-
*
- Вес репутации
- 0
Уже в 1944 году стало очевидно, что Т-34-85 уступает по вооружению немецкому танку "Пантера". На повестку дня был поставлен вопрос о назревшем перевооружении "тридцатьчетверки". Причем речь идет не о модификации Т-34-85, вооруженной 85-мм пушкой, а об установке на "тридцатьчетверку" еще более мощных артсистем...
Задание на установку 100-мм пушки в штатной башне Т-34-85 получили ОКБ № 9 и отдел 520 завода № 183 уже в июле 1944 года. Однако, эскизная проработка проекта показала, что штатного "тридцатьчетверочного" башенного погона диаметром 1600 мм для этого недостаточно. Заимствовать же погон диаметром 1850 мм от тяжелого танка ИС не представлялось возможным из-за необходимости изготовления совершенно нового корпуса.
Тем не менее, конструкторы горьковского ОКБ № 92 во главе с А.Савиным осуществили довольно успешную попытку установки орудия такого калибра в штатную башню Т-34-85. Они предложили для этого 100-мм пушку ЗИС-100, разработанную на основании конструкции серийного 85-мм орудия ЗИС-С-53. Испытания ЗИС-100, впрочем, прошли не вполне успешно из-за большого влияния отдачи при выстреле на трансмиссию и ходовую часть Т-34-85. Не решила проблему и установка щелевого дульного тормоза.
Т-34-100 с орудием ЗИС-100 в стандартной башне Т-34-85. Зима 1944-45

Второй этап работ по оснащению "тридцатьчетверки" 100-мм пушкой был связан с проектированием танка Т-44В (будущий Т-54). По инициативе А.А.Морозова на заводе № 183 был разработан "подвижной стенд" из корпуса, узлов и агрегатов ходовой части и моторно-трансмиссионной группы Т-34-85 и новой башни Т-44В. Однако из-за большего диаметра башенного погона - 1700 мм - корпус танка пришлось несколько доработать. Был изъят курсовой пулемет и на одного человека сокращен экипаж, уменьшена толщина днища и крыши над двигателем, перенесены в отделение управления топливные баки, опущено сиденье механика-водителя, подвеска 2-го и 3-го опорных катков выполнена так же, как и подвеска первых катков, поставлены пятироликовые ведущие колеса. В таком виде эта машина получила обозначение Т-34-100. Ее масса достигла 33 т.
В феврале-марте 1945 года этот танк проходил испытания на Свердловском и Гороховецком полигонах. Причем в него устанавливалась как пушка ЗИС-100, так и Д-10 от ОКБ № 9. Испытания завершились довольно успешно, хотя кучность стрельбы была невысокой, а нагрузки на трансмиссию при выстреле по-прежнему были чрезмерно большими. Тем не менее, машина понравилась военным и они потребовали продолжения работ над ней, однако все попытки устранить перечисленные недостатки не увенчались успехом.
В то же время, в конце 1944 года, в КБ завода № 92 в Горьком спроектировали новое 100-мм орудие ЛБ-1, обладавшее пониженной отдачей. Это орудие также установили на Т-34-100. По устройству ЛБ-1 была очень близка к Д-10. Ствол ее состоял из трубы моноблока, навинтного казенника и дульного тормоза такой же конструкции, что и у ЗИС-100. Длина танка с пушкой вперед достигала 9150 мм, ствол на 3340 мм выходил за габариты машины.
С 6 по 14 апреля 1945 года на Гороховецком полигоне прошли полигонные испытания пушки ЛБ-1 в танке Т-34-100. Было сделано 1000 выстрелов и пройден 501 км. Фактическая скорострельность ЛБ-1 составила 5,2-5,8 выстр/мин. Кучность стрельбы у нового орудия оказалась выше, чем у предшественников, а нагрузки на ходовую часть и трансмиссию ниже.
Т-34-100 с пушкой ЛБ-1, установленной в большой башне

Т-34-100 со 100-мм орудием ЗИС-100 в большой башне

Несмотря на большой интерес военных к танку Т-34-100, серийное его производство так и не было начато - 100-мм пушка оказалась "неподъемной" для "тридцатьчетверки"...
По результатам испытаний, Т-34–100 с орудием ЛБ-1 было рекомендовано к принятию на вооружение, однако время Т-34 уже прошло безвозвратно, ибо в марте 1945 года на испытания вышел прототип танка Т-54, вооруженного 100-мм пушкой и превосходившего Т-34–100 по всем параметрам. Поэтому все дальнейшие работы с перевооружением Т-34 были свернуты.
*************
М-К №10 за 2001 год.
«Отчет по испытаниям Т-34 со 100-мм орудиями», НКТП, 1945;
«Артиллерийское вооружение советских танков 1940-1945», Армада, 1999;
И. П. Шмелев «Т-34», Техника и Вооружение № 11–12, 1998;
«Бронеколлекция» #3,4 1999.
-
Сказали спасибо uzer1100 :
-
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума