Показано с 1 по 33 из 2600

Тема: Экономика Украины

Комбинированный просмотр

  1. #1
    Banned
    Регистрация
    27.12.2008
    Адрес
    Приазовье - Москва
    Сообщений
    20,549
    Записей в дневнике
    1
    Вес репутации
    0

    По умолчанию Бюджет Нафтогаза трещит по швам

    Дыра в бюджете НАК "Нафтогаз Украины" может превысить 15 млрд грн. Об этом пишет "Зеркало недели. Украина".

    В случае соблюдения прогнозных данных относительно объемов закупки и цен на газ во втором-четвертом кварталах 2011 года, валовые расходы Нафтогаза в 2011 году на приобретение российского природного газа вырастут более чем на 2 млрд долл., или на 22% по сравнению с прошлым годом.

    При формировании государственного бюджета Украины на 2011 год была заложена прогнозная средняя цена на природный газ в размере 269 долл. за тысячу кубометров. В то же время, если не удастся достичь договоренностей с российской стороной относительно изменения цены на газ, в текущем году разница между фактической средней ценой (299 долл.) и ранее прогнозируемой (269 долл.) составит 30 долл. С учетом планируемых объемов закупки газа в 2011 году (38,4 млрд кубометров) дополнительные расходы для Нафтогаза составят 1,1-1,2 млрд долл. (38,4 млрд кубометров х 30 долл. за тысячу кубометров), или 8,8-9,6 млрд грн.

    Эти расчеты подтверждаются также заявлениями украинской власти о том, что оптимальная цена на импортированный газ составляет 240 долл. При условии применения этой цены в третьем-четвертом кварталах этого года валовые расходы Нафтогаза на приобретение российского газа уменьшатся приблизительно на 1,3 млрд долл. И наоборот, если позиция Кремля в газовом вопросе будет непреклонной, украинская сторона должна будет найти дополнительные 1,3 млрд долл., или более чем 10 млрд грн, для оплаты газовых поставок текущего года.

    С учетом сказанного и в случае неуступчивости Газпрома в ценовом вопросе в 2011 году Нафтогазу могут понадобиться дополнительные дотации на сумму в 10-15 млрд грн. Но эти средства в государственном бюджете на 2011 год не предусмотрены. И фактически единственным доступным источником закрытия дыры в размере 10-15 млрд грн. в газовом бюджете в случае ее возникновения является увеличение поступлений от продажи природного газа, достичь чего можно лишь путем повышения цен на газ для его конечных потребителей.
    http://minprom.ua/articles/69756.html

    Бизнес-план высокого напряжения

    Так сложилось исторически, что электрические сети страны всегда оказывались в тени газотранспортной системы. О необходимости реконструкции ГТС постоянно трубят и "Нафтогаз Украины", и Газпром, и отраслевые специалисты, и пресса. Но проблема обновления магистральных и межгосударственных электрических сетей (ММЭС) не менее актуальна. Особенно если смотреть на нее не с политической, а с сугубо экономической колокольни. Ведь в данном случае речь идет не о транзите чужого ресурса, а об экспорте своего.

    Более 90% всей произведенной на Украине электроэнергии доставляется к месту потребления посредством линий электропередач напряжением от 220 до 750 кВ. Их суммарный километраж превышает 20 тыс. км, из которых основной объем (12,8 тыс. км) приходится на ЛЭП напряжением 330 кВ. Сегодня этой сети более или менее хватает для удовлетворения нужд отечественной электроэнергетики, но уже в 2015-2020 годах, согласно оценкам Минэнергоугля, ситуация с передачей электричества может стать критической. Если сети не обновлять и не достраивать.

