ВАЛЬКО КРАВЧЕНКО
УКРАИНСКИЙ Севастополь
Миклухо-Маклай: "Я с гордостью Чувствую себя УКРАИНСЦЕМ"
Сколько поэтов, писателей, художников, ученых называются в России крупными российскими поэтами, учеными и т.д., которые действительно были большими, но отнюдь не русскими! Сколько талантов других народов, в частности украинского, Россия выдавала и продолжает выдавать за свои.
Вот взять такой случай. «Советский энциклопедический словарь» 1987 года издания подает:
«Миклухо-Маклай Ник. Ник. - Русск. этнограф ... »
Но так ли это на самом деле?
Везде, куда бы ни забрасывала судьба, Николай Миклухо-Маклай возил с собой три книги: повесть Гоголя «Тарас Бульба», томик стихов Мицкевича и трагедии Гете «Фауст». Это были не просто любимые произведения, они значили для великого путешественника много больше.
Дядя его, старший брат отца, в молодости дружил с Гоголем, который очень интересовался историей их семьи. Их дальний предок Охрим Макуха куренным атаманом Войска запорожского. Вместе с ним за освобождение Украины из-под гнета польской шляхты под флагом Богдана Хмельницкого воевали трое его сыновей. Один из них влюбился в благородную барышню и перешел на сторону поляков в осажденную казаками крепость. Братья его похитили оттуда, хотя один из них при этом погиб, и отец собственноручно казнил предателя. Вот так у Гоголя и появились знаменитые слова Тараса Бульбы:
«Я тебя породил, я тебя и убью». А Миклуха-Маклай называл себя «потомком Тараса Бульбы».
Правнук Охрима Макухи Степан Макуха, прадед путешественника, имел прозвище «Махлай», т.е. «лопоухий». За отличие при получении Очакова в 1772 году, где он командовал конной казачьей сотней, Степан Макуха получил чин хорунжего и российское дворянство, был вызван в Петербург, и сама «чертова баба» Екатерина 2 преподнесла ему дворянскую грамоту и повесила на шею боевой орден Владимира первой степени. После этого писаться в документах «лопоухий» было совсем неудобно, да и фамилия «Макуха» было что-то не того на дворянское ухо. И Степан начал подписываться - «Миклуха-Маклай».
Мать путешественника была дочерью врача-немца, подполковник в отставке, вступившего в российской армии в 1812 году, чтобы воевать против Наполеона, и, женившись на полячкой, шляхтянкой, остался в России. Тот врач происходил из одного рода с Гете, а его жена была родственницей Мицкевича. Сам Николай Миклуха-Маклай был троюродным племянником Гете и племянником Мицкевича. О себе он говорил: «Моя лицо является живым примером того, как благополучно соединились три исконно враждебные силы.
Пылкая кровь запорожцев мирно слилась с кровью их, казалось, непримиримых врагов, гордых ляхов, разбавленная кровью холодных немцев ».
Только русской крови в нем не было, хотя и прозванный он великим русским путешественником. Ну, это же у россиян «в порядке вещей». Вспомним хотя бы «великого русского путешественника» - Беллинс-Хаузен, или «великого русского ученого-лингвиста» Бодуэна де Кур-теней (звучит - чисто по-русски).
Находясь в Океании, Миклуха Маклай записал в дневнике. «Я с гордостью чувствую себя украинский». В Австралии живут трое внуков Миклухи-Маклая (он женился на дочери премьер-министра Нового Южного Велзу). В их дома висит портрет деда в красочной украинской вышивке.
После Гоголя ближайшее Мнклуси-Маклаю из украинских писателей был Шевченко. В уважении к Кобзарю его воспитал отец, который, в свою очередь, с творчеством Тараса Григорьевича был знаком с детства. Он имел рукописные списки поэм Шевченко «Катерина» и другие. Сестра путешественника Ольга писала в своих воспоминаниях: «В субботу у нас обычно устраивали литературно-музыкальные вечера. По очереди читали стихи под мамину музыку - она подбирала мелодию и наигрывала ее на фортепиано. Звучали произведения Гете, Мицкевича, Жуковского, Шевченко, Некрасова, Пушкина, Алексея Толстого. Папа вдохновенно читал «Гайдамак».
Начальник Петербургской пассажирской станции и вокзала инженер-капитан Николай Ильич Миклуха-Маклай в 1856 году был уволен с должности за то, что он направил ссыльному Шевченко 150 руб, что было признано недопустимым: человек, находящийся на государственной службе, царской почтой посылает деньги царском узнику. Николаю, будущему путешественнику, тогда было 11 лет. В зрелом возрасте в своих философских записях он анализировал поэму Шевченко «Кавказ», преисполненная сочувствия к народам Кавказа - чеченцев и других, которые боролись за свою свободу. Ему была близка эта поэма, потому что он сам сочувствовал всем народам, в частности тем, которые жили на его «берегу Миклухи-Маклая».
Впервые Миклуха-Маклай посетил Крым в мае 1869г., Возвращаясь из научных исследований на Красном море.
В 1886 году в Ливадии просил Александра III, чтобы Россия взяла тех туземцев под свою опеку. Император обещал подумать, и впоследствии на представлении путешественника появилась резолюция: «Миклухо-Маклаю отказать». Великий русский ученый Николай Иванович Вавилов в 1937 году, перед тем, как был арестован большевиками, писал о Миклухо-Маклая и Украину: «За страной, которая родила его физически и духовно, навеки закрепилось право зачинателькы гуманизма».
Н. Н. Миклуха-Маклай был инициатором создания в Севастополе морской биологической станции, ныне это Институт биологии южных морей Национальной Академии Наук Украины. Перед зданием этого института стоят памятники Миклуси-Маклаю и первому директору биологической станции Александру Онуфриевичу Ковалевскому (белорусу.
К содержанию книги "УКРАИНСКИЙ Севастополь"