но результатом является скорее бессилие власти, чем сглаживание конфликтов и гармоничное развитие. Классической иллюстрацией этой слабости и трусости стала история со скандальным законом о вывешивании красного флага в День Победы. Закон был принят парламентом по инициативе Партии регионов и вызвал бурю негодования со стороны украинских националистов. Президент Виктор Янукович обещал его подписать, но не стал делать это до праздника. Чтобы окончательно не опозорить себя в глазах избирателей Восточной Украины, он прошел 9 мая под красным флагом по Крещатику и подписал закон через десять дней после праздника. В результате Янукович проиграл в глазах и запада, и востока страны.
Пока на Украине не появится сила, которая смогла бы объединить страну и обеспечить решительное очищение общества от коррупции, она будет обречена на развитие по сложившейся модели олигархической демократии, со слабыми и коррумпированными государственными институтами, расколом в обществе и высоким уровнем социального напряжения. Темпы экономического роста в среднесрочной перспективе ожидаются на уровне 4–5% в год, этого недостаточно не только для того, чтобы в разумное время достичь среднеевропейского уровня доходов, но и даже для того, чтобы приблизиться по уровню жизни к России и Казахстану.
Бюджетные трансферты на поддержку пенсионной системы достигли в 2010 году 7% ВВП. Это пятая часть всех налоговых поступлений
Где выход?
На Украине постоянно говорят о необходимости «цивилизационного выбора», под которым понимается сближение либо с Европой, либо с Россией. К сожалению, сторонники европейского вектора развития хотят всего и сразу — и демократии, и честной некоррумпированной власти, и экономической интеграции с Евросоюзом, и членства в НАТО, а также вытеснения русского языка из общественной жизни и воспоминаний об общем советском прошлом из общественного сознания. Никто бы не возражал против улучшения делового климата, но «европейцы» с упорством, достойным лучшего применения, делают упор именно на тех пунктах, которые неприемлемы для восточной части Украины.
Попытка прозападных сил преобразовать Украину после оранжевой революции провалилась не в последнюю очередь из-за отсутствия критической массы честных реформаторов. Люди, которые шли к власти с лозунгами очищения, улучшения инвестиционного климата, развития страны по европейскому пути, оказались в лучшем случае бессильны в борьбе с коррупцией, а в худшем — сами занялись вымогательством и взяточничеством. Индекс восприятия коррупции в 2009 году — последнем году пребывания у власти Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко — был на том же уровне (2,2), что и в 2004 году, накануне их прихода к власти.
Если слабость государства — имманентная характеристика Украины, то, может быть, резервы ускорения роста кроются в более глубоком включении в региональные интеграционные группировки? Перед Украиной стоит выбор: присоединяться к Таможенному союзу России, Казахстана и Белоруссии или добиваться свободной торговли с Евросоюзом. Просчитать выгоды и невыгоды каждого из вариантов весьма трудоемкое дело, тем более что они сильно зависят от уступок, которые Украина сумеет выторговать себе на переговорах. Похоже, экономические преимущества на стороне Таможенного союза, но они нивелируются повышением зависимости от России, что для самостийных украинцев — нож острый. Таким образом, наиболее вероятный вариант — продолжение политики лавирования и компромиссов.
Последний раз редактировалось Приазовец_; 21.06.2011 в 17:11.
А никакая. Рыночных скоморохов - можно в расчётах не учитывать. Когда спьяну щедрой рукой всё разбрасывалось - эти решения только на время опохмелки были рассчитаны. Утро - неотвратимо настало. Говорить - можно что угодно, можно - даже орать... В пустой холодильник. В принципе - с бодуна можно подудеть туда из трембиты, и взыграть на бандуре. Или - наоборот (не разбираюсь в первобытных музыкальных инструментах)... Несколько неправильно выбран акцент - кто, и к кому должен сближаться. Или - самодостаточная страна вспомнит о части своей украденной территории, или - этого не произойдёт, не более...
Ky (25.06.2011)
Простыня - атом... Но - можно и посмеяться:Просто проблематично третий раз очистить от кожуры один и тот-же банан...Украина в последнее время выглядит чуть ли не островком стабильностиСкорость остывания покойника уменьшилась ввиду наступления летнего сезонаЭкономика восстанавливается после кризиса в более или менее спокойном режимеОй, что за беда-то? Ещё раз перевести корпоративный долг - в государственный, или уже заморские кредиторы не позволяют?В отсутствие банковского кредита подтолкнуть забуксовавшую экономику пытается государство"Управляемость" и "доимость" - несколько разные понятия...Партия регионов провозгласила своей целью повышение управляемости государственного аппаратаМожно (в порядке фантастики) - попытаться заставить гос-чиновников меньше воровать. По китайскому методу. Хотя - они и на внедрении этой методики опять что-то украсть умудрятся...Бюджетные трансферты на поддержку пенсионной системы достигли в 2010 году 7% ВВП. Это пятая часть всех налоговых поступлений Где выход?
Вован Донецкий (21.06.2011), Олег из Донецка (23.06.2011)
http://smi.liga.net/articles/2011-06...at_v_trubu.htmПо расчетам властей, торговая война с РФ (из-за того, что мы вступим в ЗСТ, но не вступим в Таможенный Союз и члены ТС ограничат поставки наших товаров на свой рынок) плюс высокая цена на газ могут привести к потерям 5—6% ВВП. Учитывая, что рост ВВП прогнозируется на ближайшие годы в 4,5—5,5%, торговая война с Россией может запросто вогнать страну в кризис — у нас снова начнется экономический спад. Как решать эту проблему, во власти не говорят, по подчеркивают, что вступление в Таможенный союз не рассматривается. Правда, как сказал один из высоких правительственных чинов, "пока не рассматривается".
http://www.segodnya.ua/news/14261436.htmlУже к концу года цены на природный газ вырастут до $400 за тысячу кубометров
"Газпром" предложил продавать Украине топливо по европейской цене, но с 40%-ой скидкой, а взамен требует создания совместного предприятия с "Нафтогазом Украина".
Как пишет "Коммерсант-Украина" со ссылкой на источники в Минэнерго Украины и "Газпроме", об этом шла речь 21 июня на переговорах делегаций "Нафтогаза" и "Газпрома".
По данным высокопоставленного источника в Минэнерго, представители "Газпрома" во вторник заявили представителям Украины, что уже к концу года цены на природный газ вырастут до $400 за тысячу кубометров.
"Нам пояснили, что это связано с рекордными показателями потребления в странах ЕС, рынок газа которого сейчас на пике", - сообщил собеседник газеты.
По словам источника в Минэнерго, российская сторона сообщила, что внутренняя цена для украинских предприятий может быть снижена в случае слияния "Нафтогаза" и "Газпрома" либо создания двустороннего СП на базе украинской газотранспортной системы.
"При условии создания СП цена будет рассчитываться по формуле: экспортная стоимость минус стоимость транзита и экспортная пошлина. Это означает, что цены для украинских предприятий будут на 40% ниже, чем для европейских", - пояснил собеседник газеты в Минэнерго.
http://world.comments.ua/2011/06/16/...t-grivnyu.htmlОТКРЫВАЯ на прошлой неделе заседание глав министерств финансов государств — участников СНГ в Киеве, премьер Николай Азаров прозрачно намекнул, что государство не будет торопиться с получением кредитов фонда. «У нас нет никакой потребности немедленно получать кредиты МВФ. У нас достаточно ресурсов, чтобы самим расплачиваться по своим внешним обязательствам», — похвастался премьер. Минфин комментировал ситуацию более прагматично, уточняя, что у Киева есть возможность получить средства из других источников.
Несмотря на острую потребность в средствах, которые понадобятся в первую очередь для обслуживания уже имеющихся долгов (в ближайшее время Украина вступит в пиковую фазу их погашения), власть не торопится выполнять ключевые требования кредиторов — повышение тарифов на газ и проведение пенсионной реформы. В условиях катастрофического падения рейтингов Президента и партии власти дальнейшее внедрение непопулярных мер может оказаться слишком дорогим удовольствием.
Россия или Китай?
У Кабмина все же останется несколько запасных вариантов. Один из них — выход на международные рынки заимствования капитала (к слову, в феврале этого года правительство уже разместило еврооблигации на $1,5 млрд. под 7,95% годовых). Но в случае срыва сотрудничества с фондом выход на внешние рынки может быть затруднен, а ставка размещения еврооблигаций окажется значительно выше февральской. Другой возможный сценарий — обратиться за очередным кредитом к России. В этом случае команде Николая Азарова придется приплюсовать к $2 млрд., одолженным в прошлом году у ВТБ Банка (кредит в ожидании денег МВФ был пролонгирован до конца 2011 года), еще примерно такую же сумму. При этом Украина получит очередной список политических требований от российского правительства.
И, наконец, последний «план спасения», которым теоретически может воспользоваться правительство, — податься за деньгами на азиатские рынки. «Одним из наиболее вероятных направлений внешних заимствований может стать Китай. Он уже проявил готовность выделить средства для ряда инфраструктурных проектов в Украине. Но при этом потребовал госгарантии, размер которых не могли согласовать с МВФ. В случае прекращения сотрудничества с фондом Украина автоматически получит возможность расширить сотрудничество с Китаем», — убежден Олег Швец, член совета АУФТ. В апреле этого года после подписания меморандума между Экспортно-импортным банком Китая и украинской стороной Николай Азаров уверял, что Пекин готов предоставлять Украине кредиты и инвестиции на очень привлекательных условиях. Правда, захочет ли он вливать деньги в золотовалютные резервы нашего Центробанка и финансировать дефицит кассовых разрывов в госказне — пока неизвестно.
Поэтому выделение очередного транша МВФ ($1,5 млрд. Украина должна была получить еще в марте) может быть отсрочено до конца года, что чревато для экономики серьезными последствиями. Одно из наиболее очевидных — ухудшение бюджетной дисциплины и резкое увеличение дефицита госказны. Если правительство откажется повышать внутренние тарифы на газ при подорожании импорта голубого топлива, финансовое положение НАК «Нафтогаз Украины» может оказаться незавидным. «Очевидно, что «Нафтогазу» потребуется дополнительная поддержка из госбюджета, что негативно скажется на общей ситуации в госфинансах. При росте стоимости импортного газа и неизменных тарифах на газ и отопление структурный дефицит компании может достичь 1,5% ВВП (около 20 млрд. грн.), что вдвое больше предельного уровня, обещанного МВФ. Очень вероятно, что дефицит госбюджета так же превысит плановые 3,1% ВВП», — прогнозирует Елена Белан, главный экономист Dragon Capital.
Плачевно будет выглядеть и ситуация с платежным балансом. «Без кредита МВФ профицит счета операций с капиталом составит $2,5 миллиарда, что будет недостаточно для покрытия дефицита текущего счета, который может превысить $4 млрд.», — полагает Анастасия Головач, аналитик «Ренессанс Капитал».
Это означает, что стабильность гривни может поддерживаться исключительно за счет золотовалютных запасов НБУ.
Альтернативной возможностью поддержать приток валюты в страну могли бы стать инвестиции. Однако после сворачивания кредитного сотрудничества с МВФ страна может лишиться и тех мизерных вливаний, которые имеет сейчас ($200–300 млн., за исключением апреля, когда сальдо ПИИ благодаря приватизации «Укртелекома» достигло $881 млн.). Кроме того, в случае разрыва с фондом Украина не дождется денег и от других международных организаций, что, по сути, полностью перекроет приток валюты в страну. В Нацбанке уже подсчитали, что срыв сотрудничества с фондом приведет к недополучению в текущем году $7,7 млрд. от внешних кредиторов (от МВФ — $6,2 млрд., Всемирного банка — $0,85 млрд., Еврокомиссии — $0,6 млрд.). А это неминуемо усилит давление на резервы НБУ и потребует ужесточения монетарной политики, что в конце концов обернется стагнацией экономики. К слову, золотовалютные резервы Нацбанка хотя и находятся на рекордно высоком уровне (на 1 мая 2011 года они достигли $34,8 млрд.), все же не безграничны. «Если Украина не получит кредит МВФ, НБУ за счет своих резервов сможет удерживать курс национальной валюты четыре-пять месяцев при отсутствии давления излишней ликвидности. При этом вырастет вероятность девальвации гривни до уровня 8,5 грн./$», — считает Владимир Олексюк, эксперт аналитического департамента X-Trade Brokers Ukraine.
Правительство Украины предлагает существенно сократить перечень предприятий, запрещенных к приватизации, и внесло соответствующий законопроект в Верховную Раду
«Законопроект предлагает снять ограничения на приватизацию предприятий НКАУ, авиационной промышленности, по производству основной железнодорожной техники; предприятий, вошедших в уставный капитал ГАК «Хлеб Украины» и не обеспечивающих хранение зерна государственного резерва, некоторых объектов портовой инфраструктуры, имущественных комплексов по производству вина и ликероводочных изделий, предприятий соляной промышленности, объектов государственной системы сертификации», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В предложенном правительством новом перечне акционерных обществ, госпакеты акций которых не подлежат приватизации, также отсутствует Укрэксимбанк, но есть Ощадбанк.
В то же время в этом перечне также НАК «Нафтогаз Украины» с «дочками» «Черноморнафтогаз», «Укргазвыдобування» и «Укртрансгаз», «Укртранснафта», ГАК «Титан Украины», «Турбоатом», «Укргидроэнерго», ГАХК «Топаз».
Последний раз редактировалось Приазовец_; 25.06.2011 в 19:18.
http://www.rosbalt.ru/ukraina/2011/06/20/860718.htmlВ начале июня ЕС отказался требовать с Украины денежный залог за бесперебойные поставки российского газа. Почему — «Росбалту» рассказал автор книги «Природный газ в Азии», директор программы газовых исследований при Оксфордском институте энергетических исследований, профессор Джонатан Стерн.
- Как бы вы объяснили решение Брюсселя не требовать от Украины денежный депозит за бесперебойные поставки газа?
- Честным ответом будет «я не знаю». Однако я могу предположить, что у этого шага есть три возможных объяснения. Во-первых, причина может быть в том, что сегодняшняя Украина сильно зависит от финансирования Международного валютного фонда, и если бы Украина внесла залог, то это точно были бы не ее деньги, а деньги МВФ. В связи с чем, Европейский союз решил, что использование денег МВФ в качестве гарантии бесперебойных поставок было не совсем корректным. Во-вторых, в ближайшие месяцы начинает работать «Северный поток», а значит, зависимость от газа, который будет идти через Украину, будет значительно меньше. И срывы в транзите газа через Украину не будут иметь такого значение, как раньше. В-третьих, поскольку Украина ратифицировала европейский Договор энергетического сообщества и стала его полноценным членом, то риск, что страна, примкнувшая к договору, решит прервать транзит газа, становиться меньше.
- Брюссель заявил, что устных гарантий со стороны Киева будет достаточно. Не рискованный ли это шаг?
- Видите ли, речь идет о договоре между государствами, а не между компаниями. Это скорее дипломатический вопрос, нежели торговый. Например, представим, что Украина, действительно, прерывает поставки газа из-за конфликта с Москвой. Что будет делать Европейский союз? Вы правда думаете, что Брюссель заберет себе депозит, если поставки газа будут прерваны? В отношениях ЕС и Украины есть много других аспектов, которые могут быть поставлены под угрозу в результате такого хода. Кроме того, я лично считаю, что Брюссель в курсе: у Украины нет денег, она держится на плаву благодаря финансированию от Международного валютного фонда. И в результате ЕС пришлось бы брать деньги МВФ, чтобы обеспечить себе поставки газа. Ситуация отличается от того, что было несколько лет назад.
- Каким образом поменялась ситуация? Можно сказать, что шанс новой газовой войны минимален? Киев и Москва опять ссорятся из-за цены на газ...
- Сегодня Украина и Россия ведут серьезные переговоры о цене на газ: Украина хочет снизить ее, у Москвы на этот счет свое мнение. Но не у всех серьезных переговоров бывают серьезные последствия. Более того, даже если Украина решит закрыть трубы, как это было в прошлом, совсем скоро начнет работать Северный поток и, в результате украинские трубы могут остаться закрытыми на очень долгое время.
и что?
Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. /Гельвеций/
Не бывает поздно. Бывает уже нафиг не надо (с)
http://www.rosbalt.ru/ukraina/2011/06/17/859651.htmlВ обмен на новую скидку на газ Россия может получить контроль над харьковским предприятием «Турбоатом». Как передает ТСН, Киеву будет легче расплатиться с Москвой предприятиями, чем присоединением к Таможенному союзу.
«Что действительно готовы гарантировать пока россиянам украинские переговорщики, так это негласное политическое содействие в получении контроля над стратегическими активами. Это, прежде всего, харьковский завод атомного машиностроения «Турбоатом», в котором доля Украины составляет 75% акций», — отмечает издание.
О том, что Россия заинтересована в развитии этого предприятия, недавно заявлял глава «Росатома» Сергей Кириенко. По его словам, Россия готова создать на базе завода совместное предприятие с российским «Атомэнергомашем» для производства нового поколения турбин для атомной промышленности.
Издание отмечает, что для того, чтобы построить аналогичный завод с нуля, России понадобилось бы не менее десяти лет и миллиардные инвестиции. «Поэтому 50% предприятия в обмен на газовую скидку — это может быть невероятно успешной сделкой для российского атомпрома. Проблемным вопросом для Украины остается непродолжительность таких скидок, ведь формулу расчета цены на голубое топливо никто отменять не планирует. А это значит, что оно будет дорожать пропорционально росту цен на нефтепродукты», — пишут журналисты.
Издание отмечает, что интерес России к украинским стратегическим предприятиям не ограничивается «Турбоатомом». Москва проявляет интерес и к «Заре-Машпроекту», «Запорожскому трансформатору» и «Мотор Сичи». Контроль над ними может стать одним из условий снижения цены на газ для Киева.
http://www.kommersant.ua/doc.html?docId=1665809ГТС выводят из состава "Нафтогаза"
Речь уже идет не о том, создавать СП или нет, а о том, чтобы создавать его на выгодных для Украины условиях
Украинскую газотранспортную систему (ГТС) выведут из состава "Нафтогаза". Вчера НКРЭ потребовала от Минэнерго передать ГТС "Укртрансгазу". Формально это необходимо для выполнения требований Евросоюза, выделяющего кредиты на модернизацию системы. Но настоящей целью является подготовка к возможному созданию СП с "Газпромом", признают в Минэнерго.
С инициативой передать газотранспортную систему от НАК "Нафтогаз Украины" ее дочерней структуре – "Укртрансгазу" – выступила Нацкомиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ), сообщил вчера ее член Сергей Дунайло. "Выполнение 'Нафтогазом' функции оператора ГТС противоречит закону 'О либерализации рынка газа', а также европейскому законодательству",– пояснил господин Дунайло. По его словам, комиссия направила обращение в Минэнерго. Закон "О функционировании рынка природного газа", предусматривающий реформу и демонополизацию газового рынка, был принят в прошлом году по требованию Еврокомиссии.
В Министерстве энергетики и угольной промышленности неофициально сообщают, что готовы поддержать инициативу, поскольку выделение ГТС в отдельную компанию среди прочего позволит привлечь необходимые инвестиции на реконструкцию трубопроводов. "Увеличение спроса на газ в Евросоюзе привело к росту поставок российского топлива, что создает благоприятные возможности для Украины как транзитного государства. Но чтобы воспользоваться этими возможностями, необходима реконструкция ГТС",– считают в Минэнерго. Объем транзита российского газа через Украину, по данным министерства, за первые 5 месяцев года вырос на 22%. А после сворачивания ядерных программ в ряде стран в связи с событиями в Японии его потребление возрастет еще больше, уверены в Минэнерго. "Нам нужно увеличить мощности ГТС минимум на 20%, чтобы справиться с транзитом этих дополнительных объемов. Но требующиеся для этого $3 млрд 'Укргаздобыча' сможет привлечь в виде кредитов, только если будет управлять ГТС",– пояснил собеседник Ъ.
Правда, $3 млрд, которые, как заявляли в Минэнерго, будут инвестированы в ГТС, для масштабного расширения системы недостаточно, уверен аналитик ИК "Тройка Диалог Украина" Валерий Нестеров. Эксперты Еврокомиссии оценили необходимые вложения в $6,5 млрд до 2018 года, напоминает господин Нестеров. "$3 млрд – это средства на текущие нужды, чтобы сохранить ГТС в работоспособном состоянии. Но для ее расширения нужно намного больше",– соглашается член комитета Верховной рады по ТЭК Александр Гудыма. Он напоминает, что "Укртрансгаз" вложил в 2010 году в систему газопроводов всего $215 млн и планирует потратить на эти цели в 2011 году более $300 млн. "Если модернизация будет продолжаться такими темпами, для полного обновления ГТС потребуется от 20 до 30 лет",– говорит он.
Аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Максим Шеин считает, что привлечь $6,5 млрд кредитных средств "Укргаздобыче", даже в случае ее управления ГТС, будет сложно. "Без гарантий объемов прокачки газа со стороны 'Газпрома' непонятно, как компания сможет погашать кредит. А российская компания может предоставить гарантии только в случае создание совместного предприятия на базе ГТС",– отмечает он. Премьер-министр России Владимир Путин заявлял, что после строительства трубопроводов Nord Stream и South Stream РФ может вообще отказаться от прокачки газа по территории Украины. А на последних переговорах об условиях поставок газа российская сторона заявила, что уже в следующем году объем транзита газа снизится на 10 млрд кубометров. Чтобы избежать этого, Россия предложила создать СП, куда будет передана украинская ГТС. Взамен Украина получит гарантию объемов прокачки, а также 40-процентную скидку к европейской цене. "Объективно, создание СП – это сейчас единственная возможность для Украины сохранить доходы от транзита. Вхождение в компанию 'Газпрома' обеспечит заинтересованность россиян в капиталовложениях в ГТС,– говорит член комитета Верховной рады по ТЭК Сергей Пашинский.– Сейчас речь уже идет не о том, создавать СП или нет, а о том, чтобы создавать его на выгодных для Украины условиях. Тем более, что создание СП в случае передачи ГТС 'Укртрансгазу' украинскому законодательству не противоречит".
В Минэнерго вчера сообщили, что вопрос СП с "Газпромом" анализируется. "Пока никакого решения не принято. Но если создавать такое СП на базе 'Укртрансгаза', в любом случае компании нужно передать в управление трубопроводы",– пояснили в министерстве.
Последний раз редактировалось Приазовец_; 26.06.2011 в 11:48.
http://www.kommersant.ua/doc.html?docId=1665815Ринат Ахметов намерен продать телекоммуникационный бизнес – долю в третьем по величине мобильном операторе "Астелит" (ТМ life) и компанию "ММДС-Украина", владеющую частотами для строительства сетей связи в самом современном стандарте – LTE. Источники Ъ утверждают, что переговоры о покупке этих активов ведут структуры российской "Альфа-Групп".
Ну вот и молодец. Разумный человек.
Не вступит ВГН в ТС - еще хуже будет.
http://ukrrudprom.ua/news/Varshava_g...?ref=subscribeДальнейшая судьба Сахалинского месторождения окажет влияние на желание Польши и впредь лоббировать интересы Украины в Европе и станет фоном для переговоров о создании ЗСТ с Евросоюзом. Об этом пишет “Зеркало недели”.
Значение для Польши этого проекта иллюстрируют меры, которые приняла Варшава после того как судебные и исполнительные органы украинской власти оттеснили ее от участия в разработке “Сахалинки”. Польша в ответ заморозила стратегическую мечту Украины последнего десятилетия — достройку нефтепровода “Одесса-Броды” до польского Плоцка. Действия наших западных соседей обусловлены не только стремлением отстоять свои интересы и сохранить инвестиции, но и тем, что поставки украинского газа критически важны для приграничных районов Польши. Часть этих районов, в частности, территории вокруг города Грубешова, были газифицированы в 2004 году и поставка газа туда возможна лишь с территории Украины. Следующим шагом Польши, пишет ЗН, может стать международный иск. Еще более пессимистический вариант — отказ Варшавы от поддержки Киева в ЕС и недружественное влияние на позицию Еврокомиссии, курирующей подписание соглашения о ЗСТ.
Вопрос Сахалинского месторождения поднимался польской стороной на президентском уровне. Возобновление работы “Девона” — польско-украинской газодобывающей компании — обсуждалосьт президентами Комаровским и Януковичем во время встреч в марте и апреле 2011 года. В мае новый посол республики в Украине Генрик Литвин заявил, что собирается встретиться с Виктором Януковичем, Николаем Злочевским чтобы обсудить пути решения спора вокруг лицензии “Девона”.
Упорство Варшавы в отстаивании своих прав принесло свои плоды. По иску “Девона” в мае 2011 года Окружной административный суд Киева аннулировал лицензию “Укрнефтебурения” на разработку Сахалинского месторождения.
Как сообщил редакции высокопоставленный источник в Минэнерго, если апелляционный суд подтвердит решение об отмене лицензии, она уже до конца года может быть выставлена на повторный конкурс.
Справка: Сахалинское нефтегазоконденсатное месторождение в Краснокутском районе Харьковской обл. — крупнейшее в Украине. Оно было открыто в 1981 г., извлекаемые запасы газа составляют 15 млрд кубометров, газоконденсата — 1,7 млн тонн, нефти — 1,7 млн тонн. Для сравнения: годовой объем добычи газа в стране — 20 млрд кубометров, нефти — 4 млн тонн.
Учредителями СП “Девон” стали НАК “Нафтогаз Украины” и PGNiG (Польский нефтегазовый государственный концерн). По данным на 2010 год, “Нафтогазу Украины” принадлежит 12,1267% “Девон”, PGNiG — 36,38%,. СП “Девон” создано в 1999 году результате межправительственных переговоров между Украиной и Польшей для добычи украинского газа и его продажи в Польшу.
http://money.comments.ua/2011/06/22/...t-rabotat.htmlЧрезмерного притока в Киев китайских рабочих при реализации украинско-китайских строительных проектов не будет, так как труд китайцев стоит дороже, чем труд украинцев
Об этом заявил глава Национального агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Владислав Каськив.
«Это исключено. Потому что не предусмотрено ни одним из подписанных документов и нет целесообразности. К сожалению, это просто экономически невыгодно», - сказал он. При этом господин Каськив отметил, что в текущем году рабочая сила в Китае стала дороже, чем в Украине, так же, как и доход на душу населения.
Как сообщали «Комментарии», 20 июня, в присутствии руководителей Украины и Китая был подписан окончательный контракт на 372 млн. долларов США по реализации национального проекта «Воздушный экспресс». «Воздушный экспресс» предусматривает ввод в эксплуатацию железнодорожной линии «Киев-Борисполь», строительство четырех вокзалов, обеспечение железной дороги электропоездами, сооружение второй взлетно-посадочной полосы в аэропорту «Борисполь».
Вот ответ на вопрос как избавиться от засилья мигрантов европейским странам - снивелировать свой уровень жизни с окружающими странами . перечитывая китайского философа Чжуан-цзы :
Деревья в лесу сами привлекают к себе топор. Масло сжигает само себя в светильнике. Корицу срубают оттого, что она съедобна. Лаковое дерево срубают оттого, что оно полезно. Все знают, как полезно быть полезным; но никто не знает, как полезно быть бесполезным.![]()
wws (29.06.2011)
gorgona-meduza (27.06.2011)
ждем наплыва укрорабочих в Поднебесную.
Как результат-появление нового направления в китайской кухне:
"Борщ утренней зари", "Душистое новолуние" (свло с чеснокм) и пр.
![]()
[I][SIZE="1"]застрелить противника - это ремесло ,
заставить его застрелиться - это уже искусство [/I][/SIZE]
[SIZE=1][I]Жизнь- тяжелая штука. Особенно если ты -дурак[/I][/SIZE]
wws (29.06.2011), Вован Донецкий (27.06.2011)
В ком не воспитано чувство свободы,
Тот не займет его; нужны не годы —
Нужны столетья, и кровь, и борьба,
Чтоб человека создать из раба.
(Н.А.Некрасов)
http://economics.unian.net/rus/detail/91893По данным Укрзализныци, только около 10% тепловозов и электровозов ее парка не изношены, остальные отработали нормативный срок службы. Для пассажиров это - низкие скорости и вынужденные простои из-за поломок локомотивов, для грузоотправителей - те же простои, оборачивающиеся убытками и для грузополучателей. Да и для самой Укрзализныци это – падение имиджа с точки зрения сервиса и качества перевозочного процесса. Как отмечают в железнодорожной администрации, если в ближайшие 2 года государство не займется проблемой тотального обновления локомотивного парка, то железнодорожный транспорт окажется под угрозой полной остановки - обновлять будет нечего…
О ситуации на железных дорогах в интервью УНИАН рассказал первый заместитель генерального директора Укрзализныци Николай Сергиенко.
- Николай Иванович, какие планы ставятся на текущий год относительно ремонта и закупки нового подвижного состава?
Тепловозный парк у нас состоит из 5 серий локомотивов. Наиболее устаревшие и технически изношенные модели - маневровые тепловозы чешского производства ЧМЭ3, которых насчитывается 1500 единиц. Их срок службы - 24 года, хотя, есть локомотивы, отработавшие нормативный срок.
На данный момент проводится глубокая модернизация тепловозов ЧМЭ3 за счет новых силовых установок фирмы Caterpiller по проекту, разработанному чешскими фирмами, который будет реализовываться на Полтавском тепловозоремонтном заводе.
Нами был проведен тендер, путем которого планируем модернизировать 100 машин. В этом году предусмотрено обновить 6 единиц техники, сейчас на заводе находятся 3 тепловоза. Экономика здесь простая: опыт наш и наших коллег из Беларуси, Латвии, Литвы свидетельствует, что, применяя эти дизеля в таком же режиме, который мы сейчас имеем, экономия топлива достигает 25-30%, масла потребляется в 2-2,5 раза меньше. Если будет удачным контракт, а у нас будут технические и финансовые возможности, то модернизацию продолжим.
Что касается покупки новых машин, то на сегодняшний день не ставим перед собой такую задачу, т.к. в эксплуатации находятся 1200 единиц техники, а в целом располагаем 1500 машинами, поэтому запас есть, будем модернизировать.
К примеру, тепловозы М62 и 2М62 будем обновлять тоже дизелями Caterpiller. Мы выбрали данный технический вариант, чтобы затем не иметь проблем с рембазами, депо заводов должны быть приспособлены к дизелям этой фирмы. В настоящий момент в депо Ковель проводим модернизацию двух тепловозов, разработан проект на 70 единиц М62 и 30 - 2М62.
Еще один тип тепловозов - 2ТЭ116, у нас их на сегодня достаточно, чтобы обеспечить поездную работу, будем проводить модернизацию на заводах, оснащать новыми дизелями, возможно и Caterpiller. Но в отношении этих машин тревоги нет.
Тепловоз 2ТЭ10, который в основном базируется на ОЖД, постепенно будет выводиться из эксплуатации, его заменят 2ТЭ116.
Таким образом, в эксплуатации останутся три основные серии тепловозов, которые будут базовыми для Укрзализныци.
- Как обстоят дела с электровозами и вагонами?
Ситуация с электровозами намного сложнее. Среди них и такие, что отработали и нормативный, и продленный срок службы - ВЛ8 постоянного тока. Их эксплуатируют две дороги - Приднепровская и Донецкая, при этом они наиболее напряженные в плане высокого грузопотока. Самых старых электровозов 570 единиц, нам предстоит их со временем заменить, им всем уже за 50 лет. Более того, эти машины очень энергоемкие и трудоемкие в эксплуатации. Затраты на их ремонт вдвое выше, чем на их аналоги и в Украине, и России. У нас такой электровоз - 2ЭЛ4 производства «Лугансктепловоза». Уже буквально в следующем году мы планируем заменить 20-30 единиц этой техники. Параллельно будет обновляться парк на ПЖД. Планируем что ДЖД будет специализироваться на электровозах 2ЭЛ4, ремонтная база в процессе подготовки, а ПЖД - на машинах ВЛ11 пятой и шестой моделей, которые в этом году начнет производить Тбилисский завод.
Электровозы ЧС4 пассажирские, эксплуатируемые ЮЗЖД, также отработали нормативный срок. Нашими специалистами уже разработано техническое решение по продлению их сроков службы, сейчас ведем глубокую модернизацию машин. 120 единиц обновили. Думаю, в следующем году мы завершим модернизацию всего парка.
Сложный вопрос по электровозам ЧС2, которые эксплуатируются ПЖД и ЮЖД. Разработан проект их модернизации. В этом году «Лугансктепловоз» «оздоровит» первую машину.
С электровозами ВЛ60 на ОЖД также проблема, проводим модернизацию и будем заменять их электровозами 2ЭЛ5, которые сейчас приобретаем у «Лугансктепловоза».
Проблема заключается в том, что почти весь подвижной состав, о котором я вам рассказываю, выпущен в опытных экземплярах. Если бы у предприятий были бы объемы закупок, то, конечно, постепенно они довели бы эти образцы до определенной степени готовности, что и является сейчас задачей номер 1.
С вагонами дела обстоят не лучше. Изношенность грузовых составляет 82%, особенно плохая ситуация с полувагонами. Почти все они отработали нормативный срок службы – 22 года. Поэтому проводим глубокую модернизацию, с продлением сроков службы на 6 лет, обновляем состав.
http://economics.unian.net/rus/detail/92129По следам ЗАлКа
Начнем с ситуации в энергоемком метпроизводстве и экологических требований. Что касается непосильных, в первую очередь для предприятий цветной металлургии, тарифов на электроэнергию, то эта история без начала и конца. Как известно, не получив льготной цены на электроэнергию, так называемого дифференцированного тарифа, в апреле этого года был практически полностью остановлен Запорожский алюминиевый комбинат, принадлежащий российской компании «РУСАЛ». Его товарищ по несчастью - Запорожский титаномагниевый комбинат - продолжает функционировать только потому, что находится в госсобственности, а значит – есть возможность накапливать долги за электроэнергию, не имея особых перспектив когда-нибудь рассчитаться. Теперь электроэнергия оказалась не по карману Запорожскому заводу ферросплавов.
Как поясняет генеральный директор предприятия Павел Кравченко, завод на протяжении многих лет относился к 1-му классу потребителей электроэнергии. Однако с 1 января 2011 года НАК «Энергетическая компания Украины» разорвала с ЗЗФ договор аренды электроподстанции, расположенной на территории предприятия, в результате чего формально оно перестало попадать под действие тарификации 1-го класса. «После этого предприятию был присвоен 2-й класс энергопотребления, согласно которому тариф на электроэнергию для ЗЗФ вырос почти в два раза - до 83 коп. за 1 кВт», - уточнил он.
В результате, по информации гендиректора ЗЗФ, энергоемкое производство силикомарганца стало нерентабельным, что неизбежно приведет к остановке мощностей и увольнению работников. Единственным вариантом решения проблемы П.Кравченко видит возобновление для предприятия договора аренды подстанции, принадлежащей «Запорожьеоблэнерго». «Других вариантов у нас нет - силикомарганец является наиболее энергоемким ферросплавом и нам придется останавливать печи», - сказал он.
Между тем, представитель «Запорожьеоблэнерго» уточнил, что к потребителям 1 класса относятся те предприятия, которые потребляют электроэнергию со степенью напряжения в точке продажи 27,5 кВ и более, а все, кто ниже - переходят во 2-й класс. «Что касается подстанции, которая находилась в аренде у ЗЗФ, то передана она ему была только на 1 год (2010 год – авт.) при условии выхода на потребление 150 млн. кВт ежемесячно. Однако предприятие этого не сделало. Зачем я буду теперь снова передавать эту подстанцию в аренду, если она обслуживается «Запорожьеоблэнерго» и ему же принадлежит, давайте тогда сдадим в аренду само облэнерго», - отметил представитель «Запорожьеоблэнерго».
Конечно, можно сказать, что у каждого из участников конфликта своя правда, как это было и в случае с Запорожским алюминиевым. Вот только результат почему-то оказывается негативным для всех заинтересованных сторон - собственники вынуждены останавливать нерентабельное предприятие, а «Запорожьеоблэнерго» теряет крупнейших потребителей и остается с профицитом невостребованной электроэнергии. Ну и совсем уж «мелочь» - когда-то пятитысячный коллектив ЗАлКа сегодня насчитывает едва ли около 1-й тысячи человек, да и тех в ближайшее время должны сократить вдвое. Теперь вот ЗЗФ идет по проторенной дорожке. Кому это нужно, совершенно не понятно. Правда, народный депутат Михаил Соколов (БЮТ) в ходе слушаний упомянул войну олигархических кланов, в которой более влиятельный пытается «закошмарить» оппонента для дальнейшей перекупки активов по дешевке. М.Соколов только забыл уточнить, кто же этот влиятельный олигарх…
http://economics.unian.net/rus/detail/91532Остановлен водочный завод в Немирове (Винницкая обл.).
О том, что не поделили между собой акционеры крупнейшей водочной компании, рассказывает председатель наблюдательного совета компании Nemiroff Александр Глусь.
- Александр Степанович, как сегодня работает предприятие Nemiroff в Винницкой области?
- Сегодня не работает ни одна его производственная линия. Силовой захват предприятия, инициированный частью акционеров, привел к полной остановке производства. Сейчас остановка производства и угроза недополучаемых бюджетом налогов используется ими как аргумент в попытке влияния на органы власти. Цель таких действий – «выдавить» одного из акционеров из бизнеса, чтобы в будущем дополучить прибыль за счет его акций от ожидаемой стоимости продажи компании. А причиной давления на органы власти является желание получить учредительные документы и печать предприятия от генерального директора Глусь А.С., что даст оппонентам возможность контролировать финансы компании, распоряжаясь ими по своему усмотрению. При всем при этом, в СМИ вбрасываются сообщения о якобы восстановлении порядка на заводе и его стабильной работе.
Последний раз редактировалось Приазовец_; 28.06.2011 в 14:11.