http://www.kommersant.ua/doc.html?docId=1691377В НКРЭ снова не решились открыть путь к повышению тарифов на газ
Повышения цен на газ для населения и теплокоммунэнерго в текущем году не будет, сообщили в НКРЭ. В связи с этим правительству придется направить на покрытие дефицита НАК "Нафтогаз Украины" 10-12 млрд грн. Кроме того, эксперты предупреждают, что сохранение низких тарифов на газ может заблокировать любое сотрудничество Украины с МВФ, что крайне нежелательно в условиях сокращения резервов Нацбанка.
В Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ) не планируют до конца текущего года повышать тарифы на газ для населения и теплокоммунэнерго (ТКЭ), пообещал вчера глава НКРЭ Сергей Титенко. В то же время цены на газ для промышленных потребителей и бюджетных организаций и дальше будут расти – их пересмотрят по итогам III квартала с учетом прогнозной стоимости ввозимого газа в IV квартале.
Решение комиссии поддерживают руководители ТКЭ. "Это временная мера, которая позволит людям адаптироваться к повышению. Но следует понимать, что с созданием Нацкомиссии, которая контролирует вопросы тарифообразования, стоимость тепла будет приведена к экономически обоснованному уровню, а значит, тарифы будут расти. Поэтому правильно дать людям время осознать это",– говорит заместитель директора КП "Кировоградтеплокоммунэнерго" Владимир Куликов. Последний раз НКРЭ пересматривала стоимость газа для населения и теплокоммунэнерго в июле 2010 года, повысив ее сразу на 50%. Цены для ТКЭ выросли до 1309,2 грн за тысячу кубометров, а для населения, в зависимости от объема потребления и наличия счетчика,– до 725,4-2685,6 грн за тысячу кубометров. В III квартале Украина импортирует газ по цене 2822 грн за тысячу кубометров.
Если газ не подорожает, ТКЭ смогут улучшить уровень его оплаты поставщику – ДК "Газ Украины". "Людям нужно дать передышку, учитывая низкий уровень их доходов. Но нам тоже нужна такая финансовая передышка. Если для нас повысят стоимость газа, мы тут же будем вынуждены поднять тарифы на тепло, а это означает 10-15-процентное падение платежей зимой. По крайней мере можно рассчитывать, что в этот отопительный сезон уровень платежей останется прежним",– заявил директор КП "Ивано-Франковсктеплоэнерго" Аркадий Мережук. В 2010 году население заплатило 95,3% начисленных сумм за газ и 95,9% – за централизованное отопление и горячее водоснабжение.
Повышение тарифов на газ является одним из ключевых требований Международного валютного фонда (МВФ), выполнение которых необходимо для выделения Украине второго транша кредита на $1,5 млрд. Чтобы получить эти средства, власть обещала еще весной поднять цены на газ. Если первоначально планировалось, что в апреле тарифы для населения и теплокоммунэнерго вырастут на 50%, то впоследствии стороны договорились о компромиссе – двухэтапном повышении: с 15 апреля – на 20%, а с 30 июня – еще на 10%. Однако и эти обязательства не были выполнены, что стало одной из основных причин приостановки сотрудничества Украины и МВФ.
Отказ от повышения цен на газ для населения и ТКЭ не позволит удержать финансовый дефицит НАК "Нафтогаз Украины" на согласованном с МВФ уровне в 8,5 млрд грн. "Без повышения цены для населения по итогам года дефицит 'Нафтогаза' составит около 18 млрд грн",– отмечает экономист ИК Dragon Capital Елена Белан. По ее словам, самостоятельно привлечь недостающие средства компании будет не под силу: "Выходом из ситуации может быть либо прямое субсидирование компании из госбюджета, либо косвенное – путем выпуска гособлигаций". По расчетам исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, перенос повышения тарифов на 2012 год увеличит текущий дефицит НАК на $1,5 млрд (12 млрд грн).
Игнорирование требования МВФ может сделать невозможным получение осенью очередного транша кредита. О необходимости внешней поддержки говорит тот факт, что за май-июнь резервы НБУ снизились на $0,8 млрд. "Такое решение НКРЭ довольно непонятно, поскольку правительство уже выполнило большинство требований МВФ, в том числе одобрило непопулярную пенсионную реформу",– отмечает Елена Белан. "МВФ может согласиться на перенос повышения тарифов лишь в том случае, если правительство найдет средства, чтобы компенсировать растущий дефицит 'Нафтогаза' без увеличения дефицита госбюджета. Но все пути для этого – рост бюджетных поступлений и снижение расходов – сейчас маловероятны. Альтернативы возобновлению сотрудничества с МВФ пока нет",– уверен Олег Устенко. Однако в 2012 году повысить тарифы будет сложнее, чем сейчас, поскольку начнется подготовка к парламентским выборам, уточняет директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин.
http://money.comments.ua/2011/08/05/...t-gazovie.htmlПремьер-министр Николай Азаров настаивает на невозможности разорвать газовые соглашения с Россией в одностороннем порядке
Об этом он заявил в Печерском райсуде Киева в пятницу, давая показания по делу против Юлии Тимошенко.
Азаров сказал, что когда прочитал соглашение (заключенное Тимошенко), он «не мог себе представить, что такое соглашение могло быть санкционировано правительством Украины».
«Условия сделки делают практически невозможным односторонний выход из нее», - заявил действующий премьер.
http://money.comments.ua/2011/08/05/...t-gaz-388.htmlАзаров пророчит газ по $388
Цена российского природного газа, закупаемого НАК «Нафтогаз Украины», в третьем квартале 2011 года выросла до $348 за 1000 куб. м, а в четвертом квартале достигнет $388, спрогнозировал премьер-министр Николай Азаров во время заседания суда по делу экс-премьера Юлии Тимошенко
http://money.comments.ua/2011/08/10/...sa-spaset.htmlЭксперты советуют Нацбанку начать «ползучую» девальвацию гривни для минимизации последствий надвигающегося кризиса
Как сообщил «Комментариям» экс-руководитель Минфина Игорь Уманский, о нынешней нестабильности на мировых рынках знали давно, однако Нацбанк почему-то не решается на мягкую девальвацию гривни в качестве контрмеры против возможного обвала национальной валюты.
«На самом деле все ждали этого падения. Но мне кажется, что Нацбанк сейчас психологически не готов к девальвации гривни. Девальвацию ему надо было начинать еще с начала лета. Этого, к сожалению, не происходит. То, что рынки будут просаживаться, было понятно. То, что есть наши собственные риски – тоже было понятно. Почему не начали заранее создавать «подушку безопасности» – мне непонятно. Боюсь что это психологические моменты, упертость правительства в том числе – «гривня будет стабильной». Ничего хорошего в этой стабильности нет. К сожалению мы это уже на своем опыте узнали. Додержали до последнего курс 5грн./1$ , а потом были вынуждены обвалить до 8,5 грн./1$. Лучше плавная девальвация гривни, чем ее резкий обвал», – сказал он.
О необходимости провести мягкую девальвацию гривни сказал и директор Института экономики и прогнозирования НАНУ Валерий Геец.
«Я бы гривню постепенно девальвировал. Просто других инструментов быстрого реагирования нет. И для того, чтобы не допустить обвала, ее нужно в этих условиях девальвировать. В России эта тенденция уже обозначилась. Обвал вызовет значительно большую негативную реакцию, чем последовательная девальвация. Обвал вызовет шквал критики», – сказал он «Комментариям».
При этом Уманский высказал уверенность, что даже если бы падения на мировых биржах не было. Будущая осень все равно была бы для Украиной весьма тяжелой в финансово-экономическом плане.
«Осень для Украины даже независимо от паники на внешних рынках будет достаточно тяжела. В первую очередь, ввиду достаточно сложной ситуации с платежным балансом», – сказал он.
http://news.finance.ua/ru/~/1/0/all/2011/08/13/248289Компания ТНК-ВР рассматривает четыре варианта, связанные с будущим Лисичанского нефтеперерабатывающего завода. Об этом в интервью газете "Зеркало недели" сообщил исполнительный директор ООО "ТНК-ВР Коммерс" Феликс Лунев.
"У нас все еще есть четыре сценария развития событий с НПЗ. Первый предусматривает запуск перерабатывающих мощностей в режиме частичной загрузки, когда условия на рынке будут благоприятными, а работа завода экономически целесообразной. Второй сценарий - остановка завода на шесть месяцев. По третьему сценарию завод будет стоять три года. Согласно четвертому НПЗ будет закрыт навсегда. Все зависит от того, будет ли нам выгодно заниматься этим бизнесом", - сообщил Лунев.
По его словам, завод работает практически в ноль: "Выйти на минимальную положительную маржу заводу удалось только благодаря давальческой переработке. Если бы мы не имели этой возможности, завод пришлось бы закрыть. Без давальческой переработки мы были бы в убытке... Поэтому говорить об изменении позиции компании не приходится".
Исполнительный директор также подчеркнул, что Лисичанский НПЗ с конца июня отгружает на украинский рынок только бензины Евро-4. "Мы также намерены двигаться к стандарту Евро-5 и увеличивать глубину переработки нефти. Однако эти проекты требуют значительных инвестиций, и их реализация будет зависеть от того, насколько прозрачным, стабильным и конкурентным будет украинский рынок нефтепродуктов", - отметил Лунев.
http://hvylya.org/analytics/economic...-na-peske.htmlВчера из Администрации Президента послали мощный сигнал оптимизма в лице первого заместителя главы АП Ирина Акимовой. Государство устами чиновника вновь попыталось создать иллюзию, что Украина готова к кризису, а, значит, не нужно нервничать. А волноваться, как раз, нужно.
Главная суть мессиджа Акимовой была до банальности проста – нам не страшен страшный кризис, потому что:
А) Нацбанк готов встретить непредвиденную ситуацию (правда, как ее можно встретить, если она непредвиденная). По мнению, Акимой готовность НБУ, прежде всего, заключается в большем запасе валютных резервов. «Они в Нацбанке немалые. Там хороший запас прочности», - уверена Акимова. Правда, в 2008 году у Украины были большие запасы ЗВР, да и экономика еще не была ослаблена кризисом, но это как бы Акимова опустила.
Б) Вторым столпом железобетонной уверенности Акимовой является, конечно же, вера, что МВФ и другие международные институты нам помогут. «А сейчас у нас ведется нормальная работа с Международным валютным фондом, мировым банком, Европейским банком реконструкции и развития», - утверждает она. Правда, Акимова опять-таки упустила из виду постоянные угрозы МВФ прекратить давать кредиты из-за того, что правительство постоянно вынуждено лавировать между неолиберализмом и популизмом. Мы уже не говорим о заявлениях премьера Николая Азарова, что сегодня занимать опасно и, мол, Украина сама способна решить
В) Еще один столп стабильности - координация фискальной и монетарной политики, то есть координация между НБУ и правительством. Это, конечно же, еще один мощный аргумент, который остановит кризис.
Посмотрим на заявление Акимовой циничными глазами людей, которым говорили, что все будет хорошо в начале 90-х, потом в 1998-м, потом в 2008-м. Особенно, в 2008-м, потому что тогдашние глупые заявления и действия власти на памяти любого более-менее серьезного аналитика.
Утверждение Ирины Акимовой о том, что Украина безболезненно пройдет через вторую волну кризиса, лишь скрывают слабую аналитическую базу администрации.
Вторая волна кризиса уже началась, и Украина уже понесла, пока неявные общественности, потери.
Во-первых, хваленые золотовалютные резервы НБУ автоматически теряют ценность, поскольку рыночная стоимость облигаций европейских стран, от Испании до Франции и Германии сокращается, а риск дефолта по ним измеряемый кредитно-дефолтными свопами, быстро растет. А, ведь именно в последние годы НБУ так старательно диверсифицировал свои резервы в евровые инструменты, составляющие сейчас 28 процентов.
Потери по евровым инструментам только начинают проявляться, например, в результате паники последних 2 месяцев итальянские гособлигации потеряли 21% рыночной стоимости. Конечно, Италия не первоклассный эмитент в еврозоне, с рейтингом АА-, однако тренд обесценения евровых инструментов отчетливо виден всем, кроме администрации президента и НБУ.
Во-вторых, в следующие 12 месяцев Украина сталкивается с рекордно высоким краткосрочным внешним долгом, $51 млрд. Конечно, краткосрочный долг сектора госуправления пока мал, лишь $4.2 млрд., однако корпоративный долг окажет существенное влияние на валютный рынок и способность НБУ контролировать ситуацию.
В-третьих, кризис суверенного долга в еврозоне инфицирует Украину через канал евробанков. Например, во время трудностей на домашних рынках банки Италии, Греции, Франции под давлением своих правительств будут вынуждены поддерживать рынки госдолгов своих стран. Делать это они будут, сжимая ликвидность в своих внешних подразделениях, в том числе украинских. По сути евробанки "позовут" ликвидность из Украины на свои домашние рынки, всего порядка $18 млрд., по данным базельского Банка Международных Расчетов.
Это позволяет со всей ответственностью заявить, что Администрация Президента не понимает серьезности рисков, с которыми сталкивается Украина во второй волне кризиса - волне суверенных банкротств. Суровая реальность следующих 6 месяцев развеет детский лепет про достаточный запас прочности украинской экономики в прах.