    Министерская статистика говорит, что по состоянию на начало текущего года 41,3% всех линий электропередач Украины эксплуатируется более 40 лет. Более 25 лет отработали 55,4% силовых трансформаторов и 76,9% выключателей напряжения. Ввиду естественного старения техники возрастают риски аварийности на ММЭС, увеличивается стоимость их обслуживания, а также сужаются возможности для выполнения сетями новых задач. Например, передачи электроэнергии, выработанной на АЭС, в случае достройки новых блоков на Хмельницкой и Ривненской станциях; перемещения излишков энергии из западного региона в центр и на восток страны; поставка дополнительных объемов электричества на экспорт.

    Следуя принципу, что болезнь легче предупредить, чем излечить, Министерство энергетики подготовило проект развития магистральных и межгосударственных электрических сетей на период 2012-2016 годы. Ее основные цели – прокладка 998,7 км линий электропередач напряжением 330 кВ и 677,2 км – напряжением 750 кВ, на что в целом потребуется более 15 млрд грн. Еще около 10 млрд грн. необходимо на строительство новых и реконструкцию старых подстанций. Наполнять модернизационную копилку ММЭС авторы концепции предлагают сразу из четырех источников: международных кредитов, средств госбюджета, инвестиционной надбавки к тарифу на электроэнергию и средств, привлеченных от продажи акций энергогенерирующих и энергопоставляющих компаний. Но хотя источников и много, их стабильность вызывает сомнения.

    Если опять же проводить аналогии с реконструкцией газотранспортной системы, то надежды на существенный бюджетный взнос что там, что здесь тщетны. Даже объявленное начало работ на трубопроводе Уренгой – Помары – Ужгород – это куда больше пиар-ход, чем реальная стройка. То же касается и строительства новых ЛЭП. Проектов анонсировано немало, но внедряются они с перманентными задержками сроков и преимущественно не за счет казны. Например, в 2008-2010 годах доля бюджетного финансирования в строительстве и ремонте объектов электропередач не достигала и 10%.

    Похожая ситуация и с привлечением международных кредитов. Правительство Украины подписало в данной сфере целых три кредитных соглашения: на 150 млн евро с Европейским банком реконструкции и развития, на столько же с Европейским инвестиционным банком и на 200 млн долл. – со Всемирным банком. Займы от ЕБРР и ЕИБ предназначены для строительства воздушной высоковольтной (750 кВ) линии электропередач Ривненская АЭС – Киевская, последний – на строительство линии 330 кВ Бар – Днестровская ГАЭС и реабилитацию ряда украинских региональных энергосистем. Так вот, за последние три года, по выводам Счетной палаты, было использовано только 2,1% от заявленных кредитных объемов, причем все эти деньги ушли исключительно на оплату услуг консультантов и обслуживание самих кредитов. Иными словами, иностранные займы 2-3-летней давности пролежали до сих пор мертвым грузом. Но это не помешало Верховной Раде 8 июля ратифицировать еще одно кредитное соглашение с ЕБРР – на сей раз на 175 млн евро под строительство линии электропередач Запорожская АЭС – Каховская напряжением 750 кВ.

    При обновлении отечественных энергосетей за счет международных доноров следует учитывать и еще один не очень положительный нюанс. Привлеченные средства оседают, как правило, на счетах не украинских строителей, а их иностранных конкурентов. В частности, контракт на строительство ЛЭП Бар – Днестровская ГАЭС Укрэнерго подписала с хорватской фирмой Dalekovod, а ЛЭП Ривненская АЭС – Киевская – с индийской Kalpataru.

    В то же время необходимо признать: без освоения перечисленных кредитов система уже развиваться не сможет. Все, что до сих пор делалось для увеличения мощностей украинских ММЭС, происходило в основном за счет целевой надбавки к тарифам на электроэнергию для конечных потребителей. Но этот инструмент уже почти исчерпал себя. Во-первых, как свидетельствует практика, только малая толика того, что собирается на энергорынке в виде наценок к тарифу, поступает на счета Минэнерго. Как правило, у правительства находятся более насущные потребности для использования этих денег. Во-вторых, тариф на электричество в стране и так уже несколько раз повышали, мотивируя необходимостью собрать средства на новые ЛЭП. Но проку от этого было мало. Просто чиновники от ТЭК покрывали свои просчеты из кармана потребителя. Ведь в тариф, например, уже включена составная на погашение и обслуживание международных кредитов, хотя кредиты эти, как отмечалось выше, едва используются. Подстегивают рост ценовой надбавки и неправильно составленные сметы; как правило, по ходу строительства того или иного объекта они заметно разбухают. Таким образом, эффективность применения ценовой надбавки к энерготарифу в украинских условиях вызывает большие сомнения. От нее, конечно, никто не откажется, но главные свои надежды Министерство энергетики и угля возлагает сегодня на четвертый источник.

    Поэтому вряд ли можно считать совпадением то, что свежие размашистые планы по расширению ММЭС появились у министерства именно тогда, когда стартует очередной этап продажи акций энергокомпаний. В ведомстве Юрия Бойко четко запеленговали потенциальный финансовый поток и стараются по максимуму удержать его в своем русле. Суммы-то на кону солидные. Фондовые аналитики прогнозируют, что за 11 пакетов энергокомпаний, предусмотренных к продаже в 2011 году, Фонд госимущества сможет заработать от 500 до 1 млрд долл. Правда, и желающих распилить этот миллиард, предостаточно. Вот Минэнергоугля и спешит выкладывать на стол свои весомые аргументы. Модернизация энергосетей – это клич, под которым оно готово бороться за приватизационные поступления.

    Хотя если запросить у Минэнергоугля отчет о проделанной ранее работе на ниве обновления ММЭС, то его аргументация серьезно потеряет в весе. Нехватка финансирования оправдывает многое, но не все. Например, за предыдущие 5 лет в Украине было сдано в эксплуатацию всего 220 км ЛЭП. Поэтому намерения протянуть за следующие 5 лет в 8 раз больше высоковольтных проводов очень похожи на фикцию. Тем более что Укрэнерго, как заказчик, наоборот, имело привычку затягивать сроки выполнения работ, что, кстати, выливалось в экономические потери. По данным той же Счетной палаты сроки строительства подстанции "Киевская" продлевались трижды, строительство линии Симферополь – Севастополь с подстанциями в этих городах было пролонгировано на год, линии Ривненская АЭС – Киевская – на 2 года. Результатом таких проволочек стало увеличение суммарной стоимости перечисленных работ почти вдвое: планировалось потратить 961,5 млн грн – получилось более 1,8 млрд грн.

    Переплаты подрядчикам, поставщикам оборудования и услуг – это прямые потери, а есть еще и опосредованные. Энергогенерирующие мощности страны в последние годы работают лишь на 70-75% от своего потенциала. И одна из важнейших причин такой недозагрузки мощностей – непроходимость энергосетей. Возможно, пока тормозное действие этого фактора еще не ощущается остро, но с каждым годом оно будет только расти. Особенно в условиях увеличения как внутреннего потребления электроэнергии, так и ее поставок за рубеж. За первую половину 2011 года, например, экспорт увеличился на 17%, продажи внутри страны – на 3,2%. Поэтому вопрос об активном развитии ММЭС Минэнергоугля в принципе ставит правильно. Но при этом деликатно обходит тему неэффективного управления системами национальных энергосетей. А решить поставленную задачу можно лишь ответив на два вопроса одновременно.
    http://minprom.ua/articles/72979.html

    в связи с принятием Налогового кодекса, на Украине резко активизировалась работа теневой экономики. "Как результат, фактически весь 2011 год наблюдается повышенный спрос на наличную валюту. Согласно официальным данным НБУ только за январь-май 2011 года количество наличной валюты вне банковского сектора увеличилась более, чем в на 4,6 млрд долл. (за весь 2010 года этот показатель был всего 5 млрд долл.). Теневая экономика массово скупает валюту, так как она используется для финансирования ее бизнеса, - говорит эксперт. - Кроме теневой экономики Украина имеет проблему с внешней торговлей. Массовая закупка газа и нефти в России ведет, к тому, что Украине имеет большой дефицит внешней торговли. На текущий момент он уже больше 2 млрд долл., а на конец года может быть уже 5-6 млрд долл."

    Таким образом, время от времени, наблюдается превышение спроса на доллары над предложением на межбанковском валютном рынке. "В результате, НБУ приходится за счет золотовалютных резервов финансировать повышенный спрос на валюту. Это является очень настораживающим фактором, который вызывает опасение, что осенью-зимой может быть дефицит валюты в Украине. Вот поэтому для правительства очень важно дружить с МВФ, так как именно кредиты МВФ позволят покрыть дефицит валюты", - отмечает эксперт.

    А.Охрименко полагает, что до конца лета курс доллар/гривна будет относительно стабильным, а вот его дальнейшая судьба зависит от МВФ. "Если МВФ даст кредиты, то курс доллара на уровне 8 грн./долл. можно будет удержать и в 2012 году, если не даст, то можно ожидать девальвацию гривны. Как вариант ожидается курс доллара 8,3 грн./долл., но если проблему с МВФ усугубят, то курс может не устоять и вырасти до 9 грн.", - предостерегает он.

    По мнению эксперта, Украина не способна на текущий момент решить свои проблемы с валютой без денег МВФ. Он напомнил, что Украина уже не получила два очередных транша МВФ в результате невыполнения требований фонда. "Фактически судьба курса доллара зависит от того, как правительство будет выполнять требования МВФ и проводить сбалансированную внешнюю политику в вопросах торговли с Россией и ЕС", - уверен он.
    .....
    сохранение базовой привязки гривны к доллару будет означать дальнейшую девальвацию нашей национальной валюты вместе с долларом по расчетному торгово-взвешенному курсу к валютам основных торговых партнеров и золоту вместе с другими драгметаллами", - резюмировал А.Войтенко. Эксперт уточнил, что ближайшие риски для гривны на 4-6 мес смещены в сторону отметки 8,5 грн./долл.
    http://minprom.ua/articles/72775.html

    Украинцы тратят на питание почти 52% своих доходов, что является самым высоким показателем в Европе.

    Об этом сообщили в Государственной службе статистики.

    Для сравнения, в Европе обеспеченными считаются те граждане, которые в месяц тратят на еду менее 20% семейного бюджета.

    Так, в Люксембурге на еду население тратит 8,1% доходов, в Великобритании - 8,5%, Германии - 9,8%. Отстают в этом вопросе практически все страны бывшего СССР: молдаване отдают за продукты 40,8% своих зарплат, белорусы - 39,2%, а россияне - 28,8%.

    Еще одной из самых крупных статей расходов семейного бюджета рядового гражданина Украины является оплата жилищно-коммунальных услуг. За услуги ЖКХ население отдает ежемесячно каждую 11-ю гривну, или 9,3% от доходов. На покупку алкогольно-табачной продукции украинцы тратят больше, чем на отдых и образование вместе взятые (3,3% против 1,8% и 1,3% соответственно).

    Также в Госстате сообщили, что 0,2% наших сограждан имеют доходы ниже 300 грн/месяц. Каждый 50-й (2%) вынужден распределять семейный бюджет из расчета 300-480 грн/месяц, еще 6,5% имеют доходы от 480 до 660 гривен в месяц, а 13% живут на сумму 660-840 грн/месяц. Из таких данных следует, что каждый пятый гражданин Украины получает месячный доход, который даже не дотягивает до прожиточного минимума.
    http://censor.net.ua/ru/news/view/17...vrope__gosstat
    Последний раз редактировалось Приазовец_; 03.08.2011 в 16:23.

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •