Показано с 1 по 17 из 17

Тема: Юбилей Т-34

Комбинированный просмотр

  1. #1
    Астронавигатор Аватар для Ястребок
    Регистрация
    24.12.2008
    Адрес
    Светлое Будущее
    Возраст
    42
    Сообщений
    6,682
    Вес репутации
    237

    По умолчанию

    Немного анатомии Т-34/85 если не против






    Внимание! Рой метеоритов по касательной!

  2. 4 Сказали спасибо Ястребок:

    Igrun (04.04.2010), Mariner (05.04.2010), zlin (03.04.2010), МОСКАЛЬ1968 (03.04.2010)

  3. #2

    По умолчанию Немного о Т-34-76

    В первой половине 1942 года выпуск танков Т-34 осуществлялся на трех заводах:
    - №183 в Нижнем Тагиле;
    - №112 "Красное Сормово";
    - Сталинградский Тракторный завод.
    В июле 1942 года ГОКО дал задание Челябинскому Кировскому заводу приступить к выпуску Т-34. 22 августа первые "тридцатьчетверки" покинули цеха ЧКЗ, производство которых на этом предприятии продолжалось по март 1944 года. 28 июля 1942 года постановлением ГОКО №2120 Уралмашзаводу поручили организовать производство танка Т-34. Серийный их выпуск начался в сентябре 1942 года.В 1942 году к производству танков Т-34 подключился и завод №174 имени К.Е.Ворошилова, эвакуированный из Ленинграда в Омск.


    Из-за потери многих смежников танкостроителям приходилось проявлять чудеса изобретательности.Незыблемыми оставались только ТТХ танка, в деталях же танки разных заводов-изготовителей существенно отличалисьС первых дней выпуска в конструкцию танка стали вноситься многочисленные изменения, целью которых было, по возможности, упростить и ускорить производство. В конструкцию Т-34 в год вносилось до 3,5 тысяч крупных и мелких изменений. До конца 1941 г. были внесены 770 изменений, упрощавших изготовление деталей, полностью отменена 5641 деталь (1265 наименований). Более чем в три раза была снижена трудоемкость обработки броневых деталей. Свои изменения вносил и каждый завод производитель. Таким образом, внешне (а лучше сказать, именно внешне) можно было в ряде случаев отличить танки выпуска различных годов и разных заводов. В отношении Т-34 у нас не принято было как, например, в Германии в то время относить танки разных серий к различным модификациям. В нашей литературе различают танки образцов 1940,1941,1942, 1943 гг. Имеются в виду в данном случае Т-34, вооруженные 76-мм пушкой. Теперь их принято обозначать как Т-34-76.
    Поэтому мы сегодня можем видеть в кадрах кино и фотохроники, на постаментах некоторые внешние отличия в машинах.
    К примеру: ряд различных по форме танковых башен.Ранние Т-34 имели двухместную сварную башню вытянутой шестигранной формы, тесную и с недостатком наблюдательных приборов у командира.На крыше башни находился один большой люк трапециевидной формы. "Тридцатьчетверка", безусловно, превосходила в начале войны все танки противника по вооружению. Противооткатные приспособления пушки были защищены оригинальной и только этому образцу танка свойственной бронировкой. Башня танка сварная из катанных броневых листов, боковые и задние стенки имели угол наклона к вертикали 30". В боковых стенках монтировались смотровые приборы, а в кормовой стенке башни имелась съемная, установленная на болтах броневая накладка. Она закрывала прямоугольное отверстие, через которое проводилась смена ствола пушки. Опыт боев показал, что это было уязвимым местом и впоследствии задняя стенка башни делалась сплошной. Замена ствола пушки стала осуществляться при поднятии кормы башни над корпусом.



    Башня с одной общей крышкой люка, что обуславливалось установленной тогда технологией демонтажа орудия(через люк) при эксплуатации. Была неудобна для экипажа.

    Танки Т-34, выпускавшиеся с конца лета 1942 года, получили новую башню, так называемой "улучшенной" формы (впрочем, не менее тесную, чем предыдущая) с двумя круглыми посадочными люками в крыше, увеличенный боекомплект, башенный вентилятор, десантные поручни, наружные топливные баки цилиндрической формы и много других более мелких новинок.Из-за характерной формы, такие башни были известны как «шестигранные» или «башни-гайки».


    Слева направо: 1.Штампованная башня производства Уралмашзавода,с октября 1942 по март 1944 года их выпустили 2050 единиц.Верхняя часть такой башни изготавливалась целиком, за исключением маски орудия, штамповкой из 45-мм листа. Существенных отличий от сварных или литых башен штампованная не имела, однако внешне башни такого типа легко отличимы по скруглённым верхним граням. 2.Литая башня обр.1942г.. Стенки такой башни отливались целиком, а состоявшая по-прежнему из катаных броневых листов крыша — приваривалась к ней. Поскольку литая броня при равной толщине с катаной обладает меньшей снарядостойкостью, для сохранения защиты на прежнем уровне толщина стенок была увеличена до 52 мм. В остальном литые башни были по конструкции идентичны сварным. Производство литых башен к Т-34 продолжалось параллельно со сварными вплоть до окончания его выпуска. 3.Ещё одним существенным изменением во внешнем виде,стало введение к 1943 году командирской башенки цилиндрической формы, устанавливавшейся на крыше башни. Однако поскольку командир танка был занят обслуживанием орудия, башенка оказалась для него практически бесполезной и повсеместного распространения не получила.




    Слева направо: 1. Эта башня за свою форму получила у танкистов прозвище "пирожок". 2. С открытыми люками эта башня у немцев получила прозвище "Микки-Маус".(для нас в то время Микки-Маус был неизвестен).


    Слева направо: 1. Танк с наружными баками, коробчатой формы,расположенными сзади.2. Наружные баки сзади. 3. Т-34-76 с наружными баками цилиндрической формы, ставшими "визитной карточкой" .
    С каждого борта ходовая часть состояла из пяти больших сдвоенных опорных катков диаметром 830 мм, направляющего колеса ( ленивца) и расположенного сзади ведущего колеса. Конструкция опорных катков могла существенно отличаться в зависимости от завода-производителя и года выпуска: использовались штампованные или литые катки, обрезиненные или с внутренней амортизацией, а выпущенные СТЗ летом 1942 года — и вовсе без амортизации.







    Слева направо: 1. Опорный каток с резиновым бандажом. 2. Опорный каток без бандажа. 3. Ведущее колесо с резиновым бандажом.В дальнейшем от бандажа отказались полностью.
    Последний раз редактировалось AlexVas44; 15.06.2010 в 00:02.

  4. 6 Сказали спасибо AlexVas44:

    Igrun (15.06.2010), Mariner (15.06.2010), Misantrop (14.06.2010), Андрей 1 (14.06.2010), Егорий (15.06.2010), Ястребок (16.06.2010)

  5. #3
    Химик-скептик Аватар для Zed
    Регистрация
    15.01.2009
    Адрес
    Энск, Академ.
    Возраст
    59
    Сообщений
    22,322
    Записей в дневнике
    3
    Вес репутации
    719

    По умолчанию

    Ээээ...

    Цитата Сообщение от AlexVas44 Посмотреть сообщение
    В июле 1942 года ГОКО дал задание Челябинскому Кировскому заводу приступить к выпуску Т-34.
    Можно ссылку на источник?
    Мой дед в те самые годы работал на том самом ЧТЗ. В должности начальника ОТК одного из цехов танкового производства. Ни разу не упоминал про "ЧКЗ". "Кировские" цеха, эвакуированные на площадку ЧТЗ с Путиловского - да, про них говорил неоднократно, они были и есть. И сейчас те цеха называются "Кировскими", хотя начинка несколько раз поменялась уже. Но "ЧКЗ" - это немного нетрадиционно... Хотелось бы видеть подтверждения. Просто хочу для себя уяснить ситуацию.
    Последний раз редактировалось Zed; 16.06.2010 в 09:09.
    And another one's gone and another one's gone and another one bites the dust!

  6. #4

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Zed Посмотреть сообщение
    Ээээ...

    Цитата Сообщение от AlexVas44 Посмотреть сообщение
    В июле 1942 года ГОКО дал задание Челябинскому Кировскому заводу приступить к выпуску Т-34.
    Можно ссылку на источник?
    "ЧКЗ" - это немного нетрадиционно... Хотелось бы видеть подтверждения. Просто хочу для себя уяснить ситуацию.
    К сожалению, ссылки после подбора материала удалил. Для меня тоже -ЧКЗ звучит непривычно.Во время учёбы в Челябинске, посещения ЧТЗ - такой аббревиатуры не всплывало, хотя эвакуация Ленинградского кировского на ЧТЗ секретом не была.
    Вот навскидку пара ссылок об этом факте:
    http://www.tractorsinfo.ru/factory/chtz_uraltrac.html
    http://petrysha.narod.ru/1_1_2_07_05nau.htm
    Если желаете узнать больше,"копните" историю ЧТЗ.

    Вот по этой ссылке найдёте Постановление ГОКО:
    http://gym6.narod.ru/5/61/istor.htm
    Последний раз редактировалось AlexVas44; 16.06.2010 в 16:53.

  7. #5

    По умолчанию

    Помимо массы серийных заводских изменений конструкции, нередко, народные умельцы своими силами до оборудовали и переоборудовали технику:

    Речь идет об использовании опорных катков немецкого танка "Пантера" на наших знаменитых Т-34. "Зачем?" - спросите вы. Однако пока конкретным ответом на этот вопрос автор не располагает. Скорее всего, нашими наступающими частями было захвачено большое количество запасных опорных катков для "пантер" и какой-то русский умелец решил найти им достойное применение. Приводимые снимки были сделаны на 4-м подвижном танкоремонтном заводе (ПТРЗ) зимой 1944-1945 годов. Как видно, катками от "Пантеры" было оснащено как минимум три танка Т-34. К сожалению, неизвестно ни какое количество тридцатьчетверок было переобуто таким образом, ни фамилия автора этой идеи. Можно сказать лишь то, что подобные работы на 4-м ПТРЗ велись.

    Продолжение этой любопытной истории удалось обнаружить в материалах Научно-испытательного полигона в Кубинке. В частности, был найден отчет, озаглавленный "Испытание катков танка T-V на Т-34-85". Приведем выдержки из этого документа:

    "Испытания проводились с 23 марта по 10 апреля 1945 года. Цель испытаний - возможность использования опорных катков T-V на Т-34-85. Катки T-V были приспособлены для Т-34-85 в конструкторском бюро НИИБТ полигона (установлены вместе с серийными катками Т-34-85). После этого танк прошел 604 км плюс специальные испытания - преодоление косогоров, скатов и т. д. Выводы: 1. Опорные катки T-V обладают более низкой надежностью, чем у Т-34-85 серийные. Произошедшие поломки опорных катков являются следствием их большей нагруженности. Монтаж катков T-V на Т-34-85 может быть осуществлен средствами войсковой ремонтной части".

    Вполне возможно, что испытания на НИИБТ полигоне проводились с подачи командования 4-го ПТРЗ, которое могло обратиться в вышестоящие инстанции с таким рационализаторским предложением. Но скорее всего опыт установки катков "Пантеры" на Т-34 не получил широкого распространения. С определенностью можно сказать лишь то, что несколько тридцатьчетверок были оснащены "пантеровскими" катками и участвовали в боях.
    Танкомастер_№ 1 - 2000







    такие вот дела : )

  8. Сказали спасибо uzer1100 :

    Misantrop (30.07.2010)

  9. #6

    По умолчанию Т-34 в развитии

    Модернизированный образец Т-34М.


    Весной 1940 г. танк Т-34 был принят на вооружение РККА и запущен в серийное производство . Но проведенные в апреле-сентябре 1940 г. войсковые испытания первых двух серийных Т-34, выполненные по новой программе, выявили у серийных танков столько недостатков, что их боевая ценность была поставлена под сомнение. Казалось, в них не было ни одного узла, который в ходе испытаний не сломался бы.
    Добавили сомнений совместные испытания серийного Т-34 и двух немецких танков PzKpfw III, закупленных в Германии в 1939 г.
    В башне Т-34 с трудом размещались два танкиста, один из которых совмещал функции командира танка и командира орудия, а в ряде случаев еще и командира подразделения. В башне же немецкого танка без проблем помещались три члена экипажа. Лучше показала себя немецкая машина и в плавности хода, она гораздо меньше шумела ,имела более удачную подвеску , хорошее качество оптических приборов, удобное размещение боекомплекта и радиостанции, наличие командирской башенки, хорошее качество двигателя и трансмиссии.
    Согласно распоряжениЮ Комитета Обороны при СНК СССР от 7 октября, в КБ ХПЗ осенью развернулись работы над танком Т-34 капитальной модернизации. Этот танк представлял собой своеобразный гибрид из Т-34 и немецкого PzKpfw III. При реализации проекта конструкторы надеялись одним ударом убить все притязания военных и потому старались угодить им во всем. Специально для этого танка был спроектирован вариант дизельного двигателя В-5 мощностью 600 л.с.
    Для улучшения обитаемости танк был перекомпонован. Водитель танка перекочевал в нем с левой стороны отделения управления на правую, соответственно стрелок занял место слева от него. Танк получил трехместную башню с погоном 1700 мм, которую требовали военные, оборудованную к тому же наблюдательной башенкой со скрываемыми смотровыми приборами. Радиостанцию из башни перенесли в корпус танка , это позволило немного увеличить боекомплект .






    Проект казался столь хорошим, что в феврале 1941 г. он был одобрен КО при СНК и ЦК ВКП(б).Казалось, еще немного и танк, наконец, увидит свет, но камнем преткновения для него стал двигатель В-5, который так окончательно и не построили. В связи с резко возросшим производством танков Т-34, работы по танку Т-34М были практически прекращены.

    При эвакуации из Харькова в Нижний Тагил отправили 5 башен (полностью собранных и с вооружением), 2 бронекорпуса с подвеской, но без двигателей и три неукомплектованных корпуса. Из Мариуполя вывезли около 50 почти законченных башен ...Сведений об испытаниях танка нет. Похоже, что танк так и остался на чертежах , в макете и в отдельных сборочных узлах.





    Опытный образец Т-43

    По инициативе А.А. Морозова во второй половине 1942 года были начаты работы по проектированию нового танка, которому было присвоено условное наименование Т-43. В основу этого проекта легли разработки, сделанные для танка Т-34М. Кроме того, в танке предусматривалось:

    * применение пятискоростной КПП;
    * установка на основной башне командирской башенки;
    * упрощение конструкции корпуса с целью облегчения условий автоматической сварки;
    * увеличение емкости топливных баков;
    * применение торсионной подвески и др.

    Проект танка даже по тем меркам был выполнен довольно быстро, и уже в третьем квартале 1943 года завод изготовил опытный образец танка Т-43. Дальше опытного образца танк Т-43 не пошел, т.к. большого скачка по характеристикам по сравнению с Т-34 получено не было, а изменений было много.




    В обоих случаях место водителю решили определить справа по ходу машины . Что такой компоновкой улучшается - неизвестно.Позже это на отечественных танках не применялось.
    Последний раз редактировалось AlexVas44; 31.07.2010 в 09:56. Причина: Правка текста.

  10. Сказали спасибо AlexVas44 :

    Misantrop (04.08.2010)

  11. #7

    По умолчанию

    Весной-летом 1940 г., после окончания советско-финской войны, военное руководство СССР занялось очередным реформированием системы артиллерийского, танкового и авиационного вооружения РККА. В наибольшей степени грядущие перемены коснулись артиллерийского вооружения танков, прежде считавшегося более чем достаточным.

    По инициативе Председателя Совета Обороны С.Тимошенко, направившего 13 июня 1940 г. в ЦК ВКП(б) и СНК СССР докладную записку о "...недостаточной мощности вооружения новых танков KB и Т-34, а также иных образцов перспективных танков, находящихся в проектировании", 27 июня было назначено специальное заседание СНК и ЦК ВКП(б), посвященное этому вопросу.

    Именно на этом заседании 45-мм танковые орудия были признаны неперспективными, и для их замены предлагалось разработать 55-60-мм танковые пушки нормальной и увеличенной баллистики.

    Поскольку разработкой 57-мм противотанковой пушки большой мощности уже занималось ОКБ № 92 (В.Грабин), ему же был сделан заказ на танковые пушки аналогичного калибра. Эскизный проект 57-мм танковой пушки большой мощности для вооружения танка Т-28 был выполнен ОКБ № 92 в инициативном порядке еще до упомянутого заседания. Инициативу поддержал маршал Г. Кулик, а после открытия заказа ГАУ, в сентябре 1940 г. началось изготовление опытного экземпляра.

    Однако до декабря 1940 г. работы по новой пушке шли крайне медленно, так как завод и КБ были заняты доработкой и освоением массового выпуска 76-мм танкового орудия Ф-34. В начале декабря опытный образец был изготовлен и допущен до первого этапа испытаний. Заводские испытания на полевом лафете пушка проходила с середины декабря 1940 г. до конца марта 1941 г., а в апреле установленная в башню танка Т-34, взамен Ф-34, поступила на АНИОП.

    Но испытания на АНИОПе показали малую живучесть орудия (наблюдался сильный разгар ствола после производства 100-150 выстрелов) и недостаточную кучность стрельбы. После переработки конструкции ствола орудия, вызванного введением флегматизатора и изменением крутизны нарезки, в июле 1941 г. пушка в танке Т-34 испытывалась на Софринском полигоне. Ввиду крайней необходимости в противотанковых пушках большой мощности, ЗИС-4 была принята на вооружение "танков-истребителей" и с середины июля 1941 г. приказом НКВ поставлена в валовое производство на заводе № 92. После унификации конструкции ЗИС-4, она отличалась от Ф-34 только более длинной трубой ствола, клином затвора и грузом на люльке (противовесом) для уравновешивания.

    Производство ЗИС-4 велось недолго (скорее всего - только в августе и сентябре), а 1 декабря 1941 г., ввиду трудностей производственного характера и недостатка боеприпасов, выпуск всех артсистем калибра 57-мм ЗИС-2 и ЗИС-4 был законсервирован.

    Всего по отчету Наркомата Вооружений завод № 92 выпустил в течение 1941 г. 133 (или 131) 57-мм танковых орудия ЗИС-4.

    Пять пушек первой серии было передано КБ завода № 183 (Харьковский завод им. Коминтерна) для установки на опытные танки А-43 и А-44. Одна ЗИС-4 осталась в распоряжении Артуправления. Для вооружения серийных танков с 1 августа 1941 г., до эвакуации ХПЗ получил 21 шт. ЗИС-4, в то же время 20 орудий досталось СТЗ. Начиная с 1 октября 1941 г. производством "танков-истребителей" с планом выпуска 100 шт. до конца года должен был заниматься завод 112 ("Красное Сормово"), но в его отчетах статистики по данному виду продукции пока не обнаружено.
    Боевое применение

    "Танки-истребители" приняли участие в битве под Москвой. В частности, в составе 21-й танковой бригады, сформированной во Владимире, было 10 машин указанного типа. 14 октября танковая бригада выгрузилась в районе ст. Демидово и на следующий день получила приказ наступать по маршруту Турчиново, Пушкино, Трояново с целью нанесения удара во фланг Калининской группировки немецких войск. Особенно в данных боях отличился старший политрук Гмыря, танк которого вышел из района Турчиново на Волоколамское шоссе в момент, когда по нему двигалась большая колонна немецких автомобилей с войсками. Уничтожив колонну, длиной около 2-3 км, танк ворвался на немецкий аэродром, где расстрелял из орудия тяжелый бомбардировщик. Затем огнем орудий противника и самолетов танк был подбит, но политрук Гмыря и сержант Ищенко с боем вышли к своим войскам. За 4 дня боев бригада уничтожила 3 штаба, до 1000 солдат, 34 танка, 210 автомашин, 25 ПТО, 6 "термитных орудий" и др. В боях погиб командир танкового полка бригады Герой Советского Союза майор Лукин и командир 1-го батальона, Герой Советского Союза, капитан Агибалов. К 25 ноября все "танки-истребители" в бригаде были потеряны.

    Имеется также упоминание, что 8 танков Т-34, вооруженных 57-мм пушками, но без боеприпасов, поступили 19 октября 1941 г. в состав 8-й танковой бригады Калининского фронта. Подробностей о боевом применении этих танков в составе 8-й танковой бригады пока не обнаружено.

    После замораживания производства ЗИС-2 и ЗИС-4, в начале 1942 г. ОКБ № 92 создает новое 57-мм орудие ИС-1, отличающееся от ЗИС-2 трубой ствола, укороченной до длины кожуха орудия ЗИС-22 (Ф-22УСВ). По традиции В.Грабин тут же предложил танковую версию пушки, названную ИС-1-1. Но в то время переход на калибр 57-мм не давал особых выгод перед 76-мм пушками и орудие, выпущенное в количестве 5 шт. (в танковом и противотанковом варианте), осталось в разряде опытных.

    Вспомнили о 57-мм пушках ЗИС-2 и ЗИС-4 в 1943 г., когда 57-мм пушки стали единственными освоенными артсистемами, способными противостоять новым немецким тяжелым танкам.

    В мае 1943 г. на вооружение советской армии вновь были приняты танки "Т-34 танк-истребитель" и "KB танк-истребитель", вооруженные 57-мм пушкой ЗИС-4М. Новая пушка отличалась от ЗИС-4, производившейся в 1941 г., рядом упрощений, введенных в конструкцию Ф-34 в 1941-43 гг., а именно:

    1.) введен затвор, унифицированный с затвором Ф-34, ЗИС-2, ЗИС-3 и ЗИС-5;

    2.) упрощен механизм полуавтоматики;

    3.) изменено крепление муфты в люльке. Орудие ЗИС-4М не предусматривало использование перископического прицела и потому "танки-истребители" одними из первых вместо панорамного прицела получили перископ типа МК-4. Командирской башенки танки, судя по сохранившемуся описанию, не имели. Специально для борьбы с немецкими тяжелыми танками в боекомплект ЗИС-4М был введен "бронебойный выстрел повышенной мощности" с начальной скоростью снаряда по паспорту 1000 м/с (фактически - 1010 м/с). Однако ресурс орудия с данным выстрелом резко снизился, в войсках было зафиксировано несколько случаев раздутия труб ствола и вскоре после выпуска небольшой партии данных боеприпасов (не более 2800 выстрелов), они были сняты с вооружения и изъяты из войск.

    Новые "Т-34 танки-истребители" прибыли на фронт в августе 1943 г. в составе "особой танковой роты 100". Рота имела три "танка-истребителя", входивших в первый взвод. Танки роты проходили фронтовые испытания с 15 августа по 5 сентября 1943 г. Однако "танкам-истребителям" не повезло, В течение трех недель, пока рота находилась в действующей армии, немецкие танки были встречены всего один раз, причем "танки-истребители" в этот момент были в резерве и не смогли продемонстрировать свою эффективность против немецкой брони. Тем не менее, командир танковой роты, капитан Волосатов и представитель ГАБТУ инженер-полковник Зайцев, дали танкам высокую оценку по результатам стрельб по подбитым и брошенным вражеским машинам, а также амбразурам ДЗОТ.

    Единственным недостатком 57-мм танковой пушки ЗИС-4М, который отмечали все, принимавшие участие в испытаниях, было крайне плохое качество осколочных снарядов (неоднократно отмечались неполноценные разрывы или их полное отсутствие).

    В течение 1943 г. заводом № 92 было выпущено 172 орудия ЗИС-4М, после чего более перспективным для танков был признан переход на калибр 85-мм. Однако по отчету завода за 1944 г. им было отгружено еще 19 шт. ЗИС-4М, выпущенных, видимо, для ремонта уже стоявших на вооружении танков.

    В 1944 г. интерес к Т-34-57 угас, так как переход на калибр 85-мм казался более перспективным.
    И в заключение хочется отметить, что ходят упорные слухи о сохранившемся экземпляре танка Т-34-57, который стоит где-то в Нижнем Тагиле на постаменте.
    © Танкомастер

    Т-34 с 57-мм пушкой ЗИС-4



    Т-34 с 57-мм пушкой ЗИС-4 командира танкового полка 21-й танковой бригады ГСС майора Лукина, подбитый у деревни Тургиново 17 октября 1941 года





    ебай


  12. Сказали спасибо uzer1100 :

    Misantrop (04.08.2010)

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •